Познавательный проект " В стране чисел и фигур" подготовительной группы
проект по математике (подготовительная группа)
Познавательный проект " В стране чисел и фигур" подготовительной группы
Цель: поддержка у детей интереса к занятиям математикой, создание у них состояния увлеченности, умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_i_figury_proekt.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Познавательный проект
«В стране чисел и фигур»
Воспитатели МБДОУ №67
Глухова И.А.
г. Ставрополь 2024 г.
Введение.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребѐнка играет математическое развитие.
Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребѐнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребѐнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребѐнком.
Актуальность.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребѐнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребѐнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это выливается обычно в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако эти умения, недолго выручают на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой».
Принципы обучения.
- принцип активности и сознательности, требующий всемирной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
- принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
- принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
-обучающий
Продолжительность: краткосрочный (январь – февраль).
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель работы - поддержка у детей интереса к занятиям математикой, создание у них состояния увлеченности, умственного развития.
Задачи:
- учить оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Формы и методы работы:
В нашем детском саду в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, мы используем разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Это способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности.
- Использование ИКТ;
- беседы и НОД;
- дидактические игры;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- продуктивные виды деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Воспитанники повысят уровень развития элементарных математических способностей, природоведческих и экологических представлений;
- Предполагается рост интереса к математике и окружающему миру;
- Приобретения опыта игровой деятельности, развитие сенсорных и интеллектуальных процессов;
- Успешность воспитанников в освоении приемов умственной деятельности;
- Положительная динамика в развитии творческих способностей и речевого развития.
Подготовительный этап | |||||||
1 | Изучение литературы по теме | Расширение знаний по теме проекта | 1 нед. 1-2 день 3-4 день | Родители, педагоги | |||
2 | Ознакомление с передовым опытом | ||||||
3 | Консультация для родителей | ||||||
4 | Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач | Разработка плана реализации проекта | Педагоги | ||||
5 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала | Пополнение.предметно- пространственной развивающей среды | Родители, педагоги | ||||
6 | Оформление книжного центра | Книжная выставка «Математика – это интересно!» | 5 день | Родители, педагоги | |||
Основной этап | |||||||
7 | Непосредственно – образовательная деятельность «Математика – как наука» | Формирование у детей понятия о математике, как науки | 2 неделя | Педагог, дети | |||
8 | Беседа: «Как люди научились считать?» | Сформировать представление о счѐте | 3 неделя | Дети, педагоги | |||
9 | Беседа: «Как люди научились записывать цифры» | Дать детям представление о том, как люди научились записывать цифры | 4 неделя | Дети, педагоги | |||
10 | Дидактические игры на формирование счѐта: «Как разделить?» «Какие цифры?» «Ну, заяц погоди!» | Упражнять детей в счѐте | Январь февраль | Педагог, дети | |||
11 | Дидактические игры на ориентировку в пространстве: «Добавь слово» «Что дальше?» «Когда это бывает?» | Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в | Январь февраль | Педагог, дети |
пространстве | ||||
12 | Чтение художественной литературы | Закреплять понятия о числах и геометрических фигурах | Январь февраль | Дети, родители , педагоги |
13 | Настольно – печатные игры: «Циферки» «Весѐлые числа» «Противоположности» | Закреплять понятие о числах | Январь февраль | Дети, педагоги |
14 | Игровая деятельность: Игра – драматизация «Три медведя»; Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Семья», «Детский сад» | Уточнить представления детей посредством сюжетно – ролевых игр | Январь февраль | Дети, педагоги |
15 | Подвижные игры: «Называя дни недели» «Светофор» «Две из трѐх» «Тройной прыжок» Физкультурные минутки: «Ракета» «Самолѐт» «Помощники» «Насос» «Речка» «Бабочки» | Закреплять знания, развивать внимание Закрепление счѐта, умение выполнять правила | Январь февраль На НОД | Дети, педагоги Педагоги дети |
Художественно – эстетическое развитие | ||||
16 | Рисование «Домик высокий, низкий»; Конструирование: «Ворота» «Гараж» «Мосты» «Домик для матрѐшки» | Закреплять в продуктивной деятельности математические понятия | Январь февраль | Дети, педагоги |
Практическая значимость проекта определена в трѐх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребѐнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые
педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Список литературы:
- Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
«Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
- Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
- Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?, ж-л
«Информатика и образование», №5, 1998, с. 60
Развлечение «В стране чисел и фигур»
Очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
В ходе работы над проектом был обоснован комплексный подход к развитию интереса непосредственно организованной деятельности по математике. Во всех видах деятельности к работе подключились специалисты: логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. В группе были созданы условия для формирования познавательной активности детей, благоприятные условия для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР в различных видах деятельности. Создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики рук у детей, формирующая познавательную активность детей.
Известно, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, т.к. ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу. Используя игровые
сюжетные задания с математическим содержанием, педагог развивает познавательный интерес дошкольника, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принес письмо. Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята! Приезжайте к нам в гости. Мы приготовим сюрприз, но получить его непросто, задания наши выполняйте, и приз скорее получайте!» Дети, вы хотите отправиться в веселое путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сделать гимнастику для язычка «У бабушки с дедушкой»:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видно верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед)
Утром проснулись в улыбочке губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком) С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений за нижними зубами)
Губы сожмѐм мы, и рот прополощем (поочерѐдное надувание щѐк, губы не пропускают воздух)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щѐк с последующим выпусканием воздуха через губы)
Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе)
Дуем на блинчик — не в щѐки, не мимо (подуть на широкий язык)
Блинчик жуѐм, завернѐм и прикусим (жуѐм язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Воспитатель: Теперь отправляемся. Я предлагаю путешествовать на разных видах транспорта, сначала мы поедем с вами на машинках. А какой это вид транспорта? (наземный). Кто управляет автомобилем? (шофер). Взяли в руки руль, завели мотор, поехали.
В машине, в машине шофер сидит. Машина, машина идет, гудит би-би-би. Ехали, ехали, к Каркуше мы приехали.
Каркуша: Здравствуйте, девочки и мальчики!
Посмотрите, что у меня в коробке? (геометрические фигуры). Давайте поиграем с ними в прятки! Я их спрячу, а вы попробуйте найти (дети с завязанными глазами определяют геометрическую фигуру). Молодцы! Правильно справились с заданием. А еще я очень люблю рисовать. Смотрите, какую красивую картину я нарисовала. Правда, красиво?
Воспитатель: Ой, ребята, кажется, на рисунке чего-то не хватает, что не дорисовала Каркуша? (дети называют и дорисовывают геометрические фигуры).
Каркуша: Какие вы молодцы! Очень хорошо знаете геометрические фигуры. Я хочу подарить вам воздушный шарик. На какую фигурку он похож?
Воспитатель:
А сейчас мы полетим на самолете. Какой это вид транспорта? (воздушный). Кто управляет самолетом? Заводим мотор, руки в стороны вразлет, получился самолет У-У-У!
Летели, летели, к Незнайке прилетели (Незнайка сидит грустный). Незнайка, почему ты такой печальный?
Незнайка: Да вот, умный Знайка картинку принес, говорит, что здесь цифры написали, а я ничего не вижу. Может быть, вы что-нибудь увидите? (на картинке из цифр нарисован цыпленок). Дети называют и показывают цифры.
Незнайка: Ой, какие молодцы! Знайка попросил поставить цифры по порядку, а по какому не объяснил, а вы знаете? (дети берут в руки цифры, строятся по порядку, пересчитываются от 1 до 10). Ребята! А у чисел есть соседи? Тогда назовите мне соседей числа 2 (5,8 и др.) Какой сегодня день недели? А какой будет завтра? Назовите первый день недели, третий, шестой. Молодцы! Вот вам подарок (шарик).
Воспитатель: Смотрите, ребята, перед нами река. Какая она бывает? (широкая, длинная, глубокая). На чем можно переправиться через речку? (на лодке). Какой это вид транспорта? (водный). Дети садятся «на лодку и плывут». На лодке мы к Винни- пуху приплыли.
Винни-пух: Ребята, завтра я еду в гости к Пятачку, помогите, пожалуйста, сделать для него подарок. Но сначала разомнем пальчики:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, никого не пропущу.
С ноготками поиграю со всеми, друг о друга их потру. Вот и кончилась игра, а теперь и в путь пора!
(Дети садятся за столик, у каждого крышечка от майонеза, на которой тонким слоем нанесен пластилин и написана цифра. Дети выкладывают цифру семенами от дыни). Молодцы! За это я подарю вам свой любимый шарик. Ой, а где он? Шарик такой большой, красивый, красный и завязан синей лентой (дети ищут указанный шарик и забирают его с собой).
Воспитатель: Дети, на каких видах транспорта мы сегодня с вами ездили? А на каком виде транспорта мы еще не перемещались? (подземном). Давайте прокатимся в метро (дети проползают по тоннелю. Появляется Карлсон).
Карлсон: Привет, детишки, девчонки и мальчишки! А вы сладости любите? тогда попробуйте их найти, вот вам карта, она поможет вам найти угощение (дети по карте находят угощение). А теперь давайте пить чай (ставит на стол кастрюлю).
Воспитатель: Дети, из какой посуды мы пьем чай? (из чайной). Давайте поможем Карлсону накрыть на стол. Никита, принеси 4 чайных чашки, Юля принесет 4 блюдца, ложки и сахарницу.
Карлсон: Молодцы! Но мне пора лететь к Малышу (заводит пропеллер, но он не заводится).
Воспитатель: Ребята! Как помочь Карлсону? (дети дарят воздушные шары, но пропеллер не заводится). Давайте подуем и поможем Карлсону улететь. Вот и подошло к конце наше путешествие. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я сегодня еще раз убедилась, какие вы у меня дружные, веселые, сообразительные. Большое вам спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебная страна - здоровье" вторая младшая группа
Проект «Волшебная страна - ЗДОРОВЬЕ»Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Проблемный вопрос: Как сохра...
Программа проекта "В стране чисел и фигур"
Данная программа способствует совершенствованию технологии развития математических, природоведческих и экологических представлений у дошкольников....
Проект: «Песочная страна» для детей средней группы
Опыты, игры с песком....
проект "В стране чисел и фигур"
проект разработан для детей второй младшей группы...
Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы
Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы...
Творческо-познавательный проект "Разноцветные странички"
Проект средней продолжительности для детей среднего возраста. Направлен на развитие мышления, цветовосприятия и умения узнавать и называть основные цвета спектра....
Познавательный проект "В стране умных игр"
Данный материал основан на использовании в работе со старшими дошкольниками методического пособия "Дары Фрёбеля"...