Методики математического развития детей «Обучение детей счету в пределах 100»
материал по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Колледж ЮУрГГПУ
Контрольная работа по предмету
Теория и методика математического развития детей
«Обучение детей счету в пределах 100»
Выполнила: студентка 3 курса
группы ЗФ-318-195-4-1
Морозова Олеся Владимировна
Проверила:
Галкина Людмила Николаевна
Содержание
Введение
- Методика обучения счету в пределах 100 Н. А. Зайцева
- Обучение детей счету в пределах 100 по методике Б. П. Никитина
- Знакомство детей с числами второго десятка (Н. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова)
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.
Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась.
Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение счету. Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построениях, либо путем эмпирического опыта.
Выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фебель, М. Монтессори, В.А. Лай) и в России (Е.И. Тихеева, А.М Леушина, Л.С. Метлина, А. Белшистая, Т.И. Ерофеева и др.) успешно совмещали и совмещают непосредственную работу с детьми с ее теоретическим осмыслением.
Необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Цель работы – рассмотреть особенности обучения детей действиям с числами пределах ста в различных методиках.
Методика обучения счету в пределах 100 Н. А. Зайцева
Основная идея методики Н. А. Зайцева: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка, мышление, активную практическую и самостоятельную деятельность, развивать слух и зрительную память, а главное – помочь ребенку, играя, весело, без утомительного сидения за партой, читать и считать.
Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребенку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Ребенок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
«Сорок семь» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семерку – с числом единиц.
Учитывая психологические особенности дошкольника – период преобладания наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, Н. А. Зайцев предусматривает возможность моделирования чисел, манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Ребенок может почувствовать реальное количество, соотнести его с абстрактным значком цифры. Малыши хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте; таблицы Н. А.Зайцева помогают увидеть разницу между большим и меньшим числом, как увеличиваются и уменьшаются числа, что при этом меняется. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом. Все это очень эффективно для математического развития дошкольника, для совершенствования его интеллектуальных способностей.
Эффективность методики Н. А. Зайцева: обучение ведется с огромным опережением без принуждения; способствует общему интеллектуальному развитию ребенка; формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Задания к таблице:
1) Просчитать в порядке 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Через некоторое время сможем считать и в обратном порядке: 100, 90, 80, 70... 10, 0. А еще через какое-то время справимся с полным обратным счётом от ста: 100, 99, 98, 97...3, 2, 1, 0.
2) «Покажи, сколько тебе лет». «Сколько лет твоему брату? сестре? МАМЕ? папе? бабушке? дедушке?
3) Показать на ленте номер дома, квартиры.
Упражнения с числовой лентой.
1) Просчитать, переводя указку из клетки в клетку и громко называя числа, от начала до конца ленты.
2) Просчитать в порядке 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Можно показать и 100, если расположить картонку с написанными па ней цифрами под изображением ноля. Через некоторое время сможем считать и в обратном порядке: 100, 90, 80, 70... 10, 0. Затем полный обратный счёт от ста: 100, 99, 98, 97...3, 2, 1, 0.
3) «Покажи, сколько тебе лет».
4) «А мне знаете сколько лет?» Покажите число своих лет на ленте и попросите ребят «отгадать».
5) Сколько лет твоему брату? сестре? МАМЕ? папе? бабушке? дедушке?
6) Показать на ленте номер дома, квартиры.
7) Кто знает, где... 67?
8) Картонки одного комплекта «Стосчёта» надо разрезать так, чтобы каждое число оказалось на отдельной карточке. Красную вертикальную широкую полосу после девяти и чисел, оканчивающихся на девять, отрезать не нужно пусть будет опознавательным знаком. Разделившись на две команды, ребята получают по набору карточек – в одном карточки с кружочками, в другом – с квадратиками. Задание: какая команда соберет числовую ленту быстрее? Такую же, как на стене, нужно собрать из перемешанных кусочков на полу.
9) Собрать из карточек «улицу» с чётными и нечётными рядами домов, найти на ней «свой» дом.
10) Задача: папе 34 года, а маме 27 (пользуйтесь двумя указками, одна из которых задерживается в клетке 34, другая в клетке 27). На сколько лет папа старше мамы?».
Когда дети научатся считать по ленте, можно переходить к более сложным примерам на столбике.
Обучение детей счету в пределах 100 по методике Б. П. Никитина
Обучение детей, в том и счету, в методике Б. П. Никитина осуществляется в форме развивающей игры. Б. П. Никитин разработал целый ряд развивающих игр, их главное отличие – это многофункциональность игр и простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, добиваться цели.
Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Для обучения детей счету в пределах 100 можно использовать игру «Таблица сотни».
Таблицу можно нарисовать на большом листе чертежной бумаги, размером примерно 750X900 мм.
Задания к таблице по овладению счетом в пределах 100:
1. Кто сосчитает до 20? До 30? И т. д.
2. Кто сосчитает дальше? (До первой ошибки, где говорят «стоп!» – ошибка, это неверно!) Задание можно повторять до тех пор, пока ребенок не научится называть числа до 100 без ошибок.
3. Кто умеет считать в обратном порядке, как при пуске ракеты? От 10 до 0 (вместо «нуль» можно говорить «пуск!»). От 20 до 10? От 100 до 80?
4. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь. Сначала по порядку, потом вразбивку, чтобы знал название каждой. Начинать лучше с 0 («нуль – ничего нет»), а потом «один», «два», «три»... «девять».
5. Прочти все числа в первом (верхнем) ряду. Потом в других рядах и то же в колонках.
6. Кто быстрее найдет в таблице числа 15, 28, 35, 49?
7. Не глядя на таблицу (стать к ней спиной), сказать: Какое число написано выше числа 57? Какое число написано ниже числа 57?
8. Не глядя на таблицу, сказать: Какое число написано правее числа 37? Какое число написано левее числа 37?
9. Сколько в таблице всех цифр?
10. Чему равна сумма чисел натурального ряда 1+2+3+4? От 1 до 10 включительно? От 1 до 20? От 1 до 30?
После овладения таблицей можно предложить детям придумать свои задания.
Знакомство детей с числами второго десятка (Н. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова)
В пособии «Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова отмечают, что обучение детей счету включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой – овладение самим процессом счета.
Для того чтобы сформировался правильный навык пересчета, необходимо соотносить числительное с предметом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды, в нужном порядке, последовательно называя числительные, согласовывать слова-числительные с существительными при пересчете предметов и назывании итогового числа.
Чтобы эти упражнения доставляли ребенку удовольствие, лучше всего использовать дидактические игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Считай – не ошибись!» и т. п.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменений, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой.
Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек.
Игра «Сколько?» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Педагог загадывает загадку, дети должны отгадать и найти, сколько предметов, загаданных педагогов, весит на доске.
Игра «Считай – не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Ведущий бросает мяч детям и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше.
Заключение
В работе рассмотрены различные методики обучения счету в пределах 100.
Борис Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Главное отличие – это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Для обучения детей счету в пределах 100 можно использовать игру «Таблица сотни».
Обучение по методике Зайцева – это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т. д. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребенку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Ребенок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
В пособии «Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова отмечают, что обучение детей счету включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой – овладение самим процессом счета.
Список литературы
1. Дети у истоков математики / Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова. – М.: Ассоциация «Проф. Образование», 1994. – 93 с.
2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
3. Зайцев, Н. А. Программа развития и обучения дошкольника: От 4 до 6 лет / Н. А. Зайцев. – СПб.: Олма-Пресс, 2002. – 64 с.
4. Кузнецова, Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах / Е. В. Кузнецова. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.
5. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. – М.: Лист, 2004. – 194 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на обучение детей счета в пределах «9» в старшей группе
Фрагмент занятия по ФЭМП...
Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...
Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....
Комплексное занятия по познавательному развитию Включающее в себе математическое развитие и обучение детей грамоте в подготовительной к школе группе.
Данное занятие включает в семя несколько областей развития ребёнка :математическое развитие,обучение детей грамоте. Материал следует испоьзовать для закрепление полученных раннее знаний и умений...
Содержание и анализ диагностических методик математического развития детей
Уважаемые коллеги, в данном материале вы сможете найти подборку диагностических методик математического развития детей. Возможно, многие из них вам ещё не знакомы, достаточно нестандартны, но очень ин...
Занятие по математическому развитию для младшей группы «Счет в пределах пяти. Круг, квадрат, треугольник. Впереди, сзади»
Занятие по математическому развитию для младшей группы «Счет в пределах пяти. Круг, квадрат, треугольник. Впереди, сзади» ...
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений детей 5 лет. «Счет в пределах 3. Поможем Ежику»
Конспект по формированию элементарных математических представлений для совершенствования умения различать и сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению, считать в пределах 3. ...