Конспект по математике “Сутки”
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шитвина Кристина Владимировна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_sutki_starshaya_gruppa.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математике “Сутки”

Цель:     повторить понятие «сутки», с последовательностью частей суток        

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить знания о частях суток;
  • Уточнить пространственные отношения слева, справа, вверху, внизу, дальше, близко.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах (умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (форме и величине)

Развивающие

  • Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
  • Продолжить развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Продолжить развивать зрительную память.

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП.

Интеграция образовательных областей: Математической развитие

Демонстрационный материал:  Использование ИКТ, золотая рыбка, иллюстрации «части суток», схема «круглые сутки»

Активизация словаря: сумрак-полумрак, сумерки

Планируемые результаты занятия:  дети хорошо знают части суток; дети отлично работают коллективно; дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; дети хорошо аргументируют свои высказывания; дети понимают учебную задачу и выполняют её самостоятельно.


Технологическая карта

Этап и его задача

Организация детей

Оборудование

Речь и

деятельность воспитателя

Методы, приемы, формы

Речь и деятельность детей

Планируемый

результат

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами закрепим наши знания и умения пройденные ранее

Отгадайте загадку:

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни!

Кто отгадал, кто это?

Правильно, это золотая рыбка

-Из какой сказки приплыла к нам золотая рыбка?

Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно, поэтому она не может различать время суток.

Давайте поможем ей и расскажем, что же такое сутки, и на какие части их можно разделить.

Словесный, зрительный.

Приемы: вопрос-ответ

Дети здороваются

Отвечают на вопросы

Дети садятся за столы и слушают внимательно воспитателя

Основной этап

Вы запомните, ребята,

Сутки — это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,

На прогулку вышли дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым –

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лег на плечи –

Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой,

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

Вы запомните, ребята,

Сутки — это день и ночь.

(Словарная работа: сумрак-полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы.)

-Даже поговорка такая есть: «День и ночь - сутки прочь.»

- Как вы ее понимаете?

- А значит она следующее: день переходит в ночь-сутки прочь (закончились)

Словесный

Указание

Наглядный показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Дети слушают стих

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети следуют указаниям воспитателя

В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Поэтому и говорят, что сутки «круглые». 

Рассмотрите схему «Круглые сутки» Сутки можно разделить на четыре части: утро, день, вечер и ночь.

-Что обычно происходит утром?

- Правильно, ребята!

- Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов. Утром мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.

После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.

-Что следует за утром?

- Что происходит днем?

- Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.

-День близится к концу и наступает?

– Что происходит вечером?

- Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна, и зажигаются звездочки. Вечером мы собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.

- На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.

(Словарная работа: сумерки - плавный переход от дневного света к ночной тьме, (вечерние сумерки) и наоборот (утренние сумерки)

Ребята, а теперь давайте отгадаем несколько загадок:

1. Над рекой заря встает,

На дворе петух поет,

Умываются котята,

Просыпаются ребята. (Утро.)

2. Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш. (День.)

3. Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет,

Сказку он с собой ведет. (Вечер.)

4. В небе звездочки зажглись

Птицы спят и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну а мы в своих кроватках. (Ночь.)

5. Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Значит, день уже пришел.

6. Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,

- Спать немедленно зовет.

(День и ночь.)

Словесный: беседа, уточнение,

Указания

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Отгадывают загадки:

-Утро

-День

-Вечер

-Ночь

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Выполняют все указания воспитателя

Ответили на все вопросы

Отгадали все загадки

Д/и: «Когда это бывает?»

- Мы завтракаем утром, а обедаем… (днем)

- Утром вы приходите в детский сад, а уходите домой (вечером)

- Днем мы обедаем, а ужинаем … (вечером)

– Когда мы делаем зарядку? (утром)

- Когда мы ложимся спать? (вечером)

– Когда мы гуляем ночью или днем? (днем)

 П/и: «День и ночь»

В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» - замереть в той позе, в которой их застигла команда «Ночь!» Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего заснуть, громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший, становится водящим.

Словесный: беседа, уточнение, рассказ

Указания

Наглядный показ

Наглядный материал

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Дети отвечают на вопросы

Думают, размышляют

Дети участвуют в дидактической игре

Выполняют все указания воспитателя

Ответили на все вопросы

Активно участвуют в дидактической игре

Заключительная часть

-Вы такие молодцы!

-А сейчас мы проворим что вы запомнили.

- Что такое сутки?

- Сколько часов в сутках?

-На какие четыре части можно разделить сутки?

-Какое время суток самое светлое? - Какое время суток самое темное?

- Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.

– Какое время суток тебе нравится больше всего. Почему?

- А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны и готовы перейти в подготовительную к школе группу.

- На этом занятие окончено.

- Молодцы!

Словесные: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети ответили на все вопросы

Получили положительные эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

конспект по математике "Путешествие на планету математики"

Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...

Конспект занятия. Тема: сутки

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста...

Конспект по математике "Путешествие в страну Математику"

Закрепление счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение решать графические примеры, ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Закрепление знаний о геометрических фигурах.Созда...

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Конспект по математике "Золушка в стране математики"

закрепить навыки порядкового и количественного счёта до 5;Соотносить цифры с количеством предметов;Продолжать называть времена года, распределять картинки по порядку;Упражнять в ориентировке на ...