Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Вовка в Тридевятом царстве» старшая комбинированная группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кротова Нина Сергеевна

Знакомство с понятиями цвет, форма, величина, порядковый, количественный счет; знакомство с изображением числа 8 – цифрой 8,составом  числа 8 из единиц, чтение рассказа Г.Н. Браиловской «Ушки - неслушки»; просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp_vovka_v_tridevyatom_tsarstve.docx236.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по ФЭМП

«Вовка в Тридевятом царстве» старшая комбинированная группа

                                     

Воспитатель: Кротова Н.С.

Ожидаемые результаты

познакомились с понятием «множество» (группа предметов, объединенных по какому- то признаку);

научились создавать, разбивать и уравнивать множества;

закрепилось понятие отношений рядом стоящих цифр (8 меньше 9 на 1, 9 больше 8 на 1);

закрепилось умение прямого и обратного счета в пределах 10;

закрепились знания дней недели;

закрепилось умение различать вопросы «Сколько?» и «Какой по счету?»;

созданы условия для положительной мотивации к занятиям и труду.

Оборудование и материал

Демонстрационный:

демонстрационные наборы цифр от 1 до 9,

картинки с изображением животных севера (пингвины -9 шт., белый медведь

– 9 шт.),

набор объемных геометрических тел в коробке, различных по цвету, форме и величине (кубики, шары, цилиндры) – только для демонстрации и связи с предыдущим занятием,

 набор плоских геометрических фигур из набора  Дары Фребеля № 7 (квадраты и круги различных цветов, два шнурка).

Раздаточный:

Рабочие тетради «7 гномов» по программе  «От рождения до школы»

«Математика» на каждого ребенка, математические наборы по количеству детей, двухполосные доски по количеству детей, необходимая атрибутика из уголка ряжения.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений);

«Речевое развитие» (связная речь);

«Социально - коммуникативное развитие» (нравственное воспитание, развитие общения и игрового взаимодействия)

Предварительная работа:

Знакомство с понятиями цвет, форма, величина, порядковый, количественный счет; знакомство с изображением числа 8 – цифрой 8,составом  числа 8 из единиц, чтение рассказа Г.Н. Браиловской «Ушки - неслушки»; просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве».

Виды детской деятельности:

 познавательная; игровая; коммуникативная;  двигательная.

Цель

познакомить детей с понятием «множество».

Задачи

Образовательные:

познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

познакомить с цифрой 9;

познакомить с понятием «множество» (группа предметов, объединенных по какому- то признаку);

учить создавать, разбивать и уравнивать множества.

Развивающие:

формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (на примере рядом стоящих чисел числа 8 и 9);

совершенствовать счет до 10 в прямом и обратном порядке;

продолжать различать вопросы «Сколько?» и «Какой по счету?»;

формировать умение различать форму, величину и цвет геометрических  тел.

Воспитательные:

воспитывать желание трудиться, заниматься;

воспитывать усидчивость, внимание, умение отвечать не перебивая;

воспитывать умение оценивать поступки, выражать свое отношение к ним.

Ход занятия:                    

Дети стоят на ковре.

МОТИВАЦИЯ.

Воспитатель: - Дети, я хотела проверить, что получилось после того, как мы провели эксперимент с водой, и … обнаружила письмо. Оно от Вовки из сказки. Вы смотрели мультик про Вовку в Тридевятом царстве? Помните: «Жил был Вовка. Хотелось ему жить так, чтобы ничего не делать, а у него все было. И приключилось с ним небывалое… Попал он в Тридевятое царство, где живет золотая рыбка. Только запутался там мальчик, заблудился. Рыбка без труда не ловится, двое из ларца все путают. А мальчишка помогать никому не привык, и ему в сказке, поэтому никто помочь не хочет. А царь его  вопросами засыпал, пока не ответит на них Вовка, царь его не отпустит. Просит вас Вовка помочь, выбраться из волшебной страны. Хотите его увидеть? Тогда поможем ему?

Часть 1  «ДНИ НЕДЕЛИ».

Дети встают в круг на ковре.

Д.и. с мячом «Назови дни недели» (Дети называют: Первый – понедельник. Правильно. Если вчера был вторник, то сегодня… А завтра будет… А всего у нас …) 

ЧАСТЬ 2.  СОСТАВ  3 и 4  из единиц.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран.

Д.и. «Сколько? Какое по счету?»

Я составила число три из трех обитателей холодных стран. Кто здесь изображен? (Медведь. Сколько медведей изображено? Одна сова. Один тюлень) Можно сказать, что я составила число 3 из трех единиц? Я же взяла всех животных по одному? (Да) Какой по счету тюлень? А медведь?

А на этой картинке другое количество животных. Назовите их. Сколько их? Можете сказать из скольких единиц составлено это число? (Их четырех единиц)

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: - Я прошу вас из различных геометрических фигур набора на верхней полосе доски выложить число «4». (Сколько вы использовали фигур? - По одной 4 раза. Число четыре состоит из четырех единиц)

ЧАСТЬ 3. МНОЖЕСТВО.

Воспитатель: - Подойдите к столу. Вспомните, как мы играли с предметами из коробки на полу. Что находится в коробке? (Объемные геометрические тела: кубики, шары, цилиндры). Помните, мы их делили на группы. Эти группы можно называть множествами. Множество - это группа предметов, объединенных по какому-то признаку. (Воспитатель просит повторить за ним определение какого- нибудь ребенка) По какому признаку мы делили эти объемные тела? ( По величине, по форме и по цвету) Сейчас я предлагаю поиграть с Даром Фребеля № 7.

Д.и. «Из двух множеств создай третье» На столе  рассыпаны фигуры из набора Даров Фребеля № 7(треугольники и круги двух цветов).

    Я прошу вас с помощью двух шнурков и фигур из 7 набора Фребеля объединить эти геометрические фигуры так, чтобы получилось два множества Множество - это группа предметов, объединенных по какому-то признаку.  (Воспитатель просит повторить одного ребенка) Соберите два множества. (Хорошо) А теперь создайте третье, в которое могут войти фигуры из обоих множеств.

ЧАСТЬ 4. ЦИФРА 9. ЧИСЛО 9.

Воспитатель: - А теперь присаживайтесь за столы. Сегодня мы познакомимся с новой для вас цифрой «9».

(Вызывает одного ребенка к доске. Предлагает выложить 8 пингвинов, под ними 9 белых медведей. Остальные дети используют геометрические фигуры из наборов. Предлагает уровнять. Какие методы сравнения мы знаем? – Наложения и приложения. Что мы можем сказать про 8 по отношению к 9, а

9 по отношению к 8? На сколько отличаются рядом стоящие цифры?)

 Физкультминутка. (Встали из-за столов)

Встаньте свободно, чтобы никому не мешать.

Зеркально движения мои прошу повторять.

Дети повторяют за воспитателем движения «зеркально» под прямой и обратный счет до 10.

Воспитатель: Дети, давайте еще раз вспомним знакомые цифры и пропишем их в воздухе (Обращает внимание на экран) (Сели за столы)

ЧАСТЬ 5. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

   А теперь работа в тетрадях. Все проверили осанку, правильно взяли карандаш, проверили положение тетради. (Воспитатель озвучивает задания, дети выполняют самостоятельно)

Сюрпризный момент.

Вовка: - Ой, кажется,  я  наконец-то из сказки вернулся! Фу!

Воспитатель: - Вовка, это ты не сам вернулся, а тебе ребята помогли, все задания за тебя выполнили.

Вовка: - Да, ладно! Все само сделалось. Что вы это интересно тут за меня делали-то? Скажите еще, что  вы на все вопросы царя ответили? Проверим… Где эти противные вопросики…

Рефлексия.

( Вовка слушает ответы детей, а потом повторяет)

Вовка: - Что такое множество? ( Группа предметов, объединенных по какому-то признаку.)

 Из чего можно составить число 4? (Из четырех единиц)

На сколько отличаются рядом стоящие числа?(На единицу)

 Сколько дней в неделе? Сегодня какой день?

На кого похожа цифра 9?(На акробатку) На что похожа цифра 6?(На замочек)

Вовка: - Спасибо вам дети, значит, это вы выручили меня! Какие вы молодцы, все знаете, не ленитесь, занимаетесь, друзьям помогаете! Обещаю, что тоже начну все сам делать, не буду лениться.

Организованная сюжетно - ролевая игра «Семья», сюжет «Родители пришли с работы».

Воспитатель: - Дети, занятие закончилось, но я приглашаю всех в театр. Дети, присаживайтесь на ковер. Вова, а хочешь посмотреть на себя со стороны? Дети, как вы думаете, похожи чем- то или нет: Вовка из Тридевятого царства и девочка из рассказа про ушки - неслушки? (Примерные ответы детей:  Да, она никому не хотела помогать, ничего не хотела делать, но при этом хотела, чтобы у нее все было. Предлагаю вам представить, что мы играем в сюжетно - ролевую игру «Семья». Распределим роли и еще раз вспомним сюжет рассказа.                

Сценка из рассказа.

Вовка: - Я понял, что без труда, как говорится, не вынешь и рыбку из пруда. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Буду трудиться, учиться и всем помогать.  Вы меня научили уму - разуму. Я вам принес угощение и обещаю не лениться, а больше трудиться!  

Приложение.

 Рассказ Г.Н. Браиловской «Ушки - неслушки».

Пришел папа с работы, просит дочку:

Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта?

А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки- неслушки!

Анюта, - зовет из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки - неслушки!

Куда я свои очки закинула? - говорит бабушка Анюте, - Не поищешь, Анюточка!

А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки - неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

Ведь, вот досада, я собирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта, - И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

Что?- говорит,- Не слышу.. Не разберу…

Я говорю: кук-лу!- что было силы закричала Анюта,-  И чтобы глаза… Но дедушка только руками развел.

Не слышу, - говорит, - Ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило… Вздохнул и снова начал читать газету. Так и осталась Анюта к празднику без подарка. А ушки у нее теперь послушки! 

Использованная литература.

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-

368с.(с.68-70)

Методическое пособие ФГОС ДО. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет) Помораева И.А., Позина В.А.

Рабочие тетради Дарья Денисова, Юрий Дрожин. Математика для дошкольников: старшая группа (рекомендации обр. программы «От рождения до школы» см.с. 323)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП "Новые приключения трёх поросят" в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия , предназначен для детей подготовительной группы и включает различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, и реша...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «В треугольной стране» для детей средней группы

Данную разработку можно использовать педагогам в ходе проведения образовательной деятельности с детьми средней группы (дети 4-5 лет) в условиях дошкольного учреждения.В целях развития интереса у детей...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Вовка в тридевятом царстве» старший возраст

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Вовка в тридевятом царстве" старший возраст...