Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» (старшая группа)
проект по математике
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
(старшая группа)
Воспитатель: Анисимова Н.П.
Проект
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тип проекта: обучающий, практический
Продолжительность: долгосрочный – один год
Возраст детей: старшая группа
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Актуальность темы.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич)
На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселые задачки». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми («Колумбово яйцо», клавиатура для закрепления геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле чудес», «Числовой диск», «Собери по цвету». Также был сделан математический кейс, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.
Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в создании семейных математических газет, изготовлении и выставке настольных игр.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы.
В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
-развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
-расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
Развивающие:
-формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
Воспитательные:
-формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
-формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Предполагаемый результат:
-применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
-развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
-осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
I этап Подготовительный | -поиск, изучение и обработка информации; -создание проблемы, постановка цели и задач; -работа над методической литературой по данной проблеме; -предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы; -подбор методической литературы; -подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; -работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. | Сентябрь |
II этап. Основной | -работа над проектом (см. «Модель реализации проекта») -работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности; -работа с родителями; | Октябрь - апрель |
III этап. Заключительный | -проведение математического развлечения «В стране математики» | май |
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми
-Беседы
-Дидактические, настольные, подвижные игры
-Чтение познавательной, художественной литературы
-Целевые прогулки, наблюдения
-Продуктивная деятельность детей
-Итоговое мероприятие
2. Сотрудничество с родителями
-Оформление консультаций для родителей
-Помощь в изготовлении настольно печатных игр
-Выставка математических игр
-Родительское собрание
-Методическое сопровождение
3.Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений
4.Разработка цикла дидактических и подвижных игр
5.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед
6.Подборка художественной литературы
7.Консультационный материал для родителей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Игровая деятельность:
Развивающие дидактические игры:
- «Сложи узор»;
- «Веселый счет»;
- «Математические задачи»;
- «Составь число»;
- «Собери фигуры»;
- «Фигуры из цветной мозаики»;
- «Разложи карточки по цвету»;
- «Составь узор»;
- игры с планшетами «Математический счет»;
-игры с блоками Дьенеша;
- решение веселых математических задач.
2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие:
-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел»;
-Заучивание стихотворений С. Маршак «Веселый счет»;
-заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинкам;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
3. Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
4. Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»; «Встань в обруч по двое, трое…»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Информационно - аналитические мероприятия
Выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
-Анкетирование
2. Познавательные мероприятия
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Родительское собрание:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
3. Наглядно – информационные мероприятия
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
4. Досуговые мероприятия
Выставка - «Математические игры для дошкольников» и семейные математические газеты.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
ОТЧЕТ о выступлении «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....
Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» (старшая группа)
Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»(старшая группа)...