Ступеньки к школе
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Программа кружка 2024-2025 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2024-2025_uch.god_.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Газопроводская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа кружка
«Ступеньки к школе»
по платной образовательной услуге
Подготовительная группа «Пчелки»
воспитатель Волкова Л.А.
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Ступеньки к школе» по математике и подготовке к обучению грамоте для дошкольников разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов
Организации кружка «Ступеньки к школе» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 30 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя развитие их речи, желание заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Актуальность: Программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме, а также позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Основная цель данной программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье дошкольников, развивать их двигательную культуру.
- Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
- Развивать личностные качества ребёнка, а также его мышление, память, воображение, речь, эмоциональную сферу.
- Формировать опыт самопознания.
- Развивать устную речь детей.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.
Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо».
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему, нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Программа представлена следующими разделами:
1.Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
- Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
- Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
- Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
- Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
- Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
2. Развитие математических представлений.
- Закреплять счет в пределах 20.
- Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.
- Закреплять понимание отношений между числами.
Учебный план
Предмет время в неделю
- подготовка к обучению грамоте, графические упражнения - 15 мин.
- математика - 15 мин.
Ведущим методическим приёмом на занятиях выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Формы и режим занятий
Программа реализуется в течение 1 года, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.
В интеллектуальной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, творческая активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
Календарно – тематическое планирование
Ноябрь
1. | 1. «Количество и счет» «Расставь числа по порядку». 2. Слова и звуки. | 1. Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку. 2. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука. |
2. | 1. «Количество и счет» «Соседи числа» 2. Слова и звуки. | 1. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». 2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале слова. |
3. | 1. Порядковый счет. Геометрические тела. 2. Слова и звуки. | 1. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, закреплять понятие порядковые числа. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, 2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в конце слова. |
4. | 1. «Количество и счет» 2. Слова и звуки. | 1. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». 2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. |
Декабрь
5. | 1. Количество и счет» Ориентировка на плоскости. 2. Слова и звуки. | 1. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги). 2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. |
6. | 1. «Геометрические фигуры» «Волшебные фигуры» 2. Слова и звуки. | 1. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам 2. Обучение ответам на вопросы. Дифференциация понятий «звук». Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. |
7. | 1. «Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры. Упражнять в решение простых задач на сложение. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные. |
8. | 1. «Количество и счет». 3. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять счет в пределах 20. Систематизировать понятия: больше, меньше, равно; знаки <, >, =. Упражнять в решение простых задач на вычитание. 3. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные. |
Январь
9. | 1. «Найди и обведи заданный фрагмент». 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные. |
10. | 1.«Определение величины» «Измерительные приборы: линейка» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Развивать умение сравнивать длину, размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
11. | 1. «Придумай задачу» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | Упражнять в решение простых задач на сложение. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
12. | 1.«Геометрические фигуры» «Волшебные фигуры» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
Февраль
13. | 1. «Количество и счет» «Весёлые ступеньки» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
14. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
15. | 1. «Количество и счет». Геометрические фигуры. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
16. | 1. «Ориентировка во времени» «Дни недели» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
Март
17. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
18. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
19. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение. | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
20. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение. | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. |
Апрель
21. | 1. «Количество и счет» 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Ударение.
| 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные |
22. | 1. «Количество и счет» 2. «Составляем рассказы по картинкам» | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
23. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Молочко и котенок» | 1. 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
24. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Щенок на поляне». | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
Май
25. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Бабушка и котенок». | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
26. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Ёжик с грибами». | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
27. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Волчонок и костер». | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
28. | 1. «Количество и счет» 2. Составляем рассказы по картинкам: «Котенок первый раз во дворе». | 1. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. 2. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
Методическое обеспечение программы «Ступеньки к школе»
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.
2. Бортникова Е.Ф. «Составляем рассказы по картинкам» тетрадь с заданиями.
3. Бортникова Е.Ф. «Учимся решать задачи» тетрадь с заданиями.
4. Бурдина С.В. Серия «Умный малыш». Классификация
5. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно: Слова и звуки».
6. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно: Делим слова на слоги».
7. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
8. Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей (часть1).
9. Михайлова З.А. Математика – это интересно.
10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.
11. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет», М., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ступеньки к школе.
Информация для родителей будущих первоклассников....
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ступеньки к школе» (социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)
Цель программы:Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника; эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребен...
Парциальная программа "Ступеньки к школе" (познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)
Цель программы:Развитие у детей познавательных способностей, стремления к школьному обучению, к будущей новой социальной позиции школьникаЗадачи:1.Сформировать у детей подготовительной группы правильн...
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...
Конспекты по ДОП "Ступеньки к школе"(Подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год
Конспекты по ДОП "Ступеньки к школе"(Подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год. Разработаны на основе программы Е.В.Колесниковой "От звука к букве" и "Математическое р...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Ступеньки к школе" (подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательная программа "Ступеньки к школе" (подготовка к школе) на 2023-2024 учебный год...