Мастер-класс "Нейроигры для дошкольников"
консультация по математике

Малихова Наталья Владимировна

цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр,применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ .

Задачи: -познакомить участников мастер_класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,вызывая интерес к данной проблеме;

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер — класс

на тему : « Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Малихова Наталья Владимировна

воспитатель МДОУ «Новомичуринский детский сад №5»

 

2024г.

 

цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр,применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ .

Задачи: -познакомить участников мастер_класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,вызывая интерес к данной проблеме;

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

-получение педагогами представления о методике выполнения кинезиологических упражнений;

-внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приемов нейроигр для активации речевых способностей детей.

План проведения мастер — класса

Презентация « Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

1этап: Приветствие. Вводное слова педагога-мастера.Вхождение в тему.

2этап: Практический.

Задание 1.-Упражнение «Попробуй повтори».

Задание 2.-Упражнение «Покажи цифры».

Задание 3.-Кинезиологическая сказка «В лесу».

3этап: Подведение итогов.

 

1 этап. Приветствие. Вводное слова педагога-мастера.Вхождение в тему.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста». Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – « руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И так, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры-эффективнейшая методика,позволяющая улучшить у ребенка память,внимание,речь, пространственные представления,мыслительную деятельность,мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают по мнению психологов в следствии недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодествие — это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия — это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков : согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения: « Колечко», « Лезгинка», « Кулак — ребро — ладонь», « Оладушки» и т.д. 

    Кинезиология — это наука о движении,которая относится к здоровьесберегающей технологии , она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет : укреплять здоровье.снижать усталость,утомляемость,раздражительность,улучшает психоэмоциональное состояние,повышает умственную работоспособность и т.д.

Безусловно, эта методика в основном для работы таких специалистов как нейропсихологи, логопеды-дефектологи.  

    В наше время тема инклюзивного образования особенно актуальна, все чаще мы сталкиваемся с такими понятиями как : СДВГ, ОНР, ЗПР, ОВЗ и прочее, так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое . В моей практике такие дети встречались . Год назад, в мою группу попал мальчик с нарушением ЦНС, в возрасте трех с половиной лет ребенок не разговаривал, навыки самообслуживания небыли развиты, с детьми на контакт не шел,проявлял интерес только к своей игрушке с которой приходил в детский сад. У меня возникали определенные трудности в работе с этим ребенком,конечно же мы проходим курсы повышения квалификации по инклюзии, но данного случая в них описано не было, тогда я решила поискать ответа в сети интернет. Мне попалась интересная статья о нейропсихологических играх и упражнениях  Шамиля Ахмадулина (автор методик по скорочтению), прочитав про методику нейроигр описываемую автором я решила попробовать ее на практике с моим воспитанником. Мною были изготовлены определенные игры направленные на работу двух рук одновременно : «Веселые дорожки», «Кулак-ребро-ладонь», «Ровный -неровный», «Рыбка», «Конструктор узоров»,каждый день на протяжении двух месяцев в процессе режимных моментов мы играли с мальчиком в  эти нейроигры от трех до пяти минут каждый день. Приблизительно через пару недель, у мальчика появился интерес к продуктивной деятельности, и пусть у него не получалось выполнить работу в полном объеме согласно его возрастной группе, но у ребенка появилось желание сделать что-то , нарисовать,слепить,построить и т.д.. Затем мальчик стал проявлять интерес к сказкам, стал усидчивей, понемногу начинал контактировать с другими ребятами,а в конце нашей с ним работы ( мальчик по определению ППМК перешел в другой детский сад) научился говорить такие слова как : пока,мама,отдай,да,нет, научился самостоятельно одеваться и раздеваться! Я считаю, что мною была проведена колосальная работа, которая дала положительный результат, это моя маленькая победа и послужила толчком для подробного изучения данной методики. Я закончила курсы повышения квалификации по теме « Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающем обучении детей»,о чем имею свидетельство.

Методика нейропсихологических игр применяется не только для детей имеющих определенные нарушения, но и совершенно здоровых ребят, ведь прежде всего это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Нейроигры являются доступным средством , которое позволяет создать новый нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Многим известно,что правое полушарие мозга — отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны , а так же склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие — логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие ?

2  Этап. Практический.

Я предлагаю вам проити 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память,чтобы запомнить последовательность букв.

Тест №1. 

Для начала необходимо сцепить ( сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой , то П.

Тест №2.

Давайте представим,что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно , при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест №3.

Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе « Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху ? Запоминаем!

Тест №4.

А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая , же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

   И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.  Ну , а для того , чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.

 

Задание 1.- Упражнение «Попробуй повтори»

Суть игры- воспроизвести положение рук которое видите на карточке, и одновременно произнеси то , что изображено на картинке выше. Показываете и называете одновременно. Это используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Эту игру можно применять на занятиях как физминутку.

 

Задание 2.- Упражнение «Покажи цифры»

 

Задание 3.- Кинезиологическая сказка « В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик».Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц».Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь».Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх.Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны).Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными).Зайчик (Упражнение «заяц».Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика?Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома ((Упражнение «кулак-ладонь».Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук. 

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейроигр и упражнений,которые вы можете с успехом применять в своей работе.

 А сейчас пожалуйста поднимите вверх большой палец (класс) — если вам было интересно и вы будете применять эту методику в своей практике.

Сожмите пальцы в кулак, если для вас было не достаточно информативно.

Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) если вы уже используете продемонстрированные методы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...