Методическое пособие «Круги Луллия для развития элементарных математических представлений»
методическая разработка по математике (старшая группа)
«Круги Луллия для развития элементарных математических представлений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_lulliya_matematika.docx | 933.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическое пособие
«Круги Луллия для развития элементарных математических представлений»
Для детей 5 -7 лет
Разработчик:
Нина Николаевна Ковалева
2024 уч. год
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
Основная часть. Круги Луллия для развития элементарных математических представлений.…………………...……………………………………………..…6
Раздел 1. Универсальность и многофункциональность игрового материала...8
1.1. Технологическая цепочка проведения математической игры…………….9
1. 2. Результаты игры……………………………………………………………10
Раздел 2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников при помощи Кругов Луллия………………………………..….11
2.1. Вариант индивидуального развернутого тренинга по признаку «Цвет»………………………………………………………………………….....19
2.2. Образовательный эффект…………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………..….22
Список литературы……………………………………………………….........24
Введение
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Помочь соответствовать этому может современная технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно игровая технология с использованием занимательных кругов Луллия.
Основная цель работы с математическими «Кругами Луллия» - создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций, поддержание познавательного интереса у детей.
Задачи:
- обогащать активный и пассивный словарь ребёнка;
- закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их;
- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- тренировать в счёте, решение примеров.
- закрепить состав числа из двух меньших чисел;
- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы;
- развивать познавательную активность;
- развивать логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать сенсорные способности;
- развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать эстетические чувства, старание, усидчивость;
- воспитывать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей;
- создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений.
Принципы организации игр:
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным;
- cистемность и последовательность;
- применение игровых моментов; - концентричность при изучении материала;
- активное использование наглядного материала.
Возрастная направленность: картотека разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Нельзя не отметить универсальность и многофункциональность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.
Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Использование пособия в своей работе помогает не только успешно решать многие задачи математического развития, но и быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности ребёнка; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память и воображение.
Основная часть. Круги Луллия для развития элементарных математических представлений.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. В современном образовательном процессе используются круги с картинками, подобранными по изучаемым темам.
Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. Детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы, и обрести веру в себя.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психическое и физическое напряжение дошкольников, облегчает восприятие нового материала. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Игра способствует формированию коммуникативных навыков, проявлению познавательных и социальных мотивов детей, развитию творческого мышления, увлеченности и интереса к получению знаний. С использованием кругов Луллия занятия превращаются в увлекательную игру путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий.
Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО и ФОП, способствует интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: - социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Круги Луллия для развития элементарных математических представлений решают задачи познавательного развития ребенка: развитие любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Раздел 1. Универсальность и многофункциональность игрового материала:
- используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре;
- дети самостоятельно могут заменять картинки на кругах, комбинировать задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры.
Игры подобраны по двум направлениям:
1. Закрепление и уточнение уже имеющихся знаний.
2. Развитие воображения, фантазии и творчества.
Формы организации игр с кругами Луллия:
- образовательные ситуации, (например, в рамках проведения образовательной деятельности);
- игровые обучающие ситуации;
- самостоятельная игровая деятельности детей.
Многофункциональность игр с использованием кругов Луллия.
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 5-6-го года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом). Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом. Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по определенной теме. Игра должна состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях; 2) упражнения на развитие воображения.
1.1. Технологическая цепочка проведения математической игры игры:
Педагог представляет это пособие, вызывая интерес и любопытство у детей. На начало работы рекомендовано брать только 2 круга разного диаметра, потом постепенно увеличивая их до четырех. Можно сделать и больше кругов.
1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.
2. Постановка задачи.
3. Раскручивание кругов.
4. Познавательная деятельность детей.
5. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения.
6. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа.
7. Рефлексия и подведение итогов.
1. 2. Результаты игры:
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.
По результатам деятельности:
У детей:
1. Ребенок проявляет познавательный интерес.
2. Активен в разных видах познавательной деятельности.
3. По собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
4. Повысится интерес к технологии «Круги Луллия».
У педагога:
1. Пополнение центра математики разнообразием развивающих, дидактических игр математического содержания.
2. Внедрение игровой технологии по «Кругам Луллия» в образовательный процесс с дошкольниками.
Раздел 2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников при помощи Кругов Луллия.
1. Дидактическая игра «Подбери цифру»
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднем кольце изображены цифры, на нижнем – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаем детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
2. Дидактическая игра «Сочиняем задачи» (старший дошкольный возраст)
Цель: учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
Ход игры: На нижнем кольце изображены картинки (точки), на среднем – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: точки ••+•. Дети составляют задачу на сложение. «У Маши было 2шарика. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»
3. Дидактическая игра «Из чего состоит число»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.
Ход игры: На нижнем кольце изображены примеры на сложение. На верхнем кольце изображены цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и с помощью цифр на нижнем кольце найти состав числа.
4. Дидактическая игра «Построй геометрическую фигуру» (старший дошкольный возраст)
Цель: развивать логическое мышление, закреплять названия геометрических фигур.
Ход игры: На нижнем и верхнем кольцах изображены части геометрических фигур. С помощью стрелки выбрать соответствующую часть фигуры поворачивая средний и верхний круг.
5. Дидактическая игра «Придумай и реши задачу»
Цель: закрепить умение составлять и решать задачи на вычитание.
Ход игры: На нижнем кольце изображены примеры на вычитание. На верхнем кольце изображены цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и с помощью цифр на нижнем кольце найти соответствующий пример. Придумать задачу и решить её.
6. Дидактическая игра «Найди нужное количество геометрических фигур»
Цель: закрепить названия геометрических фигур, тренировать в количественном счёте.
Ход игры: На нижнем кольце изображены примеры геометрические фигуры разные по форме, цвету и их количеству. На верхнем кольце изображены геометрическая фигура и цифра, указывающая на количество искомых фигур. Стрелкой выбрать число и фигуру на верхнем кольце и найти соответствующее количество фигур на нижнем кольце.
7. Дидактическая игра «Придумай и реши задачу»
Цель: закрепить название геометрических фигур.
Ход игры: На нижнем кольце изображены цветные группы различных геометрических фигур. На верхнем кольце изображены теневые смешенные группы геометрических фигур. Стрелкой выбрать и соединить теневые смешанные геометрические фигуры с цветными геометрическими фигурами.
2.1. Вариант индивидуального развернутого тренинга по признаку «Цвет».
Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть цвет и он может меняться в результате разных условий. Формировать интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением цвета.
Оборудование:
1 круг - объекты одноцветные и разноцветные (радуга, желтый цыпленок, зебра, пестрая рубашка, яблоко, клумба алых тюльпанов, голубое море, разноцветные бусы).
2 круг - кляксы разного цвета (оранжевая, желтая, черная, белая, красная, голубая, зеленая, фиолетовая).
1. «Найди реальное сочетание»
Выбери объект и подбери к нему цвет. (Цыпленок - клякса желтого цвета. Цыпленок желтого цвета. По цвету цыпленок желтый) и т.д.
Обратите внимание, во фразе, которую произносит ребенок, должно всегда присутствовать слово «цвет» (название признака). Это ведет к тому, что у ребенка формируется способность к обобщению. Очень ценно, если ребенок зеленый цвет ставит под изображением «Яблоко», объясняя, что яблоко бывает зеленого цвета или листок у яблока бывает зеленого цвета, далее переводит стрелку под изображение «радуга», объясняя, что у радуги одна полоска зеленого цвета. Тем самым ребенок показывает, что у него формируется обобщение: зеленый цвет может быть у многих объектов.
2. «Объясни необычное сочетание»
Объясни необычность цвета. (Яблоко - черный цвет. Яблоко бывает черного цвета ночью, когда нет освещения, или, оно может быть черным, когда испортилось.)
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
- Придумай фантастическую историю про фиолетовые яблоки. (Одна принцесса очень любила фиолетовый цвет, для нее стали выращивать фиолетовые яблоки).
- Как это происходило? - (Выращивались обычные яблоки, их специально красили в фиолетовый цвет или подавали при определенном освещении).
4 . «Реши проблему»
- У яблока появился необычный фиолетовый цвет.
- Что хорошего, что яблоки фиолетовые? (Червяки их меньше едят. За необычные яблоки люди больше платят).
- Что плохого, что они фиолетовые? (Не очень аппетитно выглядят. Тяжело узнать, когда они созревают. Они плохо видны на дереве для сбора урожая).
- Как собрать фиолетовые яблоки в засохшей листве дерева? (Пылесосом сдуть листву, тогда яблоки останутся на дереве).
Если ребенок понял, что у любого объекта есть цвет, обычный и необычный, можно перейти на более высокий уровень, добавив третий круг с другим признаком.
2. 2. Образовательный эффект:
Круги Луллия позволяют, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия и свободную игровую деятельность детей увлекательными и эффективными.
В процессе работы с пособием у детей развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать и объяснять, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Заключение
Использование современных технологий и методов в работе с детьми - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление в педагогике.
Работа с кругами Луллия интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием выполняют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Анализируя результаты после некоторого времени постоянной работы «Кругами Луллия», понимаешь, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Дети учатся группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний. Воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать. Они проявляют инициативу, самостоятельно придумывают игры, правила к ним, самостоятельно изготавливают карточки с различным содержанием; - дети чаще помогают друг другу, взаимодействуют друг с другом, переносят свой опыт из игр в реальную жизнь. Эффектогромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие интеллектуально - творческого мышления и воображения, развитие культуры общения.
Внедрение элементов метода «Круги Луллия»в работу с дошкольниками позволяет воспитывать, развивать и обучать их под девизом - «Творчество во всём!».
В практической деятельности метод работы с Кругами Луллия очень интересен для педагогов разного профиля, будь то воспитатель, психолог или учитель-логопед. Каждый обязательно найдет свое направление в этом замечательном «бездонном» для творчества методе работы.
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
- Альтшуллер, Г.С., Алгоритм изобретения. – М.: «Московский рабочий», 1973.
- Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск, 2007.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2009.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Орлов, М.А. Нетрудная ТРИЗ. – М.: Солон-пресс, 2014.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ).
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – М.: АРКТИ, 2011
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческоговоображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006
- Тарасенко, Т.В., Казьмина, Э.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. – 2016. – №10.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
- https://vospitatelyu.ru.
- https://studopedia.net/6_57634_osobennosti-ispolzovaniya-krugov-lulliya-s-detmi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Конспекты НООД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе
Цикл из шести конспектов НООД по ФЭМП для подготовительных логопедических групп...
Методическое пособие Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений
Методическое пособие Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений...
Методическое пособие Конспекты НООД на развитие элементарных метематических представлений в подготовительной логопедической группе
Методическое пособие Конспекты НООД на развитие элементарных метематических представлений в подготовительной логопедической группе...
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией....
Методическое пособие "Круги Луллия"
Методическое пособие "Круги Луллия"...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»
Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...
2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Круги Луллия, как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время обучения. Далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точн...