Мастер-класс "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования занимательного материала"
методическая разработка по математике
Мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx | 241.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад №116 г. Орска «Ералашка»
Мастер-класс
педагога муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка — детский сад №116
г. Орска «Ералашка»
Турковой Елены Владимировны
(высшая квалификационная категория)
Тема: « РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»
2020 г.
Информационная справка о мастер-классе
Тема мастер-класса: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством использования занимательного материала»
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №116 г. Орска «Ералашка»
Дата проведения: .11.2020г.
Идея мастер класса: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания.
Цель:
- распространение педагогического опыта по применению занимательного материала, как средства развития математических способностей, в образовательном процессе.
Задачи:
- показать значимость занимательного материала в процессе развития математических способностей;
- распространить педагогический опыт по применению занимательного математического материала в образовательном процессе;
- познакомить педагогов с разновидностями занимательного материала и игр математического содержания с целью повышения их профессиональной компетентности.
Сведения об авторе:
Туркова Елена Владимировна
Образование: высшее, Оренбургский государственный университет, 2000 г.
Специальность по диплому: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель английского языка.
Должность: воспитатель МДОАУ «Центр развития ребенка — детский сад №116
г. Орска «Ералашка»
Педагогический стаж: 15 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 15 лет
Квалификация: высшая квалификационная категория.
Мастер-класс « РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень познаний, поэтому развитие интеллектуальных способностей детей является одной из актуальных проблем современности. Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования и главная задача педагогов научить ребенка творчески мыслить, развивать логику мысли, гибкость мыслительного процесса, что бы процесс обучения в школе не вызывал трудностей у выпускников детского сада. Так как же научить маленького ребенка думать? Как активизировать мыслительные процессы? В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Кроме того, Концепция развития математического образования в России, призывает педагогов к поиску форм работы, которые будут способствовать развитию математических, технических способностей детей. Игровая деятельность детей с использованием занимательного математического материала, больше, чем другие виды детской деятельности, подготавливает почву для развития умственных способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Дошкольники не должны знать, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка, дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. В процессе обучения дошкольников математике занимательный материал непосредственно включается в организованную образовательную деятельность, является средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Занимательный материал оправдывает себя в решении задач в совместной образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми, а также проводится с подгруппой в свободное от занятий время, занимательный материал воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Основной целью моей деятельности является: «развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания».
Использование занимательного материала способствует решению следующих задач:
Способствовать активному включению ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации
Воспитывать интерес к математической деятельности и культуру общения
Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
При этот нами использовались следующие методы:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка;
Использование дидактического материала;
Стимулирование детей к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий;
Поощрение стремления детей к самостоятельности;
Оценка деятельности ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
Многообразие занимательного материала даёт основание для его классификации. Классифицировать его можно, выделив в нём условно три основные группы (по З.А. Михайловой):
1. развивающие (дидактические) игры и упражнения.
2. развлечения ( головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования, игры на составление плоскостных изображений
3. математические игры и задачи.
Остановимся подробнее на каждой из групп.
Первый вид занимательного математического материала это развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основное назначение их обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических ( количественных, пространственных, временных) представлений детей. Место дидактической игры в структуре деятельности определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием. Широко используются разнообразные дидактические упражнения. Они отличаются необычность постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого- либо сказочного персонажа. Игровые упражнения отличаются от игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Упражнения как правило не включают в себя все структурные элементы: задача, правила, игровые действия. Назначение их упражнять детей с целью выработке умений и навыков. В младшей группе например- «Посадим кукол на стулья», в старшем возрасте «Найдите и исправьте ошибку» и др. Главное назначение дидактических игр и упражнений развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях. Результат освоения игр у детей проявляется поэтапно: 1. Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!») 2. Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало») 3. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений мы условно разделили на следующие группы и создали соответствующую картотеку:
1. Игры с цифрами и числами: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.
- Игры путешествия во времени: (игры путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Река времени», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3. Игры на ориентировку в пространстве. Научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. «Найди игрушку».
4. Игры с геометрическими фигурами: блоки Дьенеша
5. Игры на логическое мышление: «Продолжи ряд», «Подбери фигуру»
Второй вид занимательного математического материала это развлечения.
В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты, головоломки, игры на пространственные преобразования и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью интересов. Увлекательны для детей старшего дошкольного возраста головоломки. Особое место занимают головоломки на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. К таким играм относятся: «Тантрам», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино». Задания головоломок очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно.
Головоломки с палочками называют задачами на смекалку. Они различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать какими либо усвоенными ранее способом. Для детей старшего дошкольного возраста задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 разных квадрата из 7 палочек 2 разных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи из изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. Организуя э работу, воспитатель ставит цель учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предполагая никаких готовых способов, образцов решения.
Третий вид занимательного математического материала это математические игры и задачи.
Математические игры это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например: «Отгадай число» (ребёнок должен назвать число меньше 8, но больше 6); «Цепочка примеров», «Числовой ряд» и т.д. К математическим играм относятся: логические игры и упражнения, математические шутки и загадки, математическая сказка. Логические игры, задачи, упражнения направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре», «Чудо мешочек» и т. д.
Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математический отношения. Например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). «Пять братцев в одном домике живут» (варежка). «В году у дедушки 4 имени. Кто это?» (весна, лето, осень, зима) и т.д. Задачи шутки это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Например: - Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат? - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? И т.д. Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи Математическая сказка. Является разновидностью математических задач. Народные сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Какие сказки можно использовать для развития математических представлений? Какие образовательные задачи можно реализовать? Например: сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой Сказка «Три медведя» это математическая сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В ДОУ накоплен опыт применения математических авторских сказок «Истории и сказки Тётушки Математики» и создана картотека математических сказок и игровых упражнений на основе логических блоков Дьенеша: «Знакомство фигур», «Граф Треугольник», «Барон Квадрат», «Толстый и тонкий» и другие.
Создание центра занимательной математики
Центр занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики решает такие задачи как: 1. Целенаправленное формирование у детей 4 8 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. 2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества. Для стимулирования игровой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.
Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...
Проект по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр"
Проект по «Развитию математических способностей посредствам интеллектуальных игр», направлен на поиск наиболее эффективных методов и приёмов, по формированию элементарных матем...
статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...
Презентация для родителей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – палочки Кюизенера»
Презентация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – пал...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»
Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....