НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Царица экономика. Знакомство с деньгами»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 233»
НОД по ФЭМП в подготовительной группе
«Царица экономика. Знакомство с деньгами»
Подготовил воспитатель:
Быстрова И.А.
Саратов 2023
Конспект образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет.
«Царица экономика. Знакомство с деньгами»
Цель: Познакомить детей с историей появления денег.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения денег, и дать представления о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей;
- расширять знания детей о значении денег в жизни человека, их разнообразии;
- познакомить с понятием «купюры», «монеты», «номинал»;
- продолжать учить решать простые математические задачи, ориентируясь на номинал денег;
- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- обогащать речь дошкольников новыми экономическими терминами и обобщающими понятиями;
- поощрять полные связные высказывания, формулирование собственного мнения;
Воспитательные:
- воспитывать культуру обращения с деньгами;
- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
Оборудование: набор монет и купюр разных достоинств, карточки с цифрами; копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).
Словарная работа: «купюра», «монета», «номинал»
Предварительная работа: на занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.
Принципы построения образовательной деятельности:
1. Принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений.
2. Принцип индивидуализации – решение задач осуществляется, исходя из интересов детей.
3. Принцип развивающей ориентации – развитие у детей творческой активности и самостоятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы:
1. Наглядный метод
2. Словесный метода
3. Проблемно-поисковый метод
4. прием эмоциональной заинтересованности
5. Игровой прием
Ход занятия:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте прекрасного настроения и хорошего дня.
Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)
Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)
Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.
Дети: Деньги, ура!
Воспитатель: Какие у нас тут деньги?
Дети: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. 50 копеек.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: А где вы сталкивались? Дети: Ответы.
- А давайте посчитаем, сколько у нас денег в коробочке.
Воспитатель: А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах.
Дети: Да.
Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?
Дети: размышляют.
Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Если что -то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: В газете, книгах, интернете, спрошу у родителей и т. д.
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги (воспитатель читает).
«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им не обходимы»
Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает деньги. Все металлические деньги называются «монеты. На каждой монете выбита цифра, которая обозначает ее стоимость, называется «номинал». Посмотрите на свои монеты и скажите у кого какой номинал. Все бумажные деньги всех стран мира называться «банкноты» или «купюры». Из чего изготавливают купюру? Купюры делают из специальной бумаги. Для чего, как вы думаете, ребята? (ответ)…. Что вы еще видите на купюре? На деньги наносят специальные защитные знаки (водяные знаки), если посмотреть на банкноту, повернув ее на свет, то мы их сможем увидеть. У тебя какой наминал? Что вы еще увидели? (Герб – эмблема российского банка изображен в виде орла).
Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам,что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?
Дети: Нет
Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие?
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно.
Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим (Презентация «Откуда к нам пришли деньги»)
1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.
2. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто - то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки.
4. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.
5. Затем появились деньги похожие на современные.
6. После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Умеем денежки считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Встанем на носочки столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас.
(Дети имитируют движения соотнося их со словами.)
Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).
Дети записывают значком на карте, что хорошо и что плохо.
Воспитатель: Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Следующий эксперимент
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте.
ВЫВОД:Купюра намокнет и развалится, а монета нет.
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Что выигрывает? Ставим плюсик.
ВЫВОД: Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.
4 эксперимент
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют.
ВЫВОД: Удобнее хранить купюру.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
- Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?
Ребята, а что еще можно использовать при оплате кроме денег? (Ответы детей) (Банковская карта). Как вы считаете, удобно ли пользоваться банковской картой? Почему? (Ответы детей).
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель:- А давайте сравним монеты? «Что больше?»
1 и 2
2 и 5
5 и 10
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи.
Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
На занятие не скучали, ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Все мы вдумчиво считали, сколько стоит, узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с математикой дружить.
Карта исследования денег
1 | Мнется, рвется? | |
+ | - | |
2 | Намокает или не намокает? | |
+ | - | |
3 | Что тяжелее? | |
- | + | |
4 | Что удобнее хранить в кошельке? | |
- | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Царица Математика"
Может быть полезно воспитателям подготовительных групп...
Конспект НОД «Царица экономика. Знакомство с деньгами»
- Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные признаки...
Конспект НОД «Царица экономика. Знакомство с деньгами»
Цель:- Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные при...
Конспект НОД «Царица экономика. Знакомство с деньгами»
Цель:- Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные при...
Конспект НОД «Царица экономика. Знакомство с деньгами»
Конспект НОД «Царица экономика. Знакомство с деньгами»...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ЦАРИЦА ЭКОНОМИКА. ЗНАКОМСТВО С ДЕНЬГАМИ»
Цель исследования: изучить историю происхождения денег, их роль в жизни человека и научиться правильно, обращаться с деньгами. Задачи:Узнать, как появились деньги, и о связи их с трудом.Выяснить,...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Знакомство с деньгами"
Познакомить детей с понятием денег и их использованием в повседневной жизни....