Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте
статья по математике по теме
Измерительная деятельность связана с целым рядом важнейших математических понятий. Остановимся более подробно на их характеристике. Так как в процессе измерения сравниваются величины, то в начале рассмотрим содержание понятия «величина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_predstavleniy_o_razmerah_predmetov_i_ih_izmerenii.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте
Измерительная деятельность связана с целым рядом важнейших математических понятий. Остановимся более подробно на их характеристике. Так как в процессе измерения сравниваются величины, то в начале рассмотрим содержание понятия «величина».
Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины.
Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений. [22]
Дошкольники постоянно сталкиваются с такими сторонами действительности, которые могут служить для формирования представления о некоторых конкретных величинах: длине, ширине, высоте.
Формирование у дошкольников представлений о размерах предполагает развитие умений ориентироваться в пространственных признаках предметов. Они носят достаточно конкретный характер: умение показывать, называть длину, ширину, высоту предметов, определять их размер в целом. Такое представление о величине является первоначальным и связано с созданием чувственной основы для формирования в последующем научного понятия.
Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость – основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые подвергают различные качества, в том числе длину, ширину, высоту. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов.
Величина характеризуется также изменчивостью. Например, изменение длины данного стола изменяет лишь его размер, но не меняет его содержания и качества - стол остается столом.
Третье свойство величины – относительность. Один и тот же предмет может быть определен как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.
Сравниваемость, изменчивость, относительность – эти основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты.
Измерение может быть как непосредственным и простым сопоставлением единицы измерения и измеряемого, так и более или менее опосредованным.
Измерение включает в себя две логические операции: первая – это процесс разделения, который позволяет ребенку понять, что целое можно раздробить на части; вторая – это операция замещения, состоящая в соединении отдельных частей (представленных числом мерок).
Сущность измерения состоит в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины данного объекта по отношению к принятой мере. Посредством операции измерения устанавливается численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.
Использование условных мерок делает измерение доступным. В быту часто измеряют длину комнаты шагами, количество крупы в пакете стаканами. Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого объекта. Старшие дошкольники могут понять, что между условной меркой и измеряемым объектом есть нечто общее: мерка должна соответствовать измеряемому объекту, быть одного и того же рода с ним. Однородность является необходимым условием для осуществления самого процесса измерения.
Измерение объектов условными мерками не является подлинно математической операцией в силу нескольких причин. Одна из них уже известна: единица измерения выбирается произвольно, в зависимости от ситуации и конкретных условий. Другая причина тесно связана с первой: при измерении условной меркой оценка величины носит менее точный характер, чем при измерении общепринятыми единицами. Например, с помощью условной мерки – шага – выясняется, что длина дорожки равняется 10 шагам, как правило, разная и, повторив измерение, можно получить другой результат.
Ни сам процесс измерения условной меркой, ни способ действия не противоречат сущности операции измерения. В ходе ее требуется конкретно определить, что выступает в качестве объекта измерения: длина, ширина, высота; произвести операцию измерения, действуя меркой по определенным правилам, осмыслить результат как отношение измеряемого объекта к мерке. Измерение условными мерками основывается на сочетании практических действий с умственными, из которых складываются соответствующие навыки. Измерительная деятельность тесно связана со счетом. Недостаточная координация движений, неумение согласовывать их со счетом являются причинами ошибок детей в процессе измерительной деятельности. Однако в условиях обучения они усваивают приемы измерения, приходят к пониманию сущности этой деятельности в конкретной форме.
Старшие дошкольники овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Существуют и другие виды измерения – определение с помощью условной мерки объема сыпучих и жидких веществ, массы предметов и др.
Применение мерок придает точность установленным в процессе измерения отношениям равенства – неравенства, части – целого, позволяет полнее и глубже выявить их свойства.
Измерение условными мерками дает возможность познакомить дошкольников с некоторыми простейшими видами функциональной зависимости. [8]
Все представления, которые формируются у детей в процессе измерения, тесно связаны между собой. Измерение наполняет их конкретным содержанием, помогая овладеть математическими понятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Картотека подвижных игр, направленных на развитиие представлений о форме предметов и геометтрических фигур у детей дошкольного возраста
Картотека подвижных игр, направленных на развитие представлений о фоме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ, МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ,МЕРАХ И СПОСОБАХ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(методические указания) Процесс дифференцировки массы должен...
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....
Обследования детей дошкольного возраста о размерах предметов и их измерений.
Обследования детей дошкольного возраста о размерах предметов и их измерений....
Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....
«Дидактический материал на тему: «Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте»
В данном материале содержатся картинки для формирования понятий:"Узкий - широкий", "Толстый - тонкий", "Низкий - высокий", "Короткий - длинный"...