Геометрическое панно как средство формирования представления о форме предмета
статья по математике
Великие отечественные и зарубежные исследователи такие как, Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. подтверждали, что в период дошкольного детства важно формировать у дошкольников представления о форме, цвете, размере, материале.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте образования дошкольных учреждений обозначено, что осуществление учебно-воспитательного процесса реализуется на основании индивидуальных возможностей каждого воспитанника, с помощью чего совершается индивидуальный подход в воспитании и обучении.
В сенсорном формировании, как одного из направлений Программы обучения и воспитания в детском саду обозначено, что в дошкольный период у детей должны быть выработаны первоочередные суждения о качествах и взаимоотношениях предметов окружающей действительности (цвет, размер, материал, форма и др.). Специфика речевой направленности рассчитывает на навык обозначать форму, цвет, размер, материал и др. В ФГОС определено содержание занятий дошкольников таких как, конструирование из разнообразного материала (рисование, лепка, аппликация), свободная игровая деятельность.
Независимо от того, что в примерных программах дошкольного учреждения обозначен особый раздел, сконцентрированный на изучение представлений о форме, величине, цвете, материале, дошкольники зачастую не знают их в необходимом объеме. А также и у педагогов присутствует незнание и неумение грамотно спланировать самостоятельную деятельность детей дошкольного возраста по усвоению представлений формы, цвета, размера, материала.
Ученые педагоги утверждают, что развитие представлений о форме и геометрических фигурах у дошкольников выступает одной из основных проблем элементарных математических представлений у дошкольников. Наиболее значительными исследованиями в этой сфере являются работы отечественных исследователей З.А. Михайловой, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.
Формирование представлений о форме у ребенка дошкольного возраста это первоначальная ступень сенсорного воспитания, на которой закладываются употребляемые в дальнейшей жизни эталоны. Вопрос лишь в том, как наиболее эффективно формировать эти представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panno.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрическое панно как средство формирования представления о форме предмета
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений.
Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей с взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние.
Особенности восприятия формы и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:
во-первых, в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов;
во-вторых, в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.
Форма есть внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно.
Геометрическая фигура — это эталон для определения формы предмета.
Этапы восприятия геометрических фигур:
- В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т. п.).
- В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т. п.).
- Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах:
− Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
− Развиваются умственные операции:
−анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);
−синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
−абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»)
−обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб – это четырехугольники»);
−классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
− Расширяется и обогащается словарь.
− Развивается сенсорика и мелкая моторика.
− Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
− Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
− Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
Методика формирования представлений и понятий о форме
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.
Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи» ... Определение «геометрическое панно» в системе дошкольного образовании Преимущество этой игры в том, что даже самые маленькие дети могут легко и просто прикреплять детали, и у детей не возникает сложности с этим. Использование геометрического панно облегчает усвоение детьми учебных материалов и повышает эффективность работы. Универсальность геометрического панно выражается в различных дидактических материалах, которые могут быть использованы в зависимости от цели. Изображения из одной игры можно использовать и в других играх. Деятельность с панно способствуют всестороннему развитию воспитанников, положительно влияет на эмоциональное состояние детей, поддерживает продолжительный интерес к занятию и формирует произвольное внимание.
Преимущества развивающего панно на липучках:
− наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлечь внимание и удерживать его на протяжении всего занятия;
− игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, творить вместе;
− незаметно для младших дошкольников происходит развитие двигательных навыков, сенсорных способностей, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных и речевых норм, математических представлений и знакомство с окружающим миром, развитие когнитивных процессов и эмоциональной сфер;
− простота и доступность игр: ламинированные изображения не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и удобные на ощупь.
Геометрические панно предназначено для воспитанников дошкольного возраста. Но в дальнейшем его можно по необходимости пополнять и усложнять другими деталями, что позволит использовать пособие в разных возрастных категориях.
Панно можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Программные требования к применению геометрического панно
В дошкольном возрасте активно идет ознакомление детей с окружающим миром. Необходимо остановиться на более обширных темах: времена года, животные, улица. Далее, создавая панно, необходимо сделать его так, чтобы оно привлекало внимание детей, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции.
Назначение: панно предназначено для занятий с детьми в возрасте от 2 лет.
Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи
1. Формировать представления об окружающем мире.
2. Развивать сенсорные способности детей.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
4. Развивать зрительное, слуховое, воображение, пространственное мышление.
5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
7. Создать многофункциональную развивающую среду, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Во время занятий с детьми наглядность используется в виде изображений на ярких и интересных ламинированных тематических фонах и предметных картинок на липучках, т.е. объекты крепятся к панно с помощью липучек «велькро». Ребенок должен самостоятельно найти, какие объекты прикрепить в определенное место на панно, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.
Варианты использования панно:
1. Меняющаяся яркая картинка (для детей младшего возраста).
2. Драматизация сказок.
3. Режиссерская деятельность детей.
4. Дидактическое пособие по ФЭМП.
5. Дидактические игры «Что изменилось?» «Так бывает или нет?»
6. Дидактические упражнения «Что растет в лесу?», «Кто, где живет?».
7. Составление предложений, рассказов.
Результатом использования развивающих панно будет:
− повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей;
− создание положительного, эмоционального фона у детей;
− активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
− развитие мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений;
− развитие фантазии, творчества у ребенка;
− воспитание у ребенка уверенности в своих силах.
Данное панно является элементом развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Панно отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Пособие ориентировано на возможность самовыражения каждого ребенка личностно-ориентированного подхода.
Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
Список литературы:
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научнометодических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
3. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
4. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.
5. Кондратьева, Н. Л. Педагогика Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании / Н. Л. Кондратьева, Е. С. Рычагова // Педагогика Монтессори в современной России: Сборник статей к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори / Под общей редакцией К.Е. Сумнительного. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-25.
6. Крежевских, О. В. Интерпрофессиональное образование педагога дошкольного образования: монография / О. В. Крежевских. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.
7. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
8. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"
Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....
Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".
Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...
Проект "Формирование представлений о форме предмета-круг"во второй младшей группе
Закреплять умение различать и называть геометрическую фигуру - круг; учить подбирать преметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению...
«Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов »
Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию их когнитивной сферы....
Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников
Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....
Картотека дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей. Назови геометрическую фигуру
Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами...