МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по математике

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно-практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

4. Вопросы к детям. Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

5. сравнение, анализ, синтез, обобщение в ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

6. Способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. 

 7. Моделирование – наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Широко используются модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь; количественных: числовая лесенка, числовая фигура; пространственных: модели геометрических фигур)

8. Экспериментирование – это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

9. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. Ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения и предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.

Наиболее широко используются дидактические игры:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

В статье подробно описываются как правильно подобрать методы для формирования математических представлений у дошкольников, характерные особенности методов и их суть....

Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

«Методы и приемы формирования грамматических категорий у дошкольников»

Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,Упражнять воспитателей в выбор...

Проект "Игралочка" Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы

Проек "Игралочка" поможет воспитателям в том, чтот если применять  игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по    формированию элементарных математических представлений у дошкольн...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.При выборе метода учитыва...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приёмы формирования математических представлений у дошкольников»

Математические знания дошкольника — непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка. Благодаря математическим знаниям дети учатся: анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять...