Проект «Математический Знайка»
проект по математике (средняя группа)
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematicheskiy_znayka.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа развития №24»
Проект «Математический Знайка»
Тема: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Воспитатель: Султонова М.Г.
г. Нефтеюганск 2024
Проект «Математический знайка»
«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Средняя группа
Логика — это искусство
приходить к непредсказуемому выводу.
Сэмюэл Джонсон
Проект: с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша.
Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.
Время реализации проекта: октябрь 2023 года – май 2024 года.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: дети средней группы.
Пояснительная записка:
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Проблема: Дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.
Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.
Задачи проекта для детей:
- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.
Задачи для педагогов:
1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
2. Повышать педагогическую грамотность;
3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
Задачи для родителей:
- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
-Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
Основные принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
-«Логические блоки» Дьенеша;
- карточки с изображением символов;
- игровые поля;
- мультимедиа.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный
Сотрудничество с семьями воспитанников: -
- Определение цели и задач проекта, участников проекта.
- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
- Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».
- Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков).
- Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений. Основные методы диагностики - дидактические игры, предлагаемые авторами программы «Мир открытий»;
Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.
- Проведение ознакомительного занятия.
Предполагаемый результат.
Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
2 этап. Основной
Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста
-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.
-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Подвижные игры;
3.Театрализованные игры;
4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
5. Конструирование;
6. Образовательные ситуации.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.
3 Этап. Заключительный.
- Обработка и оформление материалов проекта.
-Оценка результатов работы всех участников проекта.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Участие родителей в математическом празднике-презентации «Что за чудо эти блоки».
Предполагаемый результат:
- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.
Работа с детьми:
- Беседа с детьми об их удовлетворённость играми с блоками Дьенеша: что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?
- Поведение математического праздника- презентации «Что за чудо эти блоки»
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- Показ итогового занятия по ФЭМП.
Предполагаемые результаты по проекту:
-для детей:
- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».
для педагогов:
- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.
для родителей:
- Установление эмоционального контакта с детьми.
- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.
Результат проекта.
- Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
- Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.
- Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
- Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
- Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»
- В результате все дети знают и называют основные цвета; все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры; различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур, умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами, сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств, определять свойства фигур на ощупь; и умеют декодировать информацию. Умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр:
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Собери по образцу».
Детям предлагают составить из геометрических фигур предложенные картинки.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Игра «Сложи узор».
Детям предлагают составить определенный узор из кубиков.
Игра «Фигуры – пазлы».
Игра «Математическое лото».
Раздаточный счетный материал.
Игровое пособие и иллюстрационный материал по блокам Дьенеша.
Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в средней группе (возраст 4-5 лет).
Сентябрь:
Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе.
Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме.
Октябрь:
«Логические цепочки».
Формировать умение чередовать логические блоки по нескольким признакам: цвет, форма, величина, устанавливать закономерность чередования фигур.
Ноябрь:
«Магазин».
Знакомство детей с карточками - схемами с тремя символами: цвет, форма, величина. Учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных признаков свойств геометрических фигур. Развивать речь.
Декабрь:
«Построим домики» (игра с плоскими фигурами).
Развивать конструктивные способности, умение рассуждать, выявлять свойства предметов, аргументировать свой выбор.
Январь:
«Покормим птиц» (игра с двумя обручами).
Продолжать учить расшифровывать информацию и находить блоки с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
Февраль:
«Мышки - норушки» (игра с коробками).
Продолжать учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии свойств блоков с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина. Развивать творческие способности.
Март:
«Сюжетные картинки: дорожки к домикам Мишки и зайчика».
Развивать конструктивные способности, пространственные представления, умение работать по схеме. Закреплять навыки моделирования.
Апрель:
«Конструктор - игрушки».
Развивать конструктивные навыки, учить подбирать необходимые блоки, ориентируясь на схему, по карточкам с тремя символами: цвет, форма, величина.
Май:
«Посадим красивые цветы» (игра с двумя обручами).
Продолжать учить детей выявлять признаки блоков по карточкам с символами, удерживая в памяти одновременно три признака: цвет, форму, величину.
Закрепить пространственные отношения: внутри, снаружи, около.
Перечень художественной литературы для чтения детям.
Стихи.
Треугольник. Треугольный треугольник | Круг. Круглый круг похож на мячик, |
Овал. С высоты кружок упал. | Прямоугольник. Как окно прямоугольник, |
Квадрат. Словно стол стоит квадрат. | Ромб. Слон квадратик повернул, |
Загадки.
Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, | На фигуру посмотри |
Я фигура – хоть куда, | Он похожий на яйцо |
Литература:
1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб «Детство-Пресс» 2008
2. «Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство: Machaon Год издания: 2008
3. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
5. «Давайте поиграем» Просвещение 1991г.
«Игралочка» Москва « Баланс» «2003г.
6. « Раз-ступенька, два-ступенька…» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Математический знайка"
Проект направленный на развитие познавательных интересов дошкольников по математике...
Проект "Математический знайка»
Данный проект направлен на развитие и формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста....
Проект "Математический Знайка"
Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овла...
Окружной проект "Математический знайка". Сценарий музыкального досуга для детей с родителями "Осенняя ярмарка "Царица Математика".
В рамках окружного проекта "Математический знайка", мною был разработан сценарий музыкального праздника "Осенняя ярмарка "Царика Математика". В гости к детям пришла сама царица Математика и играла с д...
Проект "Математический знайка"
Проект "Математический знайка" для детей средей группы...
Дидактические игры для дошкольников к проекту "Математический Знайка"
Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в...