Проект «Математический Знайка»
проект по математике (средняя группа)

Султонова Муяссар Гайратовна

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematicheskiy_znayka.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа развития №24»

Проект «Математический Знайка»

Тема: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Воспитатель: Султонова М.Г.

г. Нефтеюганск  2024

Проект «Математический знайка»

«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Средняя группа

Логика — это искусство

приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Проект: с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша.

Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный. 

Время реализации проекта: октябрь 2023 года – май 2024 года.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: дети средней группы.

 Пояснительная записка:

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Проблема: Дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы:

 Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

 Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.  

Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

    

Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи проекта для детей:

- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);

- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.

Задачи для педагогов:

1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;

2. Повышать педагогическую грамотность;

3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.

-Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Основные принципы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.

Методическое обеспечение:

-«Логические блоки» Дьенеша;

- карточки с изображением символов;

- игровые поля;

- мультимедиа.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный 

Сотрудничество с семьями воспитанников: -

- Определение цели и задач проекта, участников проекта.

- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

- Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».

- Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков).

- Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений. Основные методы диагностики - дидактические игры, предлагаемые авторами программы «Мир открытий»;

Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

- Проведение ознакомительного занятия.

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.

2 этап. Основной

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста

-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3.Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);                                                                                                              

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);  

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.

3 Этап. Заключительный.

- Обработка и оформление материалов проекта.

-Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Участие родителей в математическом празднике-презентации «Что за чудо эти блоки».

Предполагаемый результат:

- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Работа с детьми:

 - Беседа с детьми об их удовлетворённость играми с блоками Дьенеша: что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?

- Поведение математического праздника- презентации «Что за чудо эти блоки»

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 - Показ итогового занятия по ФЭМП.             

Предполагаемые результаты по проекту:

-для детей:

- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

для педагогов:

- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

для родителей:

- Установление эмоционального контакта с детьми.

- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Результат проекта.

  • Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
  • Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.
  • Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
  • Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
  • Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

  • В результате все дети знают и называют основные цвета; все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры; различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур, умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами, сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств, определять свойства фигур на ощупь; и умеют декодировать информацию. Умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр:

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Игра «Собери по образцу».

Детям предлагают составить из геометрических фигур предложенные картинки.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;

Игра «На что похоже»

Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.

Игра «Сложи узор».

Детям предлагают составить определенный узор из кубиков.

Игра «Фигуры – пазлы».

Игра «Математическое лото».

Раздаточный счетный материал.

Игровое пособие и иллюстрационный материал по блокам Дьенеша.


Перспективный план работы по использованию логических блоков  Дьенеша в средней группе (возраст 4-5 лет).

Сентябрь:

Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе.

Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме.

Октябрь:

«Логические цепочки».

Формировать умение чередовать логические блоки по нескольким признакам: цвет, форма, величина, устанавливать закономерность чередования фигур.

Ноябрь:

«Магазин».

Знакомство детей с карточками - схемами с тремя символами: цвет, форма, величина. Учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных признаков свойств геометрических фигур. Развивать речь.

Декабрь:

«Построим домики» (игра с плоскими фигурами).

Развивать конструктивные способности, умение рассуждать, выявлять свойства предметов, аргументировать свой выбор.

Январь:

«Покормим птиц» (игра с двумя обручами).

Продолжать учить расшифровывать информацию и находить блоки с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

Февраль:

«Мышки - норушки» (игра с коробками).

Продолжать учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии свойств блоков с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина.  Развивать творческие способности.

Март:

«Сюжетные картинки: дорожки к домикам Мишки и зайчика».

Развивать конструктивные способности, пространственные представления, умение работать по схеме.  Закреплять навыки моделирования.

Апрель:

«Конструктор - игрушки».

Развивать конструктивные навыки, учить подбирать необходимые блоки, ориентируясь на схему, по карточкам с тремя символами: цвет, форма, величина.

Май:

«Посадим красивые цветы» (игра с двумя обручами).

Продолжать учить детей выявлять признаки блоков по карточкам с символами, удерживая в памяти одновременно три признака: цвет, форму, величину.

Закрепить пространственные отношения: внутри, снаружи, около.






Перечень художественной литературы для чтения детям.

Стихи.

Треугольник.

Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!

Круг.

Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!

Овал.

С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,

На  глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!

Прямоугольник.

Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.

Квадрат.

Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.

Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.

Ромб.

Слон квадратик повернул,
Присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял,
И квадратик ромбом стал!

Загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Литература:

1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб «Детство-Пресс» 2008

2. «Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство: Machaon Год издания: 2008

 3. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

 На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

5. «Давайте поиграем» Просвещение 1991г.

«Игралочка» Москва « Баланс» «2003г.

6. « Раз-ступенька,  два-ступенька…» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Математический знайка"

Проект направленный на развитие познавательных интересов дошкольников по математике...

Проект "Математический знайка»

Данный проект направлен на развитие и формирование математических представлений у детей среднего  дошкольного возраста....

Проект "Математический Знайка"

Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овла...

Окружной проект "Математический знайка". Сценарий музыкального досуга для детей с родителями "Осенняя ярмарка "Царица Математика".

В рамках окружного проекта "Математический знайка", мною был разработан сценарий музыкального праздника "Осенняя ярмарка "Царика Математика". В гости к детям пришла сама царица Математика и играла с д...

Проект "Математический знайка"

Проект "Математический знайка" для детей средей группы...

Дидактические игры для дошкольников к проекту "Математический Знайка"

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в...