Юный гений
календарно-тематическое планирование по математике

Михайлова Елена Вячеславовна
Дополнительная программа кружка «Веселый счёт» разработана на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5- 6 лет и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления детей имеющих математические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_geniy.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

Утвержден

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 96»

г. Чебоксары

_______Л.А.Чернолихова

Приказ _ от              2024 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №96 «Аленушка»

города Чебоксары Чувашской Республики

ПРОГРАММА

для детей старшего дошкольного возраста

по дополнительному кружку «ЮНЫЙ ГЕНИЙ»

Руководитель: Воспитатель первой

квалификационной категории

Михайлова Елена Вячеславовна

Чебоксары 2024-2025 г.

Содержание 

 

Пояснительная записка………………………………………………………….3

1.1 Направленность……………………………………………………………...3

1.2 Актуальность…………………………………………………………,…..…3

1.3 Новизна………………………………………………………………,…..….3

1.4 Цели и задачи………………………………………  ……………,………...3

1.5.Отличительные особенности…………………… ………………, ………..4

1.6. Возраст обучающихся – 5-6 лет.  

1.7. Формы и режим занятий ………………………………………………  ….5

1.8 Прогнозируемый результат…………………………………………………5  

Перспективно-календарное планирование……………………….…………5-16

Заключение………………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………………..18 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

1.1. Направленность. Дополнительная программа кружка «Веселый счёт» разработана на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5- 6  лет и направлена на развитие познавательной  активности,  логического мышления детей  имеющих математические способности.  

1.2. Актуальность.

 ФГОС выделяют познавательное развитие в отдельную образовательную область. Формирование количественных и пространственных представлений дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.  

1.3. Новизна. Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с повышенным интересом к познавательно-интеллектуальным видам деятельности и направлена на формирование у дошкольников более  высокого уровня

познавательного и личностного развития, что позволит воспитанникам  в  дальнейшем  успешно учиться.  

1.4. Цели и задачи.

 Цель: формирование элементарных математических представлений для обеспечения  преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Задачи программы:

Образовательные:

 Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

Учить сравнивать множества;

Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:  

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать инициативу; Воспитательные:  

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию          

1.5. Отличительные особенности.

 Отличительной особенностью программы является то, что содержание, методы и  формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями  развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи,  загадки, приметы, пословицы,  игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Что позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

 Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы  включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления. Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемнопоисковые методы обучения. Учебный материал организован по следующим разделам: Количество и счет.

Величина.

Ориентирование в пространстве.

Ориентирование во времени.

Геометрические фигуры. Логические задачи.  

1.6. Возраст обучающихся – 5-6 лет.  

1.7. Формы и режим занятий

Дополнительное образование по программе реализуется с октября  по май.

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий  25 мин.  

Срок реализации программы -1 год.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики,  развитию речи, глазомера, основных движений.

Планируется провести 32 занятия за учебный год.

Программа включает работу по группам.  

1.8. Прогнозируемый результат:  

  • Считать по образцу и названному числу в пределах 10.  
  • Понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.
  • Писать цифры от 1 до 10.
  • Пользоваться математическими знаками +,-,=,>, <.
  • Записывать решения математической задачи (загадки) с помощью знаков и цифр.
  • Соотносить количество предметов с цифрой.
  • Различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • Составлять числа от 3-х до 10 из двух меньших.
  • Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа.
  • Знать геометрическую фигуру: трапецию.
  • Рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
  • Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
  • Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке, по величине, ширине, высоте.
  • Делить предметы на 2,4 и более частей, понимать «часть» и «целое».
  • Называть последовательно дни недели, месяцы.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Определять положение предметов по отношению друг к другу.
  • Решать логические задачи на сравнение, устанавливать последовательность событий, анализ и синтез.  
  • Понимать задание, выполнять его самостоятельно.

ПЕРСПЕКТИВНО- КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КРУЖКА

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1 неделя

Занятие №1

Число и цифра  

1 (один).

Большой, поменьше, маленький.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

- знания о  числе и цифре 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

- писать цифру 1;

- понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

- с пословицами, в которых упоминается число один;

- названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Зачитывание стихотворения.

2.Игровое упр. «Сосчитай и нарисуй»

3.Учимся писать цифру 1.

4. Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Соедини правильно».

8.Логическое задача «Когда это бывает?»

9.Самоконтроль.

Упражнять детей в пересчете и отсчете предметов первого десятка.

2. Рисование цифры на асфальте мелом.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики – рисование пальчиками на крупе.

Консультация: «Разучивание счета с детьми»

Сентябрь

2 неделя

Занятие №2

Число и цифра

 2 (два)

Знаки «+», «-»

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

- знания о  числе и цифре 2;

- умение писать цифру 1;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

- Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

- со знаками «+», «-», учить писать эти знаки;

- соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай загадку»

3.Учимся писать цифру 2.

4.Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «На какую фигуру похож предмет?»

8.Зрительный диктант.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д/и «Чудесный мешочек»

2. Игры с пуговицами.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: выкладывание из спичек или палочек геометрических фигур.

Штриховка геометрических фи

гур.

Сентябрь

3 неделя

Занятие №3

Числа и цифры

 1,2,3.

Квадрат

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- выкладывать квадрат из счетных палочек;

- рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

- писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игровое упр. «Отгадай загадку».

3.Учимся писать цифру 3.

4.Игровое упр. «Нарисуй шарики».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры».

8.Работа со счетными палочками.

9.Рисование квадратов и цветка в тетради в клетку.

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Упражнение «Четвертый лишний»

2.Тренировка детей в образовании и употреблении обобщающих понятий, в употреблении общих признаков и различий деревьев и цветов.

3.Игры с геометрическими мозаиками.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: завязывание шнурков, узлов на толстой веревке.

Изготовление геометрических фигур.

Сентябрь

4 неделя

Занятие №4

Числа и цифры

 4.

Круг.

Большой, поменьше, самый маленький

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 4;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 4.

4.Игра «Сосчитай и напиши».

5.Игра «Кто больше?».

6.Физкультминутка.

7.Игра «Кто внимательней?»

8.Рисование кругов и неваляшек в тетради в клетку.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Разучивание счета до 10 и обратного счета на стихотворном материале.

2.Игры с геометрическими мозаиками.

3 Упражнение на развитие мелкой моторики: повторение знакомой пальчиковой гимнастики.

Рисование домиков с номерами от 1 до 4 и расселение в них чисел.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Октябрь

1 неделя

Занятие №5

Числа и цифры

 1,2,3,4,5

Состав числа 5 из двух меньших.

Большой, поменьше, самый маленький

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 5;

- решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

- умение писать цифры 1,2,3,4.

- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

- с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- названием текущего месяца – октябрь;

- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 5.

4.Игровое упр. «Посчитай и напиши»

5.Ознакомление с названием месяца 0 октябрь.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».

8.Ознакомление с пословицами, в которых встречается число 5.

9.Игра «Что перепутал художник».

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Игры с пуговицами.

2.Д/и «Чудесный мешочек».

3.Сравнение по количеству однородных объектов (шишки, желуди, каштаны) и складывание в две линии.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек знакомых геометрических фигур.

Сбор шишек, желудей разного размера.

Октябрь

2 неделя

Занятие №6

Число и цифра 6.

Знаки «=», «+»

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

- решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- цифрой 6;

- с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Учить писать цифру 6.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Исправь ошибку художника».

5.Логическая задача «Дорисуй последний карандаш».

6.Игровое упр. «Раскрась правильно».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «разрезные картинки».

2.Упражнение в распределении шишек на крупные и мелкие и отборе их в соответствующие группы.

3.Упражнение на развитие мелкой моторики – выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Печатание цифр 1,2,3.

Октябрь

3 неделя

Занятие №7

Числа и цифры 4, 5, 6.

Знаки < , > , = .

Квадрат, треугольник

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай и запиши».

2.Игровое упр. «Напиши правильно».

3.Физкультминутка.

4.Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика.

5.Игра «Считай, сравнивай, записывай».

6.Игра «Рисуем треугольники».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Печатание в тетради неравенств под диктовку. Д/и «Кого  больше?» (по картинкам)

Сравнить возраст членов семьи, определить, кто старше, младше.

Октябрь

4 неделя

Занятие №8

Числа и цифры 4, 5, 6.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать учить:

- устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Число, цифра, предмет».

2.Игровое упр. «Сосчитай и раскрась».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Сколько детей спряталось за забором?»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Занимательные диктанты

2.Игра на классификацию с мячом «Живое - неживое»

Упражнение в деление квадрата на несколько частей.

Ноябрь

1  неделя

Занятие №9

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0.

Знак « - »

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

- со знаком « - »;

- с цифрой 0

1.Ознакомление со знаком « минус » и решение задачи.

2.Ознакомление с цифрой 0.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Дорисуй листья на деревьях».

6.Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры».

7. «Преврати геометрические фигуры в  предметы».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

2. Конкурс «Придумай истории, в которых участвует знак «минус».

3.Упражнениедетей в названии дней недели.

4 Иры на сериацию по размеру.

5.Упражнение на развитие меткой моторики: пальчиковая гимнастика «Куда девался понедельник?»

Работа в тетрадях: запись знака « - »

Ноябрь

2 неделя

Занятие №10

Числа и цифры 0,4, 5, 6.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

- находить различие в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- пользоваться знаками

< , >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

1.Решение и запись задачи.

2.Игра «Соедини правильно».

3. Ознакомление с крылатыми выражениями.

4.Физкультминутка.

5.Игра «Считай, сравнивай, пиши».

6.Игра «Ориентируемся в комнате».

7. Игра «Кто внимательный?»

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Рассматривание детских журналов.

2. Игры с лабиринтами.

3.Упражнения на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами, рисование цифр на песке в тарелочках.

4.Рисование геометрических фигур палочкой на песке или мелом на асфальте.

5. С/р игра «Магазин».

Штриховка геометрических фигур.

Ноябрь

3 неделя

Занятие №11

Число и цифра 7.

Часть и целое.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 7;

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

- Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

- преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

- решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Письмо цифры 7.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Слушай и считай».

5.Игра «Сложи квадрат».

6.Выкладывание из счетных палочек прямоугольника.

7.Рисование прямоугольников.

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Числовой ряд», «Чья неделька быстрее соберется»

2Разбор занимательных задач – шуток

3.Чтение сказки «Как топ учился математике»

4. Д/и «Мячик бросаю, число называю»

5 Упражнение на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами.

Запись цифры 7.

Ноябрь

4 неделя

Занятие №12

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Дни недели.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать знакомить:

- с цифрой 7;

- составом числа 7 из двух меньших чисел;

- пословицами, в которых упоминается число 7;

- дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Задача – шутка.

2.Игра «Внимание угадай».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Считай, рисунки, записывай ».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Игра «Дни недели».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько осталось?», «Что изменилось».

2. Рассказ – беседа «Неделя».

3. Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Умная неделя».

4.Составление и решение задач  на сложение.

Изготовление геометрического пенала.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Декабрь

1неделя

Занятие №13

Числа и цифры

1 – 8.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 8;

- правильно использовать и писать знаки + или  - ;

- решать логическую задачу.

Знакомить :

- с цифрой 8;

- с названием месяца - декабрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 8.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Бусы».

5.Ознакомление с пословицами, крылатыми выражениями.

6.Ознакомление с первым зимним месяцем – декабрь.

7.Игра «Соедини правильно».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Что изменилось», «цепочка»

2.Расматривание детских журналов.

3.Упражнение в счете хором до 20.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики.

Печатание цифр 6,7,8.

Декабрь

2неделя

Занятие №14

Порядковый счет.

Состав числа 8.

Деление предмета на 4 части.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Упражнять различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?

Учить:

-Составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- делить предмет на 2,4 части.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Подарки Деда Мороза».

2.Игра «Дорисуй и напиши правильно».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Учимся делить круг».

5.Игра «Назови правильно».

6.Игра «Раздели правильно».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

2. Упражнение детей недели.

3.Упражнение детей в назывании дней недели.

4.Игры на сериацию по размеру.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.

Деление торта на 4 части.

Декабрь

3неделя

Занятие №15

Решение примеров на сложение и вычитание.

Овал

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-рисовать овалы в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «А теперь ты сам считай…».

2.Игра «Рисуем овалы».

3.Физкультминутка.

4.Чтение стихотворения.

5.Игра «Раскрась правильно шарик».

6.Игра «Сколько котят в корзине».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Сколько вместе?», «Назови соседей», «Четвертый лишний».

2. Игры с магнитными цифрами.

3. Упражнение в назывании дней недели.

4.Рассматривание книг по занимательной математике.

5.Игровое упражнение «Закончи предложение».

Печатание в тетрадях примеров на сложение

Декабрь

4 неделя

Занятие №16

Знаки < , > ; порядковый счет

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , > .

Учить:

- видеть геометрические  фигуры в символических изображениях;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «напиши правильно знаки».

2.Игра «Смотри, считай, записывай».

3.Физкультминутка.

4.Игра «сколько гостей пришло к Тане?».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Печатание в тетради неравенств под диктовку.

2. Д/и «Кого  больше?» (по картинкам)

Сравнить возраст членов семьи, определить, кто старше, младше.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Январь

2 неделя

Занятие №17

Числа и цифры

1-9.

Высокий, низкий.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 9;

- записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);

- решение с помощью цифр и математических знаков;

- решать математическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 9;

-название месяца – январь;

- названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 9.

3.Ознакомление с крылатыми выражениями.

4.Физкультминутка.

5.Ознакомление с названием месяца – январь.

6.Игра «Дорисуй правильно».

7.Игра«Дни недели».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Выложи сам», «Считай – не ошибись».

2. Работа с календарем.

3. Игровое упражнение «Вверху и внизу».

4. Логические задания «Найди ошибку».

5. Игра «Четвертый лишний».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Измерение роста всех членов семьи, сравнивание роста ребенка и взрослого.

Январь

3 неделя

Занятие №18

Порядковый счет.

Сравнение смежных чисел.

Часть и целое.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Слушай и считай».

2.Игра«Считай и пиши».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Сложи квадрат».

5.Игра. «Слушай, смотри, думай».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Собери под зонтик», настольные печатные игры «Шашки», «Уголки».

2.Игры с лабиринтами.

3.Упражнение «Каким по счету стоит».

4. Игры с магнитными цифрами.

5.Упражнения на развитие мелкой моторики: игры с палочками и крышками.

Запись чисел 7,8,9.

Январь

4 неделя

Занятие №19

Число и цифра

10.

Трапеция.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 10;

- выкладывать из счетных палочек трапецию;

- рисовать трапецию в тетради в клетку;

- находить различия в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 10;

-геометрической фигурой - трапецией.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 10.

3.Физкультминутка.

5.Трапеция из счетных палочек.

6.Рисование трапеции.

7.Игра «Будь внимательным».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Рассматривание книг по занимательной математике.

2. Работа в тетрадях.

3. Игра на классификацию с мячом «Живое – неживое».

4.Занимательные диктанты.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составление и решение арифметических задач

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Февраль

1неделя

Занятие №20

Цифры от

1 до 10.

Состав числа 10

Высокий, низкий.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Закреплять:

- умение писать цифры от 1 до 10;

-знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Учить:

-понимать отношения между числами;

-составлять число 10 из двух меньших чисел;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Отгадывание загадок, письмо цифр.

2.Игра «Запиши пропущенную цифру».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Примеров много, а ответ один».

5.Игра«Дорисуй недостающие фигуры».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Сравнение деревьев на участке по высоте. Д/и «Кто выше?» - научить сравнивать рост двух детей путем равнения «спина к спине».

Работа в тетрадях: запись цифр 4,5,6.

Февраль

2 неделя

Занятие №21

Решение задач.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-решать задачи, записывать решение;

- отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- пользоваться знаками + , -  ;

- рисовать в тетради в клетку кораблик;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца - февраль.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу, запиши решение».

2.Игра «Кто отгадывал загадку?»

3. Ознакомление с названием месяца – февраль.

4.Физкультминутка.

5.Игра «Помоги зверюшкам написать знаки».

7.Игра«Рисуем кораблик».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д\и «Убираем цифры», «Отгадай, кто где стоит», «Четвертый лишний».

2. Беседа «Рассуждение»

3.Рассматривание книг по занимательной математике.

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа в тетрадях (рисование по клеткам)

Февраль

3 неделя

Занятие №22

Решение задач на сложение и вычитание.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ и синтез;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Физкульт минутка с пальчиками.

3.Ига «Считай раскрашивай».

4.Задания со счетными палочками.

5.Игра «Закрась правильно».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Чтение сказки «Пятая история о проволочке».

2.Повторение фигур.

3.Закрепление навыков обратного счета в пределах первого десятка от любого числа.

4.Решение задач на сложение.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Составление задач на сложение

Февраль

4 неделя

Занятие №23

Решение примеров на сложение и вычитание.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

- различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Где пять?»

2.Игра «Дорисуй правильно».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Дорисуй правильно».

7.Игра«Дни недели».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Упражнение в назывании дней недели.

2. Упражнения на развитие мелкой моторики: лепка цифр, повторение знакомых пальчиковых гимнастик.

Печатание в тетрадях примеров на сложение

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Март

1 неделя

Занятие №24

Установление соответствия между цифрами и количеством предметов, знаки < , >.

Дни недели.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-пользоваться знаками < , >;

- решать логическую загадку на установление закономерностей.

Закреплять знания о днях неделях.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Считай и рисуй».

2.Игра «Помоги написать знаки».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Узнай, какой день недели».

5.Игра«Кто в каком домике живет?»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Повторение с детьми последовательности дней недели, их названий.

2.Д/и «Числовой ряд», «Чья неделька быстрее соберется», «Считай и рисуй»

3. упражнение на развитие мелкой моторики: повторение знакомых пальчиковых игр.

Работа в тетрадях (рисуем по клеткам)

Март

2неделя

Занятие №25

Решение задач на сложение и вычитание.

Четырехугольник, шестиугольник.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-составлять задачи на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу на сходство и различие;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-записывать и читать запись.

Знакомит:  с название месяца – март.

Закреплять:

-знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

- навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу».

2. Игра «Составь задачу».

3.Физкультминутка.

4.Ознакомление с названием месяца – март.

5.Игра «Раскрась лишнюю фигуру».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Волшебный мешочек», «Что сначала, что потом»

2.Игры на классификацию.

3.Беседа о геометрических фигурах.

4.Решение задач на сложение.

5.Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составлять задачи на сложение и вычитание

Март

3 неделя

Занятие №26

Решение задач на вычитание.

Большой, поменьше, самый маленький.

Части суток.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-читать запись;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

- использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Способствовать развитию глазомера.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Игра «Исправь ошибку художника».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Напиши правильно».

7.Игра«Рисуем кошку из треугольников».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько? Какой?»

2. Беседа «Что такое порядок».

3. Рассказ – беседа «Братья – месяцы».

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5.Занимательные задания с магнитными цифрами.

Штриховка геометрических фигур.

Март

4 неделя

Занятие №27

Решение задачи.

Дни недели, времена года.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-загадки на основе зрительного воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

- читать запись задачи;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать мышление.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

1.Игра «Кого боится зайка».

2.Игра «реши задачу».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Отгадай загадки».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Повторение с детьми последовательности дней недели, их названий.

Повторение с детьми названий и признаков времён года.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Апрель

1 неделя

Занятие №28

Решение математической загадки.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ синтез;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

- умение составлять число 10 из двух меньших;

-понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Игра «Дорисуй цветы».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Рисуем картину».

5.Игра «Найди и раскрась».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько вместе?», «Назови соседей», «Четвертый лишний».

2. Игры с магнитными цифрами.

3. Упражнение в назывании дней недели.

4.Рассматривание книг по занимательной математике.

5.Игровое упражнение «Закончи предложение».

Работа в тетради: рисуем по клеточкам

Апрель

2 неделя

Занятие №29

Решение задач.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-составлять задачи, записывать  и читать запись;

-решать логическую задачу на установление соответствия;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца – апрель.

Закреплять:

-знания о первом месяце весны – марте;

-о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь и реши задачу».

2.Игра «Дорисуй правильно».

3.Физкультминутка.

4.Ознакомление с названием месяца – апрель.

5.Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Выложи сам», «Считай – не ошибись».

2. Работа с календарем.

3. Игровое упражнение «Вверху и внизу».

4. Логические задания «Найди ошибку».

5. Игра «Четвертый лишний».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях по закреплению арифметических действий на сложение и вычитание.

Апрель

3 неделя

Занятие №30

Порядковый счет, решение математической задачи.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Упражнять в различии количественного и порядкового счета.

Учить:

- отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?;

-рисовать лягушку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

 -умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Что растет на нашей грядке».

2.Игра «Отгадай загадку».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Нарисуй правильно».

5.Игра «Рисуем лягушку».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Где чей домик?», «Путаница», «Наведи порядок».

2. Игровое упражнение «Вверху – внизу».

3. Игры на сериацию по размеру (высота).

4. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Упражнять в записи цифры 8 в тетрадях.

Апрель

4 неделя

Занятие №31

Повторение.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Закреплять:

-навыки порядкового и количественного счета;

-умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?

Продолжать учить:

-составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

- решать логическую задачу на анализ и синтез;

- видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Кто за кем»

2.Игра «Дорисуй цветок»

3.Физкультминутка.

4.Игра «Закрась правильно».

5.Работа со счетными палочками

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1. Д/и «Где они живут», «Чудесный мешочек».

2. Игровое упражнение «Спереди – сзади».

3.Игра на классификацию с мячом «Живое – неживое».

4.Лепка цифр из пластилина

5.Занимательные диктанты.

1.Составление и решение арифметических задач.

2.Ориентировна на листе.

Май

1 неделя

Занятие №32

Решение задач, примеров.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Ознакомление с названием месяца - май

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу»

2.Игра «Считай, записывай»

3.Повторение стихотворений о цифрах

4.Физкультминутка.

5.Ознакомление с названием месяца – май

6.Игра «Кто такой пример решал?».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д\и«Убираем цифры», «Отгадай, кто где стоит», «Четвертый лишний».

2.Беседа «Рассуждение»

3.Рассматривание книг по занимательной математике.

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составление и решение задач на сложение и вычитание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Современные требования ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют использование новых форм его организации, при которых развивались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Программа кружка  рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Работа в кружке даёт возможность детям развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности. Формирование и развитие математических представлений  у дошкольников является основой интеллектуального развития,  способствующему  умственному развитию. На занятиях кружка формируются такие личные качества ребёнка, как сообразительность, находчивость, наблюдательность, самостоятельность и усидчивость. На занятиях кружка использую задачи-шутки, пословицы, упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки Кюизенера, дидактические  игры.  

       Программа кружка «Веселый счёт» разработана на основе программы Е.В.Колесниковой «Я считаю до десяти», направлено на развитие мышления и творческих способностей детей, на внимание, на   мелкую моторику рук. Обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе.

 В подготовительной группе по желанию родителей планируем продолжать проведение данного кружка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Е.В.Колесникова Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА -2010г.

2.        Е.В. Колесникова Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва.

Творческий центр СФЕРА-2010 г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"

Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл....

Рабочая программа кружка «Юные гении»

Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день сл...

Программа кружка "Юный гений"

По данной программе можно работать с детьми старшего возраста....

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

Сценарий научно-практической конференции "Юный гений"

Сценарий научно-практической конференции "Юный гений" для детей подготовительной группы...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Юные гении» (Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«Юные гении»(Педагогическая технология  “Блоки   Дьенеша”)        Проект выполнила:воспитательАлекс...