Программа кружка «Цветная логика» (Сенсорное развитие. «Блоки Дьенеша»)
рабочая программа по математике (младшая группа)
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetnaya_logika.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Цветная логика»
(Сенсорное развитие. «Блоки Дьенеша»)
2024 - 2025 уч. год
Автор – составитель:
Снигирёва Наталья Федоровна
высшая квалификационная категория
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей (3-4 лет).
Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А также со следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
- Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
1.2 Цель и задачи
Цель программы: Обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Развить способности наглядного моделирования, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
1.3 Принципы построения программы
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
1.4 Характеристики значимые для разработки и реализации программы особенностей развития детей дошкольного возраста
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательной деятельности и в помещении всего дошкольного учреждения. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
1.5 Планируемые результаты
1.5.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы
1. Умение выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Способность классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Формирование наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
- Умение конструировать по цветной схеме, планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
1.5.2. Оценивание качества реализации программы (оценка индивидуальных результатов освоения программы воспитанниками)
Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Диагностические методики для детей 3-4 лет:
Диагностическая методика | Форма проведения | Показатели: |
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования | ||
Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины | Индивидуальное обследование
| Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур |
Действие наглядного моделирования | Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2. Содержание образовательной деятельности.
2.2.1. Формы работы с детьми
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика».
В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие способности действия наглядного моделирования.
2.2.2. План работы по программе кружка «Блоки Дьенеша»
№ п/п | Тема занятия, цель | месяц |
1.1 | «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. | Сентябрь 1 неделя |
1.2 | «Что нам привёз Мишутка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | 2 неделя |
1.3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | 3 неделя |
1.4 | Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | 4 неделя |
2.1 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Октябрь 1 неделя |
2.2 | «Что нам привёз Зайчишка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. | 2 неделя |
2.3 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. | 3 неделя |
2.4 | Игра «Отгадай фигуру» Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). | 4 неделя |
3.1 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | Ноябрь 1 неделя |
3.2 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. | 2 неделя |
3.3 | «Угости матрешек печеньем» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | 3 неделя |
3.4 | Игра «Укрась елки игрушками» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. | 4 неделя |
4.1 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | Декабрь Январь 1 неделя |
4.2 | «Что лежит в корзинке?» Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | 2 неделя |
4.3 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. | 3 неделя |
4.4 | Игра «Построй домик» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | 4 неделя |
5.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | Январь Февраль 1 неделя |
5.2 | «Садовники» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу, | 2 неделя |
5.3 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 3 неделя |
5.4 | «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | 4 неделя |
6.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Март 1 неделя |
6.2 | «Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
6.3 | «Угости мишек печеньем» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 3 неделя |
6.4 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 4 неделя |
7.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Апрель 1 неделя |
7.2 | «Посади цветы на клумбы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
7.3 | «Что лишнее?» Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. | 3 неделя |
7.4 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 4 неделя |
8.1 | «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | Май 1 неделя |
8.2 | «Хоровод» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
8.3 | «Магазин» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 3 неделя |
8.4 | «Волшебное дерево» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 4 неделя |
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Занятия проходят в форме игры (дидактических игр и игровых упражнений) в вечернее время, используя набор блоков Дьенеша.
3.2. План реализации кружка.
Кружок рассчитан на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 15-20 минут.
Численность детей в кружке – 14 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения материала. Возраст детей 3-4 года.
3.3. Методическое обеспечение.
Для реализации кружка необходимы следующие материалы: альбомы со схемами «Блоки Дьенеша», набор блоков Дьенеша, картотека дидактических игр, картинки с интернет сайтов.
3.4. Используемая литература:
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В. Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э.Г .Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Цветные числа"
Задачи, цели, перспективный план кружка....
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»
Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....
Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...
Рабочая программа кружка по «Художественно – эстетическому развитию» (Нетрадиционные техники рисования ) «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста.
Кружок по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Цветные ладошки»...
Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»
Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Увлекательные блоки Дьенеша"
Цель: всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.Задачи:развитие психических процессов – восприятие, память, внимание, в...