Логические блоки Дьенеша – средство формирования представлений о цвете, форме и величине предметов.
методическая разработка по математике
Консультация для педагогов по ознакомлению дошкольников с логическими блоками Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логические блоки Дьенеша | 477.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические блоки Дьенеша – средство формирования представлений о цвете, форме и величине предметов.
Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Одной из таких игрушек являются логические блоки Дьенеша.
Этот дидактический материал разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Суть его подхода заключается в том, что математические знания дети получают не в постоянных каких-то повторяющихся упражнениях, заданиях, а в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.
Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а так же восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию).
Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в блоках разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом отсутствие их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать блоки по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Основная цель использования блоков Дьенеша – развить у детей логическое мышление, научить их решать логические задачи, а такжеформировать предпосылки учебной деятельности.
Логические блоки Дьенеша:
∙ знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
∙ развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
∙ формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
∙ развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
∙ развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.
Организация работы с блоками Дьенеша
В самом начале работы мы познакомились с литературой, посвященной данной теме и опытом коллег. Много интересного и полезного материала и знаний получили, просмотрев вебинары по использованию блоков в работе с дошкольниками. В своей работе использовали индивидуальные и групповые формы работы.
Мы увидели, что детей заинтересовали игры с блоками и наметили этапы работы:
Первый этап – это знакомство с блоками Дьенеша. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. На этом этапе необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками: рассматривать их, обследовать, использовать по своему усмотрению, конструировать различные постройки. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:
- найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
- найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
- назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине). После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
Второй этап. В процессе различных действий с блоками учим абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер). Для этого используемтакие задания, как «Продолжи ряд»: Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
Затем детей учат умениям сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, при этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (два свойства) и т.д. Если у детей хорошо усвоены три свойства — это цвет, форма, размер; добавляем четвертое свойство толщину.
Третий этап. После усвоения всех четырех свойств, вводим условные обозначения свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Другими словами, кодируем информацию. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Четвертый этап. Вводятся карточки с отрицанием свойств: не синий, не круглый, не толстый и т.д. Карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:
− от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать четырьмя свойствами
− от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета (или отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточками-символами
− от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Особенности использования в работе с детьми.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические, карточки с кодированными свойствами) не адресуются конкретному возрасту. Мы начали работу с блоками Дьенеша с детьми 4-5 лет. Мы уже изучили свойства блоков, как объёмных, так и плоскостных. Теперь учимся «работать» с блоками – сравнивать, классифицировать, анализировать предметы по одному и двум свойствам. Планируем эту работу продолжить в старшей группе и в подготовительной начать работу с кодированными карточками-схемами.
При этом мы постоянно отслеживаем результативность освоения заданий с блоками Дьенеша: если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит упрощаем задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Логические блокиДьенеша – дидактический материал
Логические «Блоки Дьенеша» (объёмные) представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковойфигуры!
Плоскостные блоки Дьенеша имеют три признака: форма, цвет, размер.
Использование логических блоков Дьенеша позволяет решить следующие задачи:
- Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развитие пространственного представления.
- Развитие логического мышления, представлении о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
- Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развитие познавательных процессов, мыслительных операций.
- Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
- Развитие речи.
Математика по праву занимает очень большое место в развитии детей дошкольного возраста. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам – логические блоки Дьенеша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.
Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...
Консультация для родителей:«Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»
Данная консультация поможет родителям и их деткам выучить и запомнить основные цвета, начиная с раннего возраста....
Консультация для родителей «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»
Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать...
Статья "Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов".
В статье раскрыта система работы по развитию сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой, величиной....
Методическая разработка "Учимся,играя: знакомство с цветом,формой и величиной предметов"
quot;Учимся играя: знакомимся с цветом,формой и величиной предметов"...
Памятка "Знакомство с цветом, формой и величиной предметов"
в памятке раскрыты этапы формирования у дошкольников представлений о форме, цвете и величине предметов...
Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...