Диагностика "Величина и измерения"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Диагностическая методика Ю.Ф. Гаркуша «Что за чем»

 

Диагностическая методика Ю.Ф. Гаркуша «Измерение длины предметов»

 

Диагностическая Н.Я. Кушнир «Условная мерка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostiki_velichina_i_izmerenie_5-6_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Диагностическая методика Ю.Ф. Гаркуша «Что за чем»

Цель: исследование возможностей осуществления операции сравнения предметов разной длины, ширины, высоты.

Материал: ленточки разной длины, полоски разной ширины, пирамидки (домики) различной высоты.

Инструкция: Разложи ленточки (полоски, пирамидки) а) в возрастающем; б) в убывающем порядке.

Ход выполнения задания:

Педагог организует игру «Что за чем?» По условиям игры дети должны разложить предметы в указанном педагогом порядке. Каждая из групп предметов (ленточки, полоски, пирамидки) последовательно предлагаются педагогом. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложил предметы.

Виды помощи:

Дополнительные вопросы педагога (например, Какая ленточка самая короткая? Какая пирамида самая низкая?)

- разъяснение порядка действий (сначала выложил самую короткую ленточку, потом длиннее, еще длиннее, самую длинную);

- применение формулировки правила выбора (Выбирай каждый раз из всех полосок самую, короткую или самую длинную);

- использование основы (полоски из картона) с целью правильного совмещения (расположения) предметов, сравниваемых по длине, ширине при их наложении (приложении);

- демонстрация способа выполнения задания (педагог сам выкладывает самую короткую ленточку, под ней длиннее, а ребенку предлагает закончить ряд).

Критерии оценки результатов:

  • высокий уровень (3 балла) - правильно раскладывают 5 предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте, делают это без затруднений, количество ошибок 0-1, при этом действуют на глаз или на основе выбора, подравнивают сравниваемые предметы; при сравнении используют прием приложения или наложения; проверяют правильность выполнения задания, речь детей хорошо развита, они правильно называют величины предметов, используют слова: самый большой, меньше, еще меньше, маленький; действуют самостоятельно;
  • средний уровень (2 балла) – допускают количество ошибок от 2 до 4, затрудняются в выкладывании предметов в возрастающем, убывающем порядке. При раскладывании предметов наблюдаются неточности в речи, заменяют одни слова другими, не соблюдают правила при раскладывании: не подравнивают предметы, выполняют задание на основе проб и ошибок; используют помощь взрослого.
  • низкий уровень (1 балл) – не справляются с заданием самостоятельно, нуждаются в помощи взрослого, количество ошибок от 5 и более.

Приложение 3

Диагностическая методика Ю.Ф. Гаркуша «Измерение длины предметов»

Цель: определить возможности ребенка выполнять измерение длины предмета.

Материал: несколько полосок из цветной бумаги, мерка (палочка), карандаш.

Инструкция: измерь полоски меркой. Выбери равные по длине для плетения коврика.

Ход выполнения задания:

Педагог организует игру, что за чем? По условиям игры дети должны разложить предметы в указанном педагогом порядке. Каждая из групп предметов (ленточки, полоски, пирамидки) последовательно предлагаются педагогом. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложил предметы.

Критерии оценки результатов:

  • высокий уровень (5 баллов) – ребенок умеет измерять длину предметов с помощью условной мерки, формулирует в речи, что и чем измеряется, каков результат, легко запоминает алгоритм процесса измерения, аккуратно выполняет необходимые действия, контролирует процесс и результат измерения;
  • средний уровень (4 балла) – умеет пользоваться условной меркой, не запоминает алгоритм процесса измерения, недостаточно аккуратно выполняет необходимые действия, не всегда контролирует процесс и результат измерения; самостоятельно делает вывод о полученном результате, при измерении длины допускает ошибки: неправильно устанавливает точку отсчета, начинает не от самого края.
  • низкий уровень (3 балла) – ребенок не умеет пользоваться условной меркой, при измерении делает многочисленные ошибки.

Приложение 4

Диагностическая Н.Я. Кушнир «Условная мерка»

Выявляет умение пользоваться условной меркой при изучении объема жидких и сыпучих тел.

Инструкция к проведению:

Педагог показывает сосуды и задает ребенку вопрос: «Как ты думаешь, где больше воды?» Выслушивает ответ, продолжает: «А как можно проверить, прав ты или нет? Сможешь ли ты проверить это с помощью этого маленького стаканчика?» Когда ребенок выполнит задание, спросить у него: «Так в каком сосуде было больше воды?» Если предварительный ответ ребенок дал, ориентируясь на уровень воды в сосудах, спросить его: «Почему же ты ошибся?»

Материал: два сосуда различной формы, наполненных одинаковым количеством жидкости или пшена. Уровень жидкости или крупы в сосудах разный. Мерный стаканчик, две небольшие емкости для измерения жидкости или крупы.

Оценка результатов:

  • высокий уровень, 1балл – ребенок может дать неправильный ответ, но демонстрирует знания в обращении с условной меркой и сделает правильное заключение: «Я ошибся, потому что воды в нем больше»;
  • средний уровень, 0,5 балла – пользуется условными мерками с дозированной помощью взрослого, не может сделать правильные выводы;
  • низкий уровень, 0 баллов – ребенок не справляется с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте

Измерительная деятельность связана с целым рядом важнейших математических понятий. Остановимся более подробно на их характеристике. Так как в процессе измерения сравниваются в...

Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "

Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...

конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"

конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с  применением технологии деятельностного метода(проблемный)...

Измерение. Литр, пол-литра.

В занятии дается понятия литр и пол-литра. Математический диктант "Бабочка". Решение задач в пределах десяти...

Обучение детей измерению с помощью общепринятых единиц измерения: см, дм, м

Умение измерять различные объекты,имеет большое значение для общего умственного развития детей....

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...