Королева Музыка и королева Математика
консультация по математике

Хакимова Зульфия Раисовна

Королева Музыка и королева Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_muzyka_i_koroleva_matematika22.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Королева Музыка и королева Математика

С давних пор до нас дошел афоризм, что математика и музыка – сёстры. А казалось бы, что общего между наукой, пользующейся строгой логикой доказательств и музыкой – одним из прекраснейших видов искусства, произведения которых создаются в порыве вдохновения?

Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков.  Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Одним из первых, кто установил связь между музыкой и математикой, был древнегреческий философ Пифагор. Как гласит легенда, однажды Пифагор шел мимо кузницы с мыслями о том, как прекрасен шум молотов… Всех, кроме одного. Выбивающийся из ряда других звук заставил философа броситься к наковальне и начать испытывать инструменты один за другим. Пифагор выяснил, что мелодия, звучащая при ударе молота, меняется в зависимости от его размера. Тот случай, когда он имеет значение.

Так мыслитель понял, что музыка математична. Для исследований он даже изобрел специальный инструмент из двух струн — монохорд. С помощью него философ строил интервалы, то есть соотношения двух нот, и измерял их числами. Пифагор заметил, что одни сочетания звучат приятно, это консонансы, а другие — нет, это диссонансы. Следовательно, между ними есть некая разница, и эту разницу математик выразил в арифметическом виде.

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в её основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Музыка и математика – это две системы, тесно связанные между собой.

Элементарные математические представления у дошкольников складываются из таких простых понятий как круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, высота, угол, прямая, кривая и т.д.  Все эти понятия отражаются на музыкальных занятиях.

Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, чтобы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» её на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Математические представления у дошкольников легко усваиваются,  закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. 

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

Музыка и математика — это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Музыка  делает любое занятие необычным и более интересным. А музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

А теперь давайте рассмотрим взаимодействие математики и музыки на примерах. Как мы знаем, основной вид деятельности в детском саду это игра. В свободное от занятий время мы планируем и проводим музыкальные и музыкально-дидактические игры. Некоторые из них позволяют расширять знания дошкольников и закреплять представление детей о количестве, величине, форме, цвете, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве. Например, игры «Угадай инструмент», «Музыкальные домики», «Найди свой домик», «Музыкальные фигурки», «Мы веселые зверята», доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Данные игры развивают музыкальный слух, а также помогают детям лучше усваивать математический материал.

На занятиях по математическим представлениям с помощью музыкальных инструментов я провожу различные игровые упражнения. Например, игровое упражнение  «Отсчитай столько же» (предлагаю детям отсчитать столько квадратов, сколько ударов в барабан за ширмой они услышат. «Сколько квадратов у вас? Почему вы отсчитали столько квадратов?»), на развитие ориентировки в пространстве относительно себя игровое упражнение «Веселый круг» (дети встают в круг, закрывают глаза.  Я хожу по кругу, останавливаюсь около ребенка и звеню колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Перехожу к следующему ребенку. И так далее), игровое упражнение на развитие слухового внимания «Кто быстрее сосчитает». Можно использовать музыкальные инструменты при изучении обратного счёта, под музыку проводятся игры «Живая неделя»,  «Чьё звено соберется быстрее?», «Найди пару» и т.д. (См. приложение)

Также на занятиях математикой хорошо обеспечивают кратковременный отдых для детей музыкальные физминутки.

Сейчас я вместе с вами продемонстрирую связь математики с музыкой на небольшом фрагменте.

За ширмой музыкальные инструменты, сообщаю об этом и прошу по звучанию отгадать первый инструмент. Это барабан.

- На какую фигуру похож барабан? (Круг).

- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо).

Прошу, чтобы кто-то из гостей сыграл громко и тихо.

- А сейчас на чем играю? (На бубне).

- Бубен какой формы (Круглой).

- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику).

- Назовите еще предметы круглой формы.

- Сколько всего стало инструментов? (2)

- Чего у человека по 2? (Глаза, уши, руки и т.д.)

Достаю треугольник.

- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).

- А сейчас закройте глаза, послушайте и посчитайте, сколько раз прозвучит треугольник. Сколько раз прозвучал? Покажите эту цифру.

- А это маракас. Хлопните в ладоши на 1 меньше, чем услышите звуков маракаса. Сколько раз хлопнули? Почему?

- Скажите, как называется этот инструмент? (Трещотка). Сделайте пружинку на 2 раза больше, чем услышите звуков трещотки. Сколько пружинок сделали? Почему?

На столе в ряд лежат инструменты.

- Посчитаем сколько всего инструментов? (5).  Сколько инструментов останется, если каждый раз мы будем убирать по одному? (Считают инструменты в обратном порядке от 5 до 1).

- Что мы делали, когда считали от пяти до одного? (Уменьшали на один).

Подытоживая, хочу отметить свои наблюдения, что формирование математических представлений у дошкольников посредством использования музыкальных инструментов, музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр проходит занимательнее, увлекательнее и от этого усвояемость материала более высокая.

Закончить я хочу также словами Пифагора «Математика – это музыка разума. Музыка – это математика чувств».

Приложение

1.Игра «Угадай инструмент»

Цель игры: формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, звучании, ритме, темпе, числе, пространстве, движении.

Описание дидактической игры: воспитатель открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.

- На какую фигуру похож барабан? (круг) Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.

- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)

Просит, чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.

- А сейчас на чем играю? (На бубне)

- Бубен какой формы (Круглой)

- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику).

- Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)

- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)

Воспитатель достает треугольник.

- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).

Предложить детям поиграть на треугольнике.

2.Игра «Музыкальные домики»

Цель игры: закрепление названий геометрических фигур, развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, тренировка памяти.

Описание дидактической игры: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик и т.д.). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально. Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и их.

Из каких фигур состоит домик? Сколько окошек? Сколько животных с высоким голосом? Сколько с низким? Сколько всего животных?

3.Игра «Найди свой домик»

Цель игры: учить детей закреплять цвета, формы геометрических фигур и развивать динамический слух.

Описание дидактической игры: в данной игре используется строительный материал (кубики, треугольники, прямоугольники).

Под веселую громкую музыку дети танцуют, под тихую музыку дети бегут в домики, а какие говорит воспитатель. Например, занимаем домики квадратики, или занимаем домики, треугольники, и так далее. Игру можно усложнить, например, занимаем квадратики домики только зеленого цвета, треугольники только красного и так далее.

4.Игра «Музыкальные фигурки»

Цель:  закрепить формы геометрических фигур и формирует музыкально – ритмический слух.

У детей в руках разные геометрические фигурки. У каждой фигурки своя музыка. Например: квадратики – маршируют, треугольники – бег, прямоугольники – кружатся, ромбик – пружинки, кружок – подскоки. Потом музыка для фигурок меняется.

5.Игра «Мы веселые зверята»

Цель: упражнять в умении различать основные цвета и их оттенки, развитие слухового внимания.

В хаотичном порядке по группе расставлены кегли разных цветов. На деток надеваются маски разных животных. И каждому дается задание.

Задание. Зайчикам попрыгать вокруг зеленых кеглей, лисичкам – пройти вокруг красных, мышкам – оббежать желтые, белочки – прыгать вокруг синих, мишки обойти – оранжевые. Главная задача, это услышать свою музыку и как можно точно войти в образ животного, которого изображаешь. Можно устроить соревнования с призами.

6.Игровое упражнение «Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать на слух.

Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель.

Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Далее воспитатель предлагает детям на верхней полоске карточки отсчитать столько квадратов, сколько звуков они услышат. В ходе игры используются барабан и бубен. («Сколько квадратов вы отсчитали? (Шесть.) Почему вы отсчитали столько квадратов?»)

Аналогичные задания дети выполняют на нижней полоске карточки с кругами. Дети считают звуки с закрытыми глазами и отвечают на вопросы воспитателя.

7.Игровое упражнение  «Веселый круг»

Цель: учить ориентироваться в пространстве относительно себя.

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

8.Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10 на слух.

Воспитатель дает детям задания: «Прыгните на двух ногах столько раз, сколько услышите звуков треугольника. Сколько раз вы прыгнули? Почему вы подпрыгнули столько раз? Сделайте на 1 шаг больше, чем  услышите звуков маракаса. Хлопните в ладоши на 1 раз меньше, чем услышите звуков барабана.

Сколько раз вы хлопнули в ладоши? Почему хлопнули один раз?».

Воспитатель предлагает детям: «Обозначьте цифрой количество услышанных звуков (предметов на карточке, увиденных движений)». Каждый раз воспитатель уточняет, какой цифрой дети обозначили число и почему.

9.Игра «Живая неделя»

Цель: закреплять названия и последовательность дней недели.

Воспитатель вызывает к доске семь детей и предлагает им взять карточки, на которых нарисованы цифры (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию ведущего выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке цифра 1 (понедельник), вторым — у которого на карточке цифра 2 (вторник) и т.д. Проверка осуществляется путем переклички с называнием дней недели.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой участников.

10.Игровое упражнение «Сосчитай инструменты»

Цель: упражнять в обратном счёте.

На фланелеграфе 10 музыкальных инструментов. Дети определяют их количество. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько инструментов останется, если каждый раз мы будем убирать по одному?». Дети вместе с воспитателем считают инструменты в обратном порядке (от 10 до 1). Воспитатель уточняет: «Что мы делали, когда считали от десяти до одного?» (Уменьшали на один).

11.Игровое упражнение «Сосчитай звуки»

Цель: упражнять в порядковом счёте.

Перед детьми карточки с цифрами от 1 до 3 Воспитатель предлагает найти карточку с цифрой 1 и положить ее перед собой. Затем спрашивает: «Какое число можно обозначить этой цифрой? Что в группе только 3?  Воспитатель просит детей найти карточку с цифрой 2 и положить ее рядом с цифрой 1: «Какое число обозначает цифра два? Чего у человека по два?» (Два глаза, два уха...). Воспитатель показывает карточку с изображением трех предметов и выясняет у детей, сколько предметов на карточке. Затем показывает карточку с цифрой 3 и уточняет, что цифра 3 обозначает число 3. «На что похожа цифра три? — спрашивает у детей педагог. — Найдите у себя карточку с цифрой три и обведите ее. А теперь положите цифру три рядом с цифрой два и назовите цифры по порядку». Затем воспитатель предлагает детям поиграть: «Обозначьте цифрой

количество услышанных звуков (предметов на карточке, увиденных движений)». Каждый раз воспитатель уточняет, какой цифрой дети обозначили количество звуков (предметов, движений) и почему.

12.Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?»

Цель: закрепить порядковый счёт от 1 до 10.

Дети делятся на два звена по 10 человек в каждом. Каждый ребенок берет по одной карточке с цифрой от 0 до 9 (У каждого звена карточки своего цвета.) Остальные дети — судейская команда. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки звенья строятся по порядку (от 0 до 9). Судейская команда проверяет правильность построения детей.

Затем дети меняются ролями и карточками и игра повторяется. В конце игры воспитатель предлагает каждому звену обозначить

количество игроков с помощью цифры.

13.Подвижная игра «Найди пару»

Цель: совершенствовать знания о составе изученных чисел.

Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной карточке с цифрой и назвать число, которое показывает цифра. Дети под музыку выполняют различные движения по заданию воспитателя. По окончании музыки они составляют пару для названного воспитателем числа и объясняют свой вариант состава числа.

Игра повторяется 3—4 раза со сменой карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Письма королевы Математики»

Программное содержание: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учит...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»

Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»Програмное содержание:- воспитывать любовь и интерес к музыкальной деятельности;- закреплять навыки музыкальн...

Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»

Програмное содержание: - воспитывать любовь и интерес к музыкальной деятельности; - закреплять навыки музыкально-ритмического движения (шаг, бег на полуносках, боковой галоп, поскоки); -познакомить...