Ступеньки к школе
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Волкова Лариса Александровна

Программа кружка 2024-2025 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_2024-2025_uch.god_.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Газопроводская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа кружка

«Ступеньки к школе»

по платной образовательной услуге

Подготовительная группа «Пчелки»

воспитатель Волкова Л.А.

2024-2025 уч. год

   Пояснительная записка

   Программа «Ступеньки к школе» по математике и подготовке к обучению грамоте для дошкольников разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов

   Организации кружка «Ступеньки к школе» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, 30 минут, во второй половине дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя развитие их речи, желание заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

   Актуальность: Программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме, а также позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

   Основная цель данной программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

  Задачи:

- Охранять и укреплять здоровье дошкольников, развивать их двигательную культуру.

- Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

- Развивать личностные качества ребёнка, а также его мышление, память, воображение, речь, эмоциональную сферу.

- Формировать опыт самопознания.

- Развивать устную речь детей.

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.

    К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

   Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо».

   К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека

   Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему, нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

  Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения.

  У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

   Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

   В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

  В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Программа представлена следующими разделами:

1.Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

- Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

- Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

- Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.

- Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.

- Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).

2. Развитие математических представлений.

- Закреплять счет в пределах 20.

- Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

- Закреплять понимание отношений между числами.

Учебный план

Предмет                                                                                      время в неделю

- подготовка к обучению грамоте, графические упражнения  -        15 мин.

- математика                                                                                  -        15 мин.

Ведущим методическим приёмом на занятиях выступают дидактическая игра и игровые упражнения.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Формы и режим занятий

Программа реализуется в течение 1 года, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.

 В интеллектуальной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, творческая активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.

Календарно – тематическое планирование

Ноябрь

1.

1. «Количество и счет»

«Расставь числа по порядку».

2. Слова и звуки.

1. Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

2. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука. 

2.

1. «Количество и счет»

«Соседи числа»

2. Слова и звуки.

1. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале слова. 

3.

1. Порядковый счет. Геометрические тела.

2. Слова и звуки.

1. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, закреплять понятие порядковые числа. 

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,

2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в конце слова.

4.

1. «Количество и счет»

2. Слова и звуки.

1. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова.

Декабрь

5.

1. Количество и счет»

Ориентировка на плоскости.

2. Слова и звуки.

1. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги).

2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова.

6.

1. «Геометрические фигуры»

«Волшебные фигуры»

2. Слова и звуки.

1. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам

2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова.

7.

1. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры.

Упражнять в решение простых задач на сложение.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные.

8.

1. «Количество и счет».

3. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять счет в пределах 20.  Систематизировать понятия: больше, меньше, равно; знаки <,  >, =.

Упражнять в решение простых задач на вычитание.

3. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные.

Январь

9.

1. «Найди и обведи заданный фрагмент».

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные.

10.

1.«Определение величины»

«Измерительные приборы: линейка»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Развивать умение сравнивать длину, размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

11.

1. «Придумай задачу»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Упражнять в решение простых задач на сложение.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

12.

1.«Геометрические фигуры»

«Волшебные фигуры»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

Февраль

13.

1. «Количество и счет»

«Весёлые ступеньки»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

14.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

15.

1. «Количество и счет».

Геометрические фигуры.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

16.

1. «Ориентировка во времени»

«Дни недели»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

Март

17.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов

1.  Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

18.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

19.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение.

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

20.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение.

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

Апрель

21.

1. «Количество и счет»

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение.

 

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные

22.

1. «Количество и счет»

2. «Составляем рассказы по картинкам»

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

23.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Молочко и котенок»

1. 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

24.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Щенок на поляне».

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

Май

25.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Бабушка и котенок».

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

26.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Ёжик с грибами».

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

27.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Волчонок и костер».

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

28.

1. «Количество и счет»

2. Составляем рассказы по картинкам: «Котенок первый раз во дворе».

1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

Методическое обеспечение программы «Ступеньки к школе»

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.

2. Бортникова Е.Ф. «Составляем рассказы по картинкам» тетрадь с заданиями.

3. Бортникова Е.Ф. «Учимся решать задачи» тетрадь с заданиями.

4. Бурдина С.В.  Серия «Умный малыш». Классификация

5. Бурдина С.В.  Серия «Говорим правильно: Слова и звуки».

6. Бурдина С.В.  Серия «Говорим правильно: Делим слова на слоги».

7. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»

8. Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей.  Математика для малышей (часть1).

9. Михайлова З.А. Математика – это интересно.

10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.

11. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет», М., 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ступеньки к школе.

Информация  для родителей будущих первоклассников....

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ступеньки к школе» (социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)

Цель программы:Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника; эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребен...

Парциальная программа "Ступеньки к школе" (познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)

Цель программы:Развитие у детей познавательных способностей, стремления к школьному обучению, к будущей новой социальной позиции школьникаЗадачи:1.Сформировать у детей подготовительной группы правильн...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Конспекты по ДОП "Ступеньки к школе"(Подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год

Конспекты по ДОП "Ступеньки к школе"(Подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год. Разработаны на основе программы Е.В.Колесниковой "От звука к букве" и "Математическое р...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Ступеньки к школе" (подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа "Ступеньки к школе" (подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год...