Опытно - экспериментальная работа по формированию представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по математике (средняя группа)

Новикова Надежда Константиновна

Опытно – экспериментальная  работа проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 15 города  Тейково Ивановской области.

В работе принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. Эксперимент состоял из 3 этапов:

1.                Диагностика начального уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

2.                Подборка разнообразных игровых приемов по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

3.                Выявление результативности проведенной работы. Повторная диагностика.

На основании определённых этапов опытно – экспериментальной работы, мы выдвинули гипотезу исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно, если в непрерывной образовательной деятельности будут использоваться разнообразные игровые приемы.

На начальном этапе исследования, нами была выдвинута цель: определить начальный уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.

Опираясь на цель исследования, мы выдвинули следующие задачи:

1.     Провести диагностику уровня знаний о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

2.     Проанализировать полученные результаты.

Для проведения диагностики и выявления уровня знаний детей нами был использован диагностический тест, разработанный Е. С. Деминой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx70.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно - экспериментальная работа по формированию представлений о геометрических фигурах у детей среднего  дошкольного возраста.

        

ПРОВЕЛА: НОВИКОВА Н.К.

Диагностика начального уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

Опытно – экспериментальная  работа проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 15 города  Тейково Ивановской области.

В работе принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. Эксперимент состоял из 3 этапов:

  1. Диагностика начального уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Подборка разнообразных игровых приемов по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
  3. Выявление результативности проведенной работы. Повторная диагностика.

На основании определённых этапов опытно – экспериментальной работы, мы выдвинули гипотезу исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно, если в непрерывной образовательной деятельности будут использоваться разнообразные игровые приемы.

На начальном этапе исследования, нами была выдвинута цель: определить начальный уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.

Опираясь на цель исследования, мы выдвинули следующие задачи:

  1. Провести диагностику уровня знаний о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать полученные результаты.

Для проведения диагностики и выявления уровня знаний детей нами был использован диагностический тест, разработанный Е. С. Деминой [10, с. 62-65]. 

Для того чтобы провести диагностику сформированности представлений о геометрических фигурах у детей, нужно было изготовить наглядный материал – карточки с заданиями.

Задания были подобранны с учетом возрастных особенностей детей 4 – 5  лет при условии систематического обучения.

Диагностика проводилась в утреннее время, индивидуально с каждым ребенком. Сроки проведения диагностики: декабрь 2023г.

Тест состоял из трёх частей:

1. Первая часть теста дается на классификацию геометрических фигур по одному свойству (по форме)  (Приложение 1).

2. Вторая часть теста на классификацию геометрических фигур по двум свойствам (по цвету и форме)  (Приложение 2).

3. Третья часть теста на классификацию геометрических фигур по трем свойствам (по форме, цвету и величине) (Приложение 3).

Результаты теста мы определили в таблицу (Приложение 4), где и выявили уровень знаний каждого ребенка. Для определения уровня детей мы опирались на определённую шкалу:

0 баллов – ребенок не справился с заданием;

1 балл – ребенок выполнил задание.

На основе результата теста было выявлено, что высокий уровень сформированности представлений о геометрических фигурах показали 4 ребенка, средний уровень – 6 детей, низкий – 10 детей.

Для детей с высоким уровнем развития характерно, что они справлялись с заданиями быстро и правильно. Воспитанники со средним уровнем развития справлялись с заданием с помощью наводящих вопросов. Для детей с низким уровнем развития характерно, что они начинали все правильно, а потом затруднялись и не правильно делали задания.

Для большей наглядности представим данные результатов на диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень сформированности представлений о геометрических фигурах

Из диаграммы на рисунке 1 видно, что на начало эксперимента:

  • Высокого уровня достигли 20 % (4 ребенка);
  • Среднего уровня достигли 30% (6 детей);
  • Низкого уровня достигли 50% (10 детей).

Таким образом, мы сочли необходимым проведение дополнительной  работы, в частности разработку и проведение комплекса развивающих мероприятий на формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста и уделить особое внимание дополнительной работе с детьми, у которых выявлен низкий уровень знаний. Так же включить в работу с детьми дидактические пособия.

 Реализация условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей средней группы в процессе игровой деятельности

На данном этапе исследовательской деятельности нами была выдвинута цель: использование комплекса игровых приемов в непрерывной образовательной деятельности для повышения уровня знаний по геометрическим фигурам у детей средней группы.

При проведении формирующего эксперимента мы выдвинули следующие задачи:

  1. Подобрать комплекс дидактических игры и упражнений по формированию представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Проведение непрерывной образовательной деятельности с включением пальчиковых игр, физкультминуток, считалок о геометрических фигурах.
  3. Создание дополнительного пособия для реализации поставленной цели во время самостоятельной работы детей, например, математические раскраски, логические цепочки (Приложение 9).

Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у дошкольников представлений о геометрических фигурах с помощью игровых технологий, проводилась предварительная работа.

В непрерывную образовательную деятельность мы включили игровые упражнения и задания, разделенные на следующие группы:

1. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке-чертеже, в окружающей обстановке;

2. Игровые упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

3. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;

4. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

Рассмотрим подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводилась работа по формированию представлений о геометрических фигурах.

1. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке (см. Приложение 5).

Их целью является совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка. Сначала предлагали рисунки, составленные из отдельных фигур (ни одна фигура не накладывается на другую - не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагаем рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов в процессе сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы. 

  • В данных упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.
  • В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений.
  • Сначала предлагаются простые рисунки, фигуры в которых не накладываются друг на друга. Затем задания и рисунки усложняются, при этом фигуры могут состоять из других фигур.

Были подобраны дидактические игры по данной проблеме.  Цель всех представленных дидактических игр была одна – это закреплять знания детей о геометрических фигурах.

  1. «Чего сколько?»

Игра аналогична. Дети должны рассказать, сколько и каких фигур на рисунке они увидели.

  1. «Геометрическое лото» (Приложение 10).

Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-8 частей, в каждой их которых – геометрическая фигура; фигуры, либо набор карточек с изображениями предметов простой формы.

Ход: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту. 

  1. «Найди такую же фигуру» (по аналогии с предыдущей игрой).

Материал: у детей и у воспитателя наборы геометрических фигур разного цвета и величины.

Ход: воспитатель показывает геометрическую фигуру (поднимает модель или стрелкой показывает ее на «геометрических часах»). Ребёнок должен поставить фишку на такую же фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры и правильно их назовёт.

  1. «Заплатки», «Починим одеяло», «Подбери окошко к домику».

Во всех этих играх необходимо одну фигуру (форму) закрыть другой такой же формы (чтобы получилось полное совпадение). В результате получается одеяло с заплатками вместо дыр.

  1. «Найди свой домик», «Машины и гаражи».

Материал: наборы больших геометрических фигур для «домиков» или «гаражей», наборы геометрических фигур для «жильцов» или «рулей».

Ход: по сигналу воспитателя дети свободно перемещаются по площадке (группе), изображая жильцов (птичек) или машины. По другому сигналу – занимают «домики» («гаражи») в соответствии с теми фигурами, которые у них в руках.

  1. «Найди пару», «Парные картинки», «Соедини пары».

Материал: наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами.

Ход: дети заполняют пустые «окошки» в таблицах, на карточках, или кладут такую же геометрическую фигуру рядом, или соединяют линиями (со средней группы можно на скорость).

  1. Игровые упражнения, направленные на развитие навыков конструирования (Приложение 6). 

Их целью является развитие умений работать по данному образу и получение заданного результата: анализировать образец, выделяя его составные части; синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу.

Полезно показать детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т. е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

  • Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 треугольника.
  • Раздели прямоугольник так, чтобы получилось: 2 квадрата или 2 треугольника (Примечание: в прямоугольнике длина должна быть в два раза больше ширины).
  • Раздели треугольник так, чтобы получилось: 2 треугольника.        

3. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур (Приложение 7).

Упражнениями данного типа являются известные головоломки «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо»,  «Листик», «Пентамино», «Сложи квадрат» Б. П. Никитина. Можно использовать также упражнения с палочками (как моделями отрезков, являющихся сторонами геометрических фигур).

  • Составь треугольник из двух равных треугольников.
  • Составь прямоугольник (длина больше ширины в два раза): из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов
  • Составь квадрат из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников.
  • Используя пять палочек, сложи два треугольника.
  1. Игровые упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур (Приложение 8).

Их целью является развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости.

1. Сколько кругов лежит внутри квадрата, сколько пересекается с квадратом, сколько лежит вне квадрата? Закрась все круги, которые лежат внутри квадрата красным, а вне квадрата - синим.

  • Какая фигура находится внутри другой фигуры, какая - за границей?
  • Закончи ряд
  • Составь узор из данных фигур. Расскажи куда положишь каждую фигуру.

Для формировании у детей средней группы представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:

  1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" 

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы.

Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал.

После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:

  • Найти предмет прямоугольной формы.
  • Найти предмет треугольной формы.
  • Найти предмет круглой формы.
  • Найти предмет квадратной формы.
  • Найти предмет шарообразной формы.

Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате. В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей среднего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. 

Данная игра позволила закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.

2. Дидактическая игра "Почини одеяло" 

Цель игры - знакомство с геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур.

Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками" (геометрическими фигурами).

Детям даются задания:

  • Сосчитать сколько дыр в одеяле.
  • Взять свои фигуры и починить «одеяло».

Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".

Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры а не повторяли примеры своих товарищей.

Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.

3. Дидактические игры "Составные картинки" и «Собери по образцу».

Цель игры - закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы.

Вначале для тренировки, с детьми проводилась занимательная игра  "Волшебный круг". Детям раздавались 5 частей, полученных путем разрезания круга. Затем показывались образцы силуэтов предметов составленных из этих частей. После этого дети самостоятельно составляли силуэты предметов и животных.

Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Задаются вопросы:

  • Что нарисовано на этих картинках?
  • Из каких фигур состоят домик, елочка?

Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу.

В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.

В начале игры у детей были небольшие ошибки, они путали или забывали название геометрических фигур. Но после разъяснения, лучше выполняли работу. Дети с интересом выполняли работу, и почти все справились с работой. После проведения игры, дети овладели достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов. Но нужно закреплять полученные знания в дальнейшем. В процессе игры дети научились сопоставлять, группировать геометрические фигуры.

 Анализ эффективности использования игровой деятельности в формировании представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

На данном этапе исследовательской деятельности нами была выдвинута цель: выявить результативность проведенной работы с помощью повторной диагностики.

Задачи данного этапа:

  1. Диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.
  2. Анализ результатов диагностики сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы в контрольном эксперименте.
  3. Сравнительный анализ результатов диагностики сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы на констатирующем и контрольном эксперименте.

Для проведения диагностики сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы нами были использованы аналогичные задания, что и на констатирующем этапе. Для того чтобы провести диагностику сформированности представлений о геометрических фигурах у детей, нужно было изготовить наглядный материал – карточки с заданиями.

Задания были подобранны с учетом возрастных особенностей детей 4 – 5  лет при условии систематического обучения.

Диагностика проводилась (май 2024г) в утреннее время, индивидуально с каждым ребенком.

Тест состоял из трёх частей:

1. Первая часть теста дается на классификацию геометрических фигур по одному свойству (по форме)  (Приложение 11).

2. Вторая часть теста на классификацию геометрических фигур по двум свойствам (по цвету и форме)  (Приложение 12).

3. Третья часть теста на классификацию геометрических фигур по трем свойствам (по форме, по цвету, по величине) (Приложение 13).

Ответы детей оценивались по трехбалльной системе:

0 баллов – ребенок не справился с заданием;

1 балл – ребенок выполнил задание.

Результаты диагностики уровня усвоения представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста наглядно представлены в таблице (Приложение 14).

Таким образом, проанализировав таблицу, мы увидели, что:

Высокий уровень (7 детей) – 35%

Средний уровень (8 детей) – 40%

Низкий уровень (6 детей) -25%

Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок  2. Уровень сформированности представлений о геометрических фигурах (контрольная диагностика).

В начале исследования у детей преобладал низкий уровень – 50%, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий он понизился до 35% (15%). Средний уровень понизился с 30% до 25% (5%), а высокий уровень с 20% повысился до 40% (20%).  По результатам контрольной проверки детей, мы можем говорить о значительной динамике. Уровень сформированности о геометрических фигурах в средней дошкольной группе повысился.

Следовательно, это доказывает, что проделанная с детьми работа, а именно последовательное математическое представление о геометрических фигурах, использование игровых упражнений и дидактических игр, актуализация полученных знаний в продуктивной и трудовой деятельности – показала свою эффективность.

Итак, к концу исследования в группе стал преобладать высокий уровень усвоения представления детей о геометрических фигурах.

Анализ проведённой работы. Сравним результаты первой и второй диагностики на рисунке 3.

Рисунок 3. Гистограмма. Сравнение результатов проведённой работы с помощью повторной диагностики

Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.

Следовательно, использование игровой деятельности оказывает существенное влияние на развитие представлений о геометрических фигурах у дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей с ОВЗ в рамках логопедической работы

Одним из важнейших направлений в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является формирование и совершенствование математических способностей. Ребёнок должен логиче...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Цель: развивать представления детей огеометрических фигурах: круге, квадрате,треугольнике.Задачи:1.Учить детей выделять особые признаки фигур (наличие или отсутствие углов и др.)2.Познакомить де...