«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по математике (младшая группа)
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Математика– это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению надо хорошо знать возрастные психологические особенности. В младшем дошкольном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов– внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше строить через игру. Ведь игра имеет важное значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цель и задачи развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Математика– это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению надо хорошо знать возрастные психологические особенности. В младшем дошкольном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов– внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше строить через игру. Ведь игра имеет важное значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цель и задачи развития детей.
Цель: способствовать познавательному развитию, формировать элементарные математические представления.
Задачи:
Развивающие:
- развивать кругозор на базе ближайшего окружения
Образовательные:
- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма,цвет, величина)
- развивать наглядно - образное мышление
- формировать навыки конструктивной (продуктивной) деятельности
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Работу с детьми нужно начать с построения предметно -развивающей среды, изучив задачи данной возрастной группы (наполнить атрибутикой, пособиями, дидактическими играми)
Среда детей младшей группы более стабильная, должна включать пособия пособия на развитие мелкой моторики рук, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрешки.
Дидактические игры могут решать, как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько задач. Например, в дидактической игре «Веселый мяч» , решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз. В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе, красный цветок на полянке внизу, около красного цветка вырос желтый одуванчик.
С целью ознакомления с геометрическими фигурами можно использовать дидактические игры, такие как «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку» (дети накладывают тождественную фигуру на образец).
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах можо использовать игру «Чудо-дерево» (Посмотрите на полянке солнышко сверкает, чудо-дерево стоит, очень странное на вид. Выросли на нем не листочки, не цветочки, а очень интересные геометрические фигуры. Посмотрите, какого цвета круги, квадраты, треугольники? (ответы детей) Тут бабочка пролетела в руке держит ведерко, какую геометрическую фигуру бабочка положила в ведерко? и т.д)
При формировании знаний детей о величине можно использовать дидактические игрушки: вкладыши, матрешки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.
Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность, яркость дидактических пособий.
Для ознакомления детей с ситуацией убавления и добавления, изменения количества, можно использовать игру с использованием зарифмованных игровых задач. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминаю, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делают игру интересней и занимательней.
Например:
- «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек (дети знакомятся в игровой форме с ситуацией изменения количеств – добавления и убавления)
- «Каждой козочке по розочке»
- «Каждому комарику по шарику»
- «Каждой Нюше по груше» и т.д
С помощью дидактических игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс интересным и занимательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Развиваем речь, пополняем словарный запас слов....
"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"
Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...
Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...
Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
презентация по теме "Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста"...
Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра –игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...