Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ по теме: «Волшебные клубочки»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Елена Евгеньевна Шмидт

Конспект по формированию сенсорных ориентировок  разработан для детей 3-х лет с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnye_klubochki.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе компенсирующей направленности  для детей с ОВЗ  

Тема: «Волшебные клубочки»  


 Программные задачи:

• Закреплять умение выделять цвет, форму, размер как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: размеру, форме, цвету.

• Учить сравнивать два предмета по размеру (большой – маленький).

• Учить использовать в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять и активизировать словарный запас у детей.

• Развивать художественно – творческие способности.

Стимулировать к использованию обследовательских действий в определении характеристик клубков (цвет, форма, размер).

Побуждать детей к практическим действиям, помогающим увидеть новое использование.  


Материалы и оборудование:  корзинка, клубки красного, жёлтого, зелёного, синего цветов, трафарет  с изображением солнышка, тканевая дорожка с наклеенными кружками, тарелочки с краской.

 Ход занятия. 

Детей встречает Тётушка Забавушка.


1.Орг. момент.  Игровая мотивация. 

-Здравствуйте ребятки, Я очень рада вас видеть.

-Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними.

 

А теперь давайте поприветствуем друг друга:

«Ладушки, ладошки

К тетушке в окошко

Постучали тук да тук

Здравствуй, здравствуй,

Милый друг» 

Варианты пошагового включения ребенка в общее пространство взаимодействия.

1. Способствовать зрительному контакту, назвать ребенка по имени.

2. Демонстрировать необходимые действия рядом с ребенком

3. Выполнить необходимые физические подсказки (рука в руке). Степень физической подсказки  уменьшить, если ребенок демонстрирует  способность независимо выполнить часть движения.

4. Подсказку уменьшить, если ребенок демонстрирует протестные реакции (вернуться на несколько шагов назад).

5. Дать эмоциональное или тактильное поощрение для усиления желаемой реакции в дальнейшем.

2.Тётушка Забавушка (Т.З.): -   Проходите, присаживайтесь на стульчики. Я Тётушка  Забавушка, мне очень нравится с вами играть.

 Сегодня я для вас приготовила необычные игрушки, они у меня в корзинке. (показываю корзинку детям, в ней разноцветные клубочки) Что это? (клубочки). 

-Возьмите по одному клубочку. Какие разноцветные у вас клубочки.

-Рома, какого цвета твой клубочек? (уточняю у детей цвет клубков)

Клубочек – клубок,

Мы погладим твой бок,

Рукой аккуратно

Нам гладить приятно.

- Покатайте клубочек между ладошками. Какой клубок по форме? (Круглый)

-Клубочек можно покатать,

Ребятам весело играть.

- Покатайте клубок одной рукой, а затем другой.

А ещё клубок можно покатать носиком.

Варианты пошагового включения ребенка в общее пространство взаимодействия.

1. Способствовать зрительному контакту, назвать ребенка по имени.

2. Определить, что ребенок находить интересным для себя. Если предмет круглой формы, то использовать его в целях обучения.

3. Если предмет не подходит к целям обучения, то находясь рядом с ребенком проделывать манипуляции по заданию ведущего, по возможности использовать физическую подсказку (рука в руке).Создать возможности для обучения: предложить дать клубочек ведущему, принести другой клубочек.

4. Степень физической подсказки  уменьшить, если ребенок демонстрирует  способность независимо выполнить часть движения.

5. Подсказку уменьшить, если ребенок демонстрирует протестные реакции (вернуться на несколько шагов назад).

6. Дать эмоциональное или тактильное поощрение для усиления желаемой реакции в дальнейшем.

3. Т.З. (на столе перед детьми предметы: мячик, шарик, колобок, кубики)

- Посмотрите внимательно на предметы.

-Выберите предметы по форме похоже на клубочки (дети выбирают)

- Какие по форме ваши предметы? (круглые)

- Покатайте между ладошками. А кубик похож по форме на ваши предметы? (нет)

- А теперь, покатаем наши предметы с горки.

- Рома, поставь свой шарик на горку. Покатился шарик? (да). А теперь кубик поставь на горку, покатился кубик? (нет).

-Кубик не покатился с горки потому, что у кубика есть уголки.

Варианты пошагового включения ребенка в общее пространство взаимодействия.

1. Способствовать зрительному контакту, назвать ребенка по имени.

2. Демонстрировать необходимые действия по инструкции ведущего.

3. Выполнить необходимые физические подсказки (рука в руке). Степень физической подсказки  уменьшить, если ребенок демонстрирует  способность независимо выполнить часть движения.

4. Подсказку уменьшить, если ребенок демонстрирует протестные реакции (вернуться на несколько шагов назад).

5. Дать эмоциональное или тактильное поощрение для усиления желаемой реакции в дальнейшем.

- А теперь поиграем с клубочками.(Дети берут клубки в руки)
4.  Физкультурная  минутка.

Мы клубочки в руки взяли,

И за мной все побежали.

(бегают по залу стайкой, с клубочками в руках)

Все клубочки у ребят

Бегать весело хотят.

(останавливаются)

Мы клубочки все поднимем,

И попляшем дружно с ними.

(дети поднимают руки с клубочками вверх и вертят ими из стороны в сторону).

Приседай, приседай,

От ребят не отставай.

(выполняют «пружинку»).

Мы клубочки не покажем,

Все клубочки у ребят

За спиною тихо спят.

(дети прячут клубочки за спинку).

5. Т.З. Молодцы, а теперь возьмите из корзинки ещё по одному клубочку.  Приложите клубки друг к другу. Какие клубки по размеру? (большие и маленькие) Поднимите большой клубочек вверх. Я думаю, что из больших и маленьких по размеру клубков может получиться красивая дорожка.

На полу раскатываю тканевую дорожку с наклеенными кругами разного размера и цвета.

Т.З.- Каждому клубочку найдём своё место. Какие клубочки вы положите на большие круги? (большие). А на маленькие кружочки…(маленькие). Делайте дорожку.

Дети выкладывают клубки на дорожку, ориентируясь на размер клубков.

Т.З.- Какая красивая дорожка получилась из клубков. Интересно, куда она нас приведёт? Пойдёмте аккуратно вдоль дорожки.

Варианты пошагового включения ребенка в общее пространство взаимодействия.

1. Способствовать зрительному контакту, назвать ребенка по имени.

2. Демонстрировать необходимые действия по инструкции ведущего.

3. Выполнить необходимые физические подсказки (рука в руке). Степень физической подсказки  уменьшить, если ребенок демонстрирует  способность независимо выполнить часть движения.

4. Подсказку уменьшить, если ребенок демонстрирует протестные реакции (вернуться на несколько шагов назад).

5. Дать эмоциональное или тактильное поощрение для усиления желаемой реакции в дальнейшем.

6. Дети переходят к столу, где подготовлены тарелочки с краской, трафарет солнышка.

Т.З. Дорожка привела нас к солнышку.

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки - 
Очень рады солнышку.

Клубочками можно рисовать. Сегодня мы будем закрашивать солнышко. Какого цвета  краску нам нужно взять? (жёлтую). Макнём клубочек в жёлтую краску и приложим его к солнышку. (Дети рисуют клубком на бумаге)

Варианты пошагового включения ребенка в общее пространство взаимодействия.

1. Способствовать зрительному контакту, назвать ребенка по имени.

2. Демонстрировать необходимые действия по инструкции ведущего.

3. Выполнить необходимые физические подсказки (рука в руке). Степень физической подсказки  уменьшить, если ребенок демонстрирует  способность независимо выполнить часть движения.

4. Подсказку уменьшить, если ребенок демонстрирует протестные реакции (вернуться на несколько шагов назад).

5. Дать эмоциональное или тактильное поощрение.

- Замечательно у вас получилось.

-Ребята, вам понравилось играть с клубочками? (ответы детей)http://lib.stanford.edu/files/u13/sun_clipart_9.gif

-У меня есть для вас подарок, маленькие клубочки. (вручаю детям подарки)

- До новых встреч!

Варианты действий, если ребенок демонстрирует невозможность включения в общее пространство взаимодействия, избирательность и застреваемость интересов.

1. Определить, что ребенок находить интересным для себя. Если предмет круглой формы, то использовать его в целях обучения.

2. Организовать среду таким образом, чтобы в поле зрения ребенка  попали предметы отвечающие целям обучения (мячики, клубочки различной фактуры.)

3.Если предмет, заинтересовавший ребенка,  не подходит к целям обучения, то находясь рядом с ребенком проделывать манипуляции по заданию ведущего, по возможности использовать физическую подсказку (рука в руке).

4. Если ребенок демонстрирует протестные реакции, не принимает помощь, возможно, использовать проговаривание действий ведущего и детей («…взяла клубочек, он круглый, по ладошке покатился, у Ромы синего цвета клубочек, а у Любы желтого цвета, много клубочков….. и т.д.).  

5. Если ребенок демонстрирует протестные реакции, не принимает помощь, возможно, использовать проговаривание знакомых потешек и стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: "Сравнение предметов по ширине "Путешествие на лесную поляну"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи:-Учить сравнивать два предмета по ширине;-Продолжать сравнивать предметы по длине;-Упражнять в различении и назывании геометрических фигур;-Находить...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕОбразовательные задачи:Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);Активизировать  детей в ис...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые...

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада "Прогулка с колобком" с использованием здоровьесберегающей технологии.

Занятие по ФЭМП в младшей группеВ данном занятии закрепляется умение  детей сравнивать предметы по величине, закрепляется знание основных цветов....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»

Конспект занятия по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)«Лес, грибы, ягоды»...