Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Количество и счет»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошкольников является - количество и счёт. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом их деятельности является - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvo_i_schet.docx | 385.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Количество и счет»
1.1.Дидактические игры.
Название игры. Цель и задачи. | Ход игры | Материалы и иллюстрация |
1.«Покормить уточек» Цель: Научить соотносить предметы по количеству много, ни одной, одна Задачи:
| Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это?(Уточки.) Сколько уточек?» (Много.) Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?» Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки. Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.)Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной). | Демонстрационный материал: поднос, салфетка, таз с водой. Раздаточный материал: уточки. |
2. «Один – много» Цель: формировать у детей представления о количестве предметов. Задачи:
знание детей о количественном представлении много – один;
вопрос полными предложениями. | Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много). | Раздаточный материал: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку |
3. «Много — мало». Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов. Задача:
знание детей о количественном представлении «много-мало», «Одинаково-поровну», «больше-меньше». | Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. | Две игрушечные грузовые машинки разного размера, кубики, мишка. |
4. «Угости зайчат». Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Морковок больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть». | Наглядный материал: Зайчики 6 шт, морковки 6 шт. |
5. Игра «Один или много» Цель: Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). | Деям предлагают поиграть на музыкальных инструментах, и определить количество звуков —один или много. Воспитатель играет на музыкальных инструментах, а дети определяют количество звуков | барабан, металлофон, дудочка. |
- Художественное слово.
1.Загадка
Двое глядят да двое слушают.
(глаза и уши).
2. Скороговорка.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке
Три сороки — три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три — сегодня,
Три — вчера,
Три — ещё позавчера!
3. Стихотворение.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
«Кошка — есть, а мышки — нет!»
(Левин В.)
5.Сказка «Три поросёнка».
«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.
Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах….»
1.3 Конспект занятия во второй младшей группе по разделу
«Количество и счет» на тему: «Непоседа-дождик»
Цель: формирование у детей умения устанавливать равенство между группами предметов, расположенных в ряд, путем приложения.
Задачи:
Образовательная:
- Обучать детей сравнению групп предметов по количеству, используя прием приложения.
- Упражнять детей сравнению групп предметов по количеству приемом наложения.
- Закреплять понимание детей вопроса «Сколько?»; умение употреблять в речи выражений «столько-сколько», «поровну».
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- Воспитывать познавательный интерес;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Тип занятия: занятие усвоения новых знаний и умений.
Форма занятия: групповая.
Продолжительность: 15 минут.
Участники: обучающиеся, воспитатель.
Возраст обучающихся: 3-4 года.
Оборудование и материалы: магнитная доска, демонстрационное двухполосное наборное полотно (2 сектора сверху, 2 – снизу), картинки с изображением цветков (4 штуки) и бабочек (4 штуки); двухполосные наборные полотна (2 сектора сверху, 2 – снизу) с изображением листиков (по одному листику в каждом секторе на верхней полосе) по количеству детей, картинки с изображением улиток (по 4 штуки на каждого ребенка).
Предварительная подготовка: игровое упражнение на составление двух равных групп предметов: «Возьми столько же»; дидактические игры на сравнение различных групп предметов путем наложения: «Угости белочек орешками», «Девочки и мячики», «Жуки и цветочки»; рисование на тему: «Угостим зайчиков морковками».
Методы и приемы: показ, инструкция, пояснение, разъяснение, контроль и оценка, вопросы к детям, упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, приемы накладывания и прикладывания.
Ход занятия:
(Дети занимаются самостоятельной деятельностью, воспитатель обращает их внимание на изображение поляны на магнитной доске и предлагает полюбоваться ею).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая полянка! (Дети располагаются на заранее приготовленных стульях полукругом перед магнитной доской). А какие красивые расцветают цветы! (Прикрепляет цветы на магнитную доску «поляну»). Сначала один цветок, потом еще один, потом еще один, потом еще один. Сколько цветов на полянке?
Дети: Много.
Воспитатель: Прилетели бабочки, увидели красивые цветы и стали на них садиться. Маша, помоги мне, пожалуйста, посадить бабочек на цветы (метод наложения).
(Ребенок сажает на каждый цветок бабочку. Воспитатель следит за тем, чтобы он сопровождал свои действия словами: «На этот цветок посадим бабочку» и так далее).
Воспитатель: Сколько бабочек село на цветы?
Дети: Много.
Воспитатель: Чего больше на полянке: цветов или бабочек?
Дети: На полянке бабочек столько, сколько цветочков.
Воспитатель: Значит, их поровну. Вы отлично справляетесь. Вдруг начался дождик – бабочки испугались. Ребята, где же им укрыться от дождя?
Дети: Бабочки могут спрятаться под цветочками.
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им).
Воспитатель: Отличная идея! Бабочки стали прятаться под цветочки. Под этот цветок спряталась бабочка, и под этот цветок спряталась бабочка. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая бабочка находится под цветочком).
Воспитатель: Посмотрите, под каждым цветочком прячется бабочка?
Дети: Да. Под каждым цветочком прячется бабочка.
Воспитатель: Как вы думаете, чего больше на полянке: цветов или бабочек?
Дети: На полянке бабочек столько, сколько цветов. Цветов и бабочек поровну.
Воспитатель: Бабочки говорят вам «Спасибо!» за то, что вы помогли им укрыться от дождика. А я знаю, что вы смелые ребята и не боитесь дождика. Предлагаю с ним поиграть.
Физкультурная минутка «Непоседа-дождик».
Непоседа-дождик (Дети делают взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (Приседают и прыгают, имитируя движение лягушек).
Знает, как шумит ракушка (Встают, складывают ладони лодочкой и подносят к правому уху).
«Шу-шу-шу»
Знает, как кричит ворона (Машут руками, как крылышками хлопают в ладоши).
«Кра-кра-кра».
Знает, как мычит корова
«Му-му-му».
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли с дождиком, к нам на полянку приползли улитки (показывает картинки с изображением улиток) и просят нас спрятать их от дождика под листочками (показывает наборные полотна с изображением листочков). Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь улиткам?
Дети: Сможем.
Воспитатель: Предлагаю вам присесть за столы. Выбирайте себе листочки и улиток, которых вы будите прятать от дождика (раздает каждому ребенку наборное полотно с изображением листочков и 4 картинки с изображением улиток).
Воспитатель: А сейчас пошел очень сильный дождик, прячьте улиток под листочки. (Дети выполняют задание: выкладывают улиток на нижней полоске наборного полотна. Воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком, просит, чтобы он рассказывал, что делает; выясняет у ребенка, сколько улиток, а сколько листочков. При необходимости обращает внимание на то, что каждая улитка находится под листочком, между улитками такое же расстояние (окошки), как и между листочками).
Воспитатель: Дождик закончился, улиткам нечего бояться, им можно вылезать из-под листочков. И я предлагаю вам проверить, всем ли улиткам хватило листочков. Для этого нужно положить (передвинуть) каждую улитку на свой листочек. (Дети выполняют задание: передвигают улитку с нижней полоски на верхнюю). Не пропускайте листочки. Всем улиткам хватило листочков?
Дети: Да. Всем улиткам хватило листочков.
Воспитатель: Замечательно. Значит, чего больше – улиток или листочков?
Дети: Улиток и листочков поровну. Улиток столько, сколько листочков.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, всем улиткам хватило листочков, и они не намокли. Я предлагаю вам вспомнить, кого мы сегодня встретили на полянке. Что с ними случилось? Как мы их спасали от дождика? Что вам понравилось больше всего? (Ответы и рассуждения детей).
Воспитатель: Дождик давно закончился, и я предлагаю вам поиграть и повеселится. (Подвижная игра «Птички» на закрепление умения устанавливать равенство между двумя группами предметов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...
Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...
Методические рекомендации для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»
Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет орг...
Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...
Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.
Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....
Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Проект "Быстрый счет"
Базовую проблему внимания и любознательности решает ментальная арифметика, которая развивает умственные и творческие способности детей, учит запоминать, разбираться .Мы применяем методику гармоничного...