Конспект занятия по развитию математических способностей. Тема: Игра – бродилка «Волшебный сундук»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Приоритетная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное развитие, социально – коммуникативное

 

Цель. Формировать умения применять, полученные знания и вычислительные навыки в нестандартной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_igra_brodilka.docx181.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карт занятия

Конспект занятия по развитию математических способностей

Тема: Игра – бродилка «Волшебный сундук»

Воспитатель: Аитова Асия Ришатовна

Приоритетная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное развитие, социально – коммуникативное

Цель. Формировать умения применять, полученные знания и вычислительные навыки в нестандартной ситуации.

Задачи: 

Образовательные:

1. Закреплять

  • вычислительные навыки в пределах 10;    
  • умение детей составлять, понимать смысл задачи и решать её (в пределах 10);
  • представления о последовательности чисел в пределах 20, умения находить соседей числа, предыдущее и последующее число;
  • представления о составе числа из двух меньших в пределах 10.

2. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.

Развивающие:

  • способствовать созданию существенной основы вычислительной деятельности (прием сложения, вычитания);
  • развивать логическое мышление, пространственное восприятие, воображение;
  • развивать речь.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Виды детской деятельности: игровая

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Используемые технологии и методы обучения: создание проблемной ситуации, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, рефлексия).

Форма реализации: использование пособий; поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, продуктивная деятельность, сюрпризный момент, самооценка, рефлексия.

Материалы и оборудование:                                                                                      

Оборудование: 

Демонстрационный материал: игровое – поле «Игра – бродилка» (по усмотрению педагога, см. по содержанию текста), макет часов, сундук, замок, ключи 5 штук, блюдце (из бумаги) с наклеенными числами на липучках; плакаты для выполнения заданий (см. по содержанию текста), обручи, вырезанные из бумаги рыбы, с написанными на них примерами;

карточки с арифметическими знаками и цифрами, смайлики для самооценки.

Раздаточный материал: карточки с арифметическими знаками и цифрами, карандаши, карточки для логических игр (см. по содержанию), браслеты с прикреплёнными на них картинками с изображением часов и кубиков.

Предварительная работа с детьми: 

Закрепление состава чисел из двух меньших (в пределах 10), последовательность числового ряда в пределах 20, составление и решение простых задач на сложение и вычитание, умения работать по «числовой цепочке».

Этапы занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.

Организационный момент

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Скажем дружно всем гостям

– ДОБРОЕ УТРО !

1,5мин.

2.

Проблемная ситуация

   Ребята, вы все скоро станете школьниками. А для того, чтобы хорошо учиться в школе надо много знать, уметь, делать. Чтобы попасть в школу вам нужно обязательно взять с собой самое главное сокровище, которое находиться в этом сундуке. Воспитатель обращает внимание на сундук, на которой висит замок.    

   Сундук закрыт на замок.

   Будем открывать сундук? (да).

   Но как?

Воспитатель обращает внимание на замок с запиской: «Найди 5 волшебных ключей. И только одним их этих ключей ты сможешь открыть сундук».

   А где нам взять ключи?

   Кажется, я знаю, где можно найти эти ключи.

   Нам поможет игра – бродилка

Думают, размышляют, рассуждают.

Попросить ребёнка прочитать

1,5 мин

1.

Объяснение правила  и условия игры

Правила игры

1. Игровое поле состоит из маленьких островков с заданиями.

2. Есть кубик который вы будете бросать и переставлять свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике.

Условия игры

1. Когда фишка попадёт на ЖЁЛТЫЙ островок, то вы её двигаете по желтой стрелке вперёд.

2. Если – это ЗЕЛЁНЫЙ островок, то фишку возвращаете по зелёной стрелке назад.

3. Если это КРАСНЫЙ островок, то пропускаете ход.

4. На каждом островке вы выполняете задания.

5. Когда задание выполнено, вы подходите к часам и переводим минутную стрелку на 5 делений вперёд, т. е. на 5 мин, и получаете свой ключик.

    Сколько времени показывают часы?

   В этой игре каждый из вас за что – то отвечает. Обратите внимание на свои браслеты. Если на твоём браслете нарисованы часы, значит ты переводишь стрелку часов. А если  кубик – бросаешь кубик.

      Раз, два, три, четыре, пять

      Начинаем мы играть

Слушают

Макет часов, ключи висят на крючках (липучках) рядом с часами.

Примечание: всегда на кубике выпадает

число 5 (картинки на состав числа 5)

Ключи висят рядом с часами

9 часов  

Воспитатель раздаёт браслеты перед занятием.

1,5 мин

2.

Решение примеров вида +1, -1, +2, -2 

У меня есть книжка с инструкциями – заданиями. Какие задания и на каком острове будете делать. Воспитатель показывает книжку.

На этом острове живёт кот Леопольд. Он каждое утро ловит себе на обед рыбу.

Воспитатель обращает внимание на обручи, которые лежат на полу и говорит: «В море плавают рыбы, на их спинах написаны примеры» и читает задание.

Задание 1.1 «Помоги коту Леопольду. Поймай рыбку, реши пример, если ответ примера равен 6, то рыбку положи в ведро с номером 6; если 7, то положи в ведро с номером 7; если 8, то положи в ведро с номером 8».

Кот Леопольд любит порядок на своём острове.

Воспитатель читает следующее задание.

Задание 1.2 Помоги Леопольду Расставь числа так, чтобы стрелка шла от большого к маленькому.

Молодцы! С заданиями справились. Получайте свой первый ключ.

Ребёнок бросает кубик и переставляет фишку вперёд (зелёный островок, возвращает фишку по зелёной стрелке назад).  

На доске картинки с изображением кота Леопольда, три ведра с №6, с №7, с №8. На полу два обруча (море для рыб). Дети собирают рыб, решают примеры, написанные на рыбах.

5+1=       7-1=                                                                              4+2=       8-1=                                                          6+1=       9-2=

7+1=       9-1=          

5+2=

Самостоятельная работа (сидят за столами, карточка с заданием)

Ребёнок переводит минутную стрелку часов на 5 мин вперёд и снимает первый ключ.

5 мин

3.

Решение задачи на сложение

На этом острове на дне морском живут друзья Кота Леопольда – Осьминог и Морской конёк. Они приготовили для вас задачу про ракушки.

Задание 2. Слушайте внимательно. Правильно ли составлена задача?

«У осьминога было 5 ракушек. Его друг морской конёк подарил ему ещё 3 ракушки. Любит ли осьминог ракушки?»

Что в этой задаче неправильно: условие или вопрос?

Правильно, в этой задаче они неправильно составили вопрос.

«У осьминога было 5 ракушек. Его друг морской конёк подарил ему ещё 3 ракушки. Сколько всего ракушек стало у осьминога?»

Молодцы с заданием справились!

Ребёнок бросает кубик и передвигает фишку вперёд (жёлтый островок, передвигает фишку по жёлтой стрелке назад).

На доске сюжетная картинка с изображением осьминога и морского конька, и ракушек.    

Дети рассказывают решение задачи, дают ответ.

«Всего 8 ракушек стало у осьминога»,

«У осьминога стало 8 ракушек».

Ребёнок переводит минутную стрелку часов на 5 мин вперёд и снимает второй ключ.

5 мин

4.

Закрепление. Состав чисел из двух меньших

На свете есть много цветов. Они удивительны и интересны. Я приглашаю вас на остров, на котором растут необычные цветы.

Задание 3. Расставить недостающие числа. Вы, наверное, догадались, как это сделать?

Из каких чисел составлены числа?

Молодцы с заданием справились!

Ребёнок бросает кубик и переставляет фишку вперёд (зелёный островок, возвращает фишку по зелёной стрелке назад).

На другой стороне доски (4 картинки с изображением цветов, игра на состав числа в пределах 10)

Дети снимают их и работают парами (за столами).

Ребёнок переводит минутную стрелку часов на 5 мин вперёд и снимает третий ключ.

5 мин

5.

6.

Гимнастика для глаз

Занимательные задачи шутки 

Гимнастика для глаз.

Берёмся за руки, друзья. Закрываем глаза и мысленно представляем себе, что мы с вами загораем на острове, лежим на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает нас.  Вокруг царит полная тишина. Веет легкий ветерок.

Открываем глаза

Глазки вправо, глазки влево,

Смотрим вверх и смотрим вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть остров.  

Задание 4

Логические задачи – шутки.

  • Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (арбуз на дереве не растет).
  • На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
  • На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)

2. Попробуй разгадать японскую головоломку. Для этого впиши в пустые клетки цифры 1, 2, 3, 4 так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце все числа были разные.

Молодцы с заданием справились!

 Ребёнок бросает кубик и переставляет фишку вперёд (красный островок, пропускают ход).

Воспитатель предлагает сесть на полянке (маленькие коврики)

Сидят на ковриках

Индивидуальная работа

Ребёнок переводит минутную стрелку часов на 5 мин вперёд и снимает четвёртый ключ.

5 мин

7.

Последовательность чисел в пределах 20

Мы на острове, где живут гномики. Они живут на склонах гор в домиках в виде грибов. Они следят за порядком у себя на острове. Был такой сильный ветер, что некоторые числа на склонах горы и номера на соседних домах разлетелись.

Задание 5 Расставить недостающие числа на склонах горы и номера на соседних домах.

Молодцы с заданием справились!

Внимательно рассматриваем форму замочной скважины и подбираем к замку подходящий ключ.

Открываем.

Волшебное яблочко катится по блюдечку и убирает числа, которые больше 10 и меньше 17.

Так, что же помогло справиться со всеми заданиями?

Правильно, знания, которые получили в детском саду. И вы их обязятельно возьмёте с собой в школу.

Ребёнок бросает кубик и переставляет фишку вперёд на остров с числом 20.

Работают подгруппами

(мальчики и девочки)


Дети переводит стрелку часов на 5 мин вперёд) и получают свой пятый ключ.

Дети достают из сундука блюдечко  (из мягкой бумаги), на которой по краям на липучках держатся кружки с цифрами от 1 до 10.

ЗНАНИЯ-

5 мин

8.

Итог занятия

 

Воспитатель передвигает стрелку часов на 5 мин вперёд.

Сколько времени показывают часы?

Что интересного было сегодня на занятие?

9ч 30мин

1 мин

9.

Рефлексия

   За что можешь похвалить себя сегодня?

  Воспитатель раздаёт смайлики на палочке.

Ребята, если вам понравилась наша игра – бродилка, справлялись с заданиями на островках легко, покажите весёлые смайлики. А если вы испытывали трудности при выполнении заданий, то покажите грустного смайлика.

Спасибо большое учителям! Скажем хором им «До скорых встреч!»

Ответы детей

0,5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект занятия по развитию математических представлений в процессе игры у детей младшего дошкольного возраста "Курочка Ряба в гостях у детей"

Используя игровые приёмы и дидактический материал, а так же куклы-игрушки и сюрпризные моменты, закрепить у малышей понятия величин: много - мало, большой - маленький, один - несколько, и счёт до пяти...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект занятия по развитию математических представлений «Квест-игра от Незнайки»

Цель: закрепление  знаний детей по формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия по развитию математических представлений «Квест-игра от Незнайки»

Цель: закрепление  знаний детей по формированию элементарных математических представлений....