СБОРНИК ИГР НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
методическая разработка по математике (средняя группа)
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр.
Задачи:
1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста путём использования на занятиях дидактических и подвижных игр.
2. Развивать интеллектуальные способности детей через конструктивные виды деятельности.
3. Воспитывать стремление доводить начатое до конца в процессе развития познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_na_orientirovku_v_prostranstve_dlya_detey_sredney_gruppy.docx | 99.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел | Название игры |
| Игра «Солнышко» |
Игра «Аист». | |
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине». | |
Игра «Выше — ниже» | |
Игра «Спереди — сзади» | |
| Игра «Кто правильно назовет» |
Игра «Горячо - холодно». | |
Игра «Найди игрушку». | |
Игра «Далеко- близко». | |
Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» | |
| Игра «Расположи так, чтобы» |
Игра «Повтори рисунок» | |
Игра «Геометрический диктант» | |
Игра «Художник» | |
Игра «Разноцветное путешествие» | |
| Игра «Угадай, что изменилось?» |
Игра «Исключи лишнее» | |
Игра «Уборка в комнате» | |
Игра «Что я загадал?» | |
Игра «Где сидел воробей?» |
- Игры на формирование ориентировки «на себе», освоение «схемы собственного тела»
Игра «Солнышко»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Ход:
Воспитатель предлагает ребятам схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос) и говорит о том, что нужно выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Игра «Аист».
Цель: обучение умению понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.
Ход:
Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине».
Цель: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мяч
Ход:
Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот — не запутаться б мне.
Игра «Выше — ниже»
Цель: обучение умению понимать расположение частей тела на собственном теле по отношению друг к другу.
Ход:
Стоя перед зеркалом, педагог вместе с детьми анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После освоения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
Игра «Спереди — сзади»
Цель: обучение умению понимать словесные указания в определении передней и задней стороны на собственном теле.
Ход:
Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие его части.
- Игры на ориентировку в окружающем пространстве
Игра «Кто правильно назовет»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Ход:
В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра «Горячо - холодно».
Цель: способствовать развитию пространственных представлений у детей, формированию понятий «ближе- дальше».
Ход:
В комнате прячется игрушка, которую водящий должен найти. При этом при приближении к игрушке дети говорят: «Теплее, горячо», а при удалении «Прохладно, холодно».
Освоив данный вид игры, можно переходить к следующей, в которой водящий при поиске игрушки руководствуется комментариями «Левее, правее, выше, ниже, дальше, ближе».
Игра «Найди игрушку».
Цель: способствовать развитию пространственных представлений у детей.
Ход:
Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: «Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т. д.». Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить - давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.
Игра «Далеко- близко».
Цель: способствовать развитию пространственных представлений у детей, формированию понятий «ближе- дальше».
Ход:
Педагог просит подойти детей друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Иван – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.
Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Ход:
Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
- Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги)
Игра «Расположи так, чтобы»
Цель: закреплять умение детей определять местонахождение предметов по отношению к себе.
Оборудование: логические блоки Дьенеша.
Ход:
Взрослый предлагает детям задание расположить справа от себя все фигуры красные, но не круглые. Слева от себя все круглые, но не красные. Впереди от себя все многоугольники из оставшихся фигур, но не желтые. Далее взрослый предлагает назвать те оставшиеся фигуры, которые ребенок расположит сзади. У детей не должно остаться синих фигур. Для определения верности результата взрослый после ответа ребенка показывает карточку, на которой изображены оставшиеся фигуры.
После взрослый усложняет игру тем, что предлагает детям переложить фигуры так, чтобы сзади, справа и спереди остались только многоугольники.
Игра «Повтори рисунок»
Цель: закрепить умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.
Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»
Ход:
Взрослый демонстрирует детям схему расположения домика, справа от которого сидел зайчик, составленную из палочек Кюизенера, но рисунок не цветной, палочки обозначаются цифрами. Далее взрослый предлагает детям составить рисунок по данному образцу и рассказать, что получилось и какого цвета вышли детали рисунка.
Далее взрослый предлагает детям самостоятельно «пересадить» зайчика слева от домика, впереди домика, сзади домика. После выполнения задания дети объясняют, какие палочки зайчика они переложили сначала, какие потом, чтобы выполнить задание.
Игра «Геометрический диктант»
Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.
Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.
Ход: взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:
- красный квадрат находился в левом верхнем углу;
- жёлтый овал – в центре листа;
- зеленый квадрат в правом верхнем углу,
- красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;
- коричневый прямоугольник в правом нижнем углу;
- оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;
- синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;
- посередине между квадратами синий круг;
- зеленый круг между прямоугольниками.
Далее взрослый показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.
(Подобную игру можно провести с напольной игрой с этими же задачами, ориентируясь на первый уровень сложности)
Игра «Художник»
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка — фон, предметные картинки.
Ход:
Рассказываем ребенку: Представь, что ты — художник, а я — твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
Игра «Разноцветное путешествие»
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Ход: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого — на лесной полянке, желтого — на песчаном пляже и т.д.).
- Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
Игра «Угадай, что изменилось?»
Цель: формирование умения определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Оборудование: набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки.
Ход:
На полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. Например: «Стул стоял слева от дивана, а его поставили около стола». Когда дети усвоят правила игры, можно делать одновременно две-три перестановки.
Примечание. Вместо набора мебели можно использовать предметные картинки (обувь, одежда, цветы, предметы домашнего обихода, располагая их группами на наборном полотне или фланелеграфе.
Игра «Исключи лишнее»
Цель: развитие мышления и объема внимания. Игровая задача: развивать умение выделять из ряда предметов отличный от других.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Игровые действия: Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от остальных, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку, которая в конце дня меняется на наклейку. Чем больше фишек, тем больше размером наклейка.
Игра «Уборка в комнате»
Цель: развитие умение располагать изображение предметов в указанном направлении и отражать в речи их пространственное расположение.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что в группу пришли необычные картины и предлагает детям с ними поиграть, но с картин все предметы и мебель упали. Воспитатель предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии инструкции. Например, в центр комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, слева поставить кровать, над кроватью повесить картину, справа от картины повесить часы. Затем, воспитатель спрашивает у каждого ребенка, куда он расположил тот или иной предмет.
Игра «Что я загадал?»
Цель: развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве. Понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Ход: Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например, «Это висит на стене? - Да. - Это висит на дальней стене? - Нет. - Это висит рядом со шкафом? - Да. - Это часы? - Да». Затем дети меняются ролями.
Игра «Где сидел воробей?»
Цель: формирование понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.
Оборудование: Фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.
Ход: Воробей летает по полянке. Когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке. Внизу, под кустиком. Справа, у цветка. Сзади, за дерево и т. д.».
Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...
Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.
Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...
конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....
Сборник дидактических игр для развития ориентировки в пространстве
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые...
Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...