Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по теме

Русяева Людмила Александровна

 

   

Примеры практических заданий:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ
Office presentation icon prez-ya.ppt132.5 КБ

Предварительный просмотр:

§ Формирование элементов логического мышления у детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития

из опыта работы учителя-дефектолога Русяевой Л. А

Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Что же включает в себя понятие "логическое мышление"? Это умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. Способность классифицировать. Обобщать и думать самостоятельно также являются неотъемлемыми признаками логического мышления.

Примеры практических заданий:

  1. Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала вводится две группы, например, фрукты и овощи, затем добавляются другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).
  2. Сортировка предметов (игрушек) по признаку (цвет, размеру, величина, форма, материал, из которого они сделаны).
  3. Составление целого из частей. Ребенку предлагается собрать разрезанную геометрическую фигуру. Для начала это может быть картонный квадрат. Он режется на 2, 3, 4 и более неравных частей (методика Б.П. Никитина). Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер. Дети в этом возрасте переходят к образному восприятию, начинают решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.

Примеры практических заданий:

  1. Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
  2. Повтор чередования или ритма. Ребенку предлагается продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, переходят к более сложному варианту - какой фигуры не достает в ряду (начинают с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
  3. Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
  4. Загадки. Они хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Примеры практических заданий:

  1. Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагайте указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит).
  2. Заполнение различных таблиц. Первые таблицы на 9 ячеек, заполняются фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставятся различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
  3. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки. Они способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Для детей независимо от их возраста важно не торопиться, проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда малыш уже хорошо ориентируется в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно переходите к следующему (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).

Практически все логические задания решаются следующим образом: ребенок анализирует ситуацию, делает определенные выводы, приходит к логическому заключению. Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, желательно первое время озвучивать ему ход своих мыслей. Например: «Нам нужно найти, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»

Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в своих силах и удовлетворение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."

На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевреме...

Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...