Особенности формирования у детей умения ориентироваться во времени на прогулках.
материал по математике

Зинира Аскатовна Абубакирова

Раздел ФЭМП: Изучение формы предметов в пространстве и во времени

Доклад  и презентация к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

ДОКЛАД

на тему:

«Особенности формирования у детей умения ориентироваться   во времени на прогулках»

Выполнила: Абубакирова Зинира Аскатовна

студентка 3 курса группы ZSДО51

заочной формы обучения

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа: Дошкольное образование

Стерлитамак - 2023

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как бедующему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, формировать предпосылки учебной деятельности.

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через повседневную жизнь и непосредственно образовательную деятельность, в режимных моментах, на прогулках.

Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день-ночь, утро-вечер, секунда-минута, быстро-медленно, осень-лето, зима-весна и др. Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание временной длительности должно сочетаться с познанием временной последовательности, которые связаны друг с другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и их последовательность, периодичность событий во времени и т.д.).

Познание мер времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) должно основываться на развитии «чувства времени» у ребенка, осознании им своего настоящего прошлого и будущего. Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их, без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей.

Поскольку время - чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов. С помощью таких способов можно определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам). Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка. Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать. Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту. Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку. В приёмной комнате детям одеться за одну минуту. 

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети 100 раз закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня». После этого детям предлагается загадка: «Что было вчера, а будет завтра?» (Сегодняшний день.) Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливать их логическую последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Важно, чтобы все дети правильно выполнили эту работу. Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие — медленно. Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову»

В старшей группе детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т. д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти знания дома. В обучении детей этого возраста используются дидактические игры, различные упражнения: «Назови следующий день», «Назови соседей названного дня» и т. д. Дошкольникам можно показать, что если неделя начинается с понедельника, то заканчивается она в воскресенье, а если с четверга, то заканчивается в среду

В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа.

На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами. В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы). Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т.

Особо хочется остановиться на наблюдениях за явлениями в природе. При наблюдении внимание детей надо сосредотачивать на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), разнообразной деятельности людей. Выбор места для наблюдения, время и содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работает воспитатель. Самое главное- умение педагога показать, подметить и объяснить взаимозависимость, существующую в природе: как светит солнышко, греет оно или нет и так далее[15].

Педагогу, ведущему наблюдение с детьми нужно хорошо ориентироваться в окружающих нас природных процессах. Утром, выходя на прогулку с детьми, педагогу важно обратить внимание на главный признак утра – низкое местонахождение Солнца по отношению к Земле, характерный цвет неба. А если провести с детьми наблюдение во второй половине дня, в зимнее время, то можно загадать загадку: "Светит, светит и не греет, как костер сияет ясно, ходит в небе круг за кругом, и тепло по всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это?"

Чтобы ярче в памяти у детей оставались впечатления, целесообразно им задавать вопросы, говорить народные приметы, загадывать загадки, рассказывать отрывки стишков. Такие наблюдения освежают ранее полученные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению задания по ориентировке во времени. Желательно, наблюдения проводить в ясную погоду, чтобы хорошо было видно солнце.

Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня – все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.

Нужно дать детям возможность работать с приборами по измерению времени. Такими возможностями обладает эксперимент, он позволяет дать детям более полную информацию определения времени, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

ТЕСТЫ:

  1. В какой возрастной группе у детей расширяются представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.

А) в младшей группы

Б) в средней группе

В) со старшей группы

Г) в подготовительной группе

  1. Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через…

А) непосредственная образовательная деятельность

Б) в режимных моментах

В) на прогулках

Г) все верно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования у детей умения ориентироваться во времени на прогулках Выполнила: Абубакирова Зинира Аскатовна Группа ZS ДО51

Слайд 2

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Слайд 3

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через непосредственно образовательную деятельность, в режимных моментах, на прогулках. Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

Слайд 4

Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день-ночь, утро-вечер, секунда-минута, быстро-медленно, осень-лето, зима-весна и др.

Слайд 6

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

Слайд 7

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра. Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д.

Слайд 8

В старшей группе детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т. д.

Слайд 9

В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа. На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами. В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе.

Слайд 10

Прогулки Педагогу, ведущему наблюдение с детьми нужно хорошо ориентироваться в окружающих нас природных процессах. Утром, выходя на прогулку с детьми, педагогу важно обратить внимание на главный признак утра – низкое местонахождение Солнца по отношению к Земле, характерный цвет неба. А если провести с детьми наблюдение во второй половине дня, в зимнее время, то можно загадать загадку: "Светит, светит и не греет, как костер сияет ясно, ходит в небе круг за кругом, и тепло по всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это?"

Слайд 11

Чтобы ярче в памяти у детей оставались впечатления, целесообразно им задавать вопросы, говорить народные приметы, загадывать загадки, рассказывать отрывки стишков. Такие наблюдения освежают ранее полученные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению задания по ориентировке во времени. Желательно, наблюдения проводить в ясную погоду, чтобы хорошо было видно солнце

Слайд 12

Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня – все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.

Слайд 13

Нужно дать детям возможность работать с приборами по измерению времени. Такими возможностями обладает эксперимент, он позволяет дать детям более полную информацию определения времени, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Слайд 14

Игры на прогулке 1.«Назови противоположное слово» Ведущий называет слово и предлагает назвать противоположное слово ребёнку, которому он бросит мяч (например, утро – вечер, раньше – позже, лето – зима, холодно – тепло и др.) Затем ребёнок бросает мяч ведущему и т. д. 2. «Лови, бросай, дни недели (времена года, месяцы, части суток) называй» Ведущий бросает мяч одному из детей, который называет день недели (месяц, время года, часть суток) и бросает мяч другому ребёнку. Этот ребёнок называет следующий за названным день недели и т. д., пока не будут названы все дни недели (месяцы, времена года, части суток) .

Слайд 15

3. «Сова» Материал: маска совы, стулья или кружки (норки) по количеству детей . Описание: дети – «мышки» стоят в кругу и говорят В лесу темно, (действия выполняет сова соответственно тексту) Все спят давно. Одна сова не спит, Летит, кричит. На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит! ( «мышки» убегают от совы в норки, сова летает и ловит их)

Слайд 16

ТЕСТЫ ТЕСТЫ: В какой возрастной группе у детей расширяются представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра. А) в младшей группы Б) в средней группе В) со старшей группы Г) в подготовительной группе 2. Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через… А) непосредственная образовательная деятельность Б) в режимных моментах В) на прогулках Г) все верно

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...

Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

Представленные игры помогут детям закрепить умение ориентироваться в пространстве...

Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»...

Умение ориентироваться во времени

Конспект по ФЭМП в младшей группе...