Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по теме
Предварительный просмотр:
§ Формирование элементов логического мышления у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития
из опыта работы учителя-дефектолога Русяевой Л. А
Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Что же включает в себя понятие "логическое мышление"? Это умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. Способность классифицировать. Обобщать и думать самостоятельно также являются неотъемлемыми признаками логического мышления.
Примеры практических заданий:
- Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала вводится две группы, например, фрукты и овощи, затем добавляются другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).
- Сортировка предметов (игрушек) по признаку (цвет, размеру, величина, форма, материал, из которого они сделаны).
- Составление целого из частей. Ребенку предлагается собрать разрезанную геометрическую фигуру. Для начала это может быть картонный квадрат. Он режется на 2, 3, 4 и более неравных частей (методика Б.П. Никитина). Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.
Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер. Дети в этом возрасте переходят к образному восприятию, начинают решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.
Примеры практических заданий:
- Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
- Повтор чередования или ритма. Ребенку предлагается продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, переходят к более сложному варианту - какой фигуры не достает в ряду (начинают с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
- Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
- Загадки. Они хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).
Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.
Примеры практических заданий:
- Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагайте указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит).
- Заполнение различных таблиц. Первые таблицы на 9 ячеек, заполняются фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставятся различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
- Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки. Они способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Для детей независимо от их возраста важно не торопиться, проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда малыш уже хорошо ориентируется в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно переходите к следующему (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).
Практически все логические задания решаются следующим образом: ребенок анализирует ситуацию, делает определенные выводы, приходит к логическому заключению. Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, желательно первое время озвучивать ему ход своих мыслей. Например: «Нам нужно найти, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»
Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в своих силах и удовлетворение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."
На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевреме...
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...