Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
консультация
Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_osobennosti_orientirovki_v_prostranstve.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Цель: познакомить родителей с понятием ориентировка в пространстве, показать способы развития ориентировки через игровую деятельность. Воспитывать стремление, интерес к совершенствованию ориентировки в пространстве у ребенка, способствовать установлению доброжелательных отношений с родителями.
Здравствуйте, Артема я знаю некоторое время, но уже хочется отметить, что он доброжелательный, отзывчивый, веселый, самостоятельный мальчик, часто проявляет инициативу в занятиях и различных играх. Также Артем отличается хорошим поведением в стенах детского сада.
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды ручного труда и т.д. Не смотря на все различия данных видов деятельности, было обнаружено общее правило – взаимосвязь между освоением ребенком с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности и образованием системы пространственной ориентации.
Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаком предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный - короткий), понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево - направо), о расстояниях (близко - далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине).
Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. Вначале своего развития ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.
В процессе взаимодействия приобретаемого в общении с окружающим миром опыта и его переработки у ребенка формируются определенные представления о закономерностях окружающего пространства.
Развитие ориентировки в пространстве начинается с различений пространственных отношений собственного тела. Дети познают себя и собственное тело через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, сырость или сухость, ощущение горячего или холодного, сладкого или кислого, а также через различные соприкосновения с другими людьми.
Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, - это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития ориентировки в пространстве осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т.д.
Сначала формируются представления вертикали («верх-низ»), затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития пространственных представлений детей на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
И, наконец, третий уровень - уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т.д.Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т.п.
Развитие пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, прикосновений и т.п. Детям до 7-ми летнего возраста необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (детская площадка во дворе, лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т.д.), а также как можно меньше взаимодействовать с плоскостью (телевизор, компьютер, плоскость листа и т.д.).
В развитии у ребенка пространственных представлений можно использовать различные «маркеры», которые «заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно».
Таким образом, в норме к 6-7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «спереди - сзади» и т.п. Развитие пространственных представлений является необходимым условием формирования пространственного мышления.
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
- конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется по аналогии со своим телом, все определяет относительно собственного тела;
-достаточно трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки относительно левой;
- относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.
Развитие ребенка происходит в присущих ему видах деятельности. Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - игра, сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность. Все эти виды деятельности объединяет одна общая особенность - ориентировка в пространстве. Разыгрывая сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей, изменяет положение предметов в игре. Изучая методические приемы формирования у детей пространственных представлений надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала.
Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.
Практическая часть
Приглашаю Артема , сообщаю ему что сейчас мы с ним поиграем в игру, которая называется «Найди игрушку».Сообщаю, что «Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатываю конверт и читаю: «Надо встать перед столом , повернуться налево, пройти 3 шага вперед, повернуться направо, пройти 2 шага вперед, повернуться направо и пройти 3 шага вперед» .Когда Артем, выполнил все указания, находит игрушку, сообщаю , что в письме написано где можно найти еще одну игрушку. Предлагаю Артему найти ее. По завершению хвалю Артема.
Предлагаю Артему еще одно для него упражнение, где ему нужно будет называть где пролетает самолет. Сообщаю, что я сейчас возьму самолет и буду переносить самолет в разные стороны, а ему нужно будет назвать эти стороны. Начинаю показывать, Артем отвечает (самолет над головой, самолет справа, самолет под столом, самолет слева, самолет между столами, самолет за вазой).Затем предлагаю Артему взять самолет в руки и выполнить следующее :
-пронести самолетик над головой.
-переложить самолетик из правой руки в левую.
-посадить самолетик на ладошку и вытянуть вперед правую руку.
-спрятать самолетик от врага за спину.
-посадить самолетик на левую ладошку.
-посадить самолётик рядом с левой ногой.
-посадить самолетик впереди себя на пол.
-посадить самолетик справа рядом с собой
По завершению хвалю Артема и предлагаю выложить геометрические фигуры на белом листе бумаги, по моим указаниям. Кладу перед Артемом белый лист бумаги и геометрические фигуры. Сообщаю, что сейчас я буду давать указания, а ему следует их выполнять. «Возьми красный круг и положи его по центру листа, возьми синий квадрат и положи его над кругом, возьми 2 черных треугольника, один положи в верхний правый угол, а второй в нижний левый угол, возьми прямоугольник и помести его под кругом и т.д.» Затем предлагаю назвать местоположение каждой фигуры на листе. По завершению хвалю Артема и даю ему медаль за хорошие знания.
Я думаю, что у Артема хорошие знания об ориентировке в пространстве, но их нужно закреплять и дополнять. Помочь в этом Артему можете именно Вы. Я хочу дать вам вот такую памятку, чтобы вы могли закреплять знания об ориентировке со своим ребенком. Если у вас есть вопросы ко мне, я Вас внимательно слушаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движени...
Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...
"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...
Реферат на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве с применением дидактических игр"
Актуальность работыобусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, всопитания и обучения детей дошколь...
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве"
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве"...