Занятие ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pomozhem_zaychiku.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО: Нагаева Тамара Павловна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Тема занятия: «Поможем зайчику»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия: создание благоприятных условий для развития и закрепления элементарных математических представлений дошкольников при занятиях в паре.
Задачи занятия:
Образовательные: Упражнять в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнять в ориентировании на листе. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. Упражнять в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировать речевую деятельность детей. Повторить структуру задачи. Развивать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Воспитательные: Формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности. Воспитывать организованное поведение на занятии. Воспитывать интерес детей к математическим занятиям.
Развивающие: Развивать общую и мелкую моторику детей, координацию речи с движением. Развивать инициативу детей. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Планируемые результаты занятия: Ребенок упражнялся в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнялся в ориентировании на листе. Закреплял умение ориентироваться в пространстве. Упражнялся в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировал речевую деятельность. Повторил структуру задачи. Развивал умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Ребенок формировал положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности. Воспитывал организованное поведение на занятии. Воспитывал интерес к математическим занятиям. Ребенок развивал общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивал инициативу. Развивал зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Подготовительная работа: занятия в течение года; повторение с детьми в свободное время и в игровой форме основных изученных цветов, фигур, порядкового счета; нахождение в быту предметов заданной формы; дидактические и настольные игры, соответствующие возрасту, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: волшебный мешочек или коробочка; ленточки с цифрами (по 2 цифры для образования пар); игрушечный Зайчик; карточки с 6 буквами (дружба); картинки используемые в занятии; листы в клеточку и карандаши на каждую пару детей; мяч небольшого диаметра; круги с нарисованной с одной стороны цифрой для чердачных окошек, квадраты для этажей, кружки для крыш числовых домиков; шесть конвертов с квадратиками-окошками для заполнения числовых домиков (цифра от 0 до 10 в каждом квадратике); кусок каната для обозначения улицы, вдоль которой строят числовые домики.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Мотивировать детей на предстоящую деятельность | Воспитатель: Дружно в садик мы пришли, дружно завтрак провели, дружно будем мы играть и новые знания получать! Давайте-ка повторим наше любимое стихотворение о дружбе. «Мы веселые ребята» Мы веселые ребята, Мы ребята – дошколята. Никого не обижаем, Как заботиться мы знаем. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Обнимаем рядом стоящего друга Будет радостно, легко! | Беседа, рассказ воспитателя, фронтальная | Слушают воспитателя. | Ребенок замотивирован на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Размялись, обнялись, пора и за работу приниматься. Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие в парах. Смотрите, у меня есть волшебный мешочек в котором что-то спрятано, одни ленточки видны. Сейчас каждый по очереди, не толкаясь и не мешая товарищу, вытащит одну ленточку. | Беседа, рассказ воспитателя, фронтальная | Слушают воспитателя | Ребенок принимает проблемную ситуацию и хочет ее решить |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Рассмотреть материал. | Теперь распределитесь парами. Догадались, как это сделать? - Вы очень дружные ребята. Друзья помогают не только друг другу, но и всем попавшим в беду, правда? - Я сегодня встретила Зайчика, который попал в затруднительную ситуацию. Он пригласил гостей, а как накрыть стол и распределить угощения никак сообразить не может. Поможем ему? - Зайчик тоже приготовил вам подарок – сюрприз. За каждую решенную задачу он будет давать одну букву. Когда все задачи будут решены, из букв можно будет собрать слово. Интересно вам, что за слово принес зайчик? -Тогда начнем. И зайчику поможем, и сами поучимся и поиграем. | Демонстрация, объяснение, фронтальная | Рассматривают материал. | Ребенок рассматривает материал. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Упражнять в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнять в ориентировании на листе. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. Упражнять в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировать речевую деятельность детей. Повторить структуру задачи. Развивать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. | Зайчик пригласил гостей, но забыл, сколько их будет, поэтому не может правильно сервировать стол. Давайте вспомним числа и счет, тогда и зайчику легче будет вспомнить количество гостей. Игра «Поймай и посчитай» Дети становятся в круг. В середине круга воспитатель. Он задает вопрос и аккуратно бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, ответить на вопрос и вернуть мяч воспитателю. Вопросы лучше использовать простые, но требующие элементарных знаний или счета. Например: - сколько дней в неделе; - сколько ушей у двух собак; - сколько пальцев на одной руке; - сколько окошек у светофора; - сколько времен года - сколько месяцев в году? -четверг какой по счету день недели? -Вот зайчик и вспомнил. Он пригласил четверых своих друзей – зайчат. Давайте поможем зайчику посчитать, на сколько персон нужно накрыть стол. Дети высказывают предположения. - Вот у нас, благодаря зайчику, получилась целая задача. Сейчас я ее проговорю полностью, а потом вы повторите, где у задачи условие, вопрос и решение. Задача 1. Зайчик пригласил в гости на день рождения четверых своих друзей. На сколько персон ему нужно накрыть праздничный стол? Воспитатель: Пара под номером 1, посовещайтесь и решите, где в этой задаче условие. Теперь хором проговорите его. Пара под номером 2, посовещайтесь и решите, где в этой задаче вопрос? Теперь хором проговорите его. Пара под номером 3, посовещайтесь и объясните нам, как решать эту задачу. - Вот мы и помогли зайчику справиться с первой задачей – решить, на сколько персон ему накрывать стол. Зайчик отдал мне первую букву «У». Отложу ее пока вот сюда, пока остальные буквы не соберутся. Воспитатель: Теперь станьте в круг парами. Будем вспоминать, что используют для сервировки стола. Помним, что мы уже почти взрослые, скоро в школу пойдем, да и зайчику нужно показывать только хороший пример. Поэтому ответы не выкрикиваем, а проговариваем в свою очередь. - Начинаем с пары №1, дальше отвечают пары по часовой стрелке. «Сервируем стол» Дети парами совещаются, называют предметы, используемые для сервировки праздничного стола - Вот как много всего перечислили! Задача 2 - Вы хорошо справляетесь с заданиями, зайчик запомнил, что ему нужно ставить на стол и дарит вам еще одну букву - «А». Отложим ее к первой букве. Посмотрите на наш рисунок сервировки. Какие-то предметы здесь похожи на фигуры. Какие это предметы? Дети: Это тарелки, салфетка и столовые приборы. Воспитатель: Правильно. На какие фигуры они похожи? Как называются эти фигуры? Ответы детей: Тарелки похожи на круг, салфетка на треугольник, ложки похожи на прямоугольник фигуры – геометрические. - Назовите фигуру, у которой три угла. Назовите предметы целиком или частично похожие на эту фигуру. - Назовите фигуры, у которых четыре угла. Назовите предметы целиком или частично похожие на эти фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб). - Назовите фигуру, у которой нет углов. Назовите предметы целиком или частично похожие на эту фигуру. Задание 3 - Перед вами лежат листочки бумаги. Сейчас будем работать в парах. Я назову, какие фигуры и где нужно рисовать. Ваша задача: распределиться и правильно нарисовать геометрические фигуры, которые я назову. - В правом нижнем углу нужно нарисовать квадрат, а в левом нижнем – круг. - В верхнем правом углу рисуем треугольник, а верхнем левом углу – прямоугольник. - В центре листа рисуем два ромба. -Какие красивые математические салфеточки у нас получились. Зайчику они очень понравились, и он дари вам следующую букву – «Д». - Зайчик теперь знает, сколько у него гостей, на сколько персон накрывать стол, как его сервировать, но он не придумал, что подать гостям. Ребята, зайчик и его друзья очень любят фруктовый салат. Давайте мы ему поможем и составим рецепт своего салата, а зайчик его обязательно приготовит. Задача 4. Сейчас каждая пара друзей придумает свою задачу, запишет на листе и расскажет нам решение своей задачи. Воспитатель: Вот сколько фруктовых салатов и задач мы придумали и решили для зайчика. Теперь его гости точно не останутся голодными. А зайчик дает нам четвертую букву – «Б». Уберем ее к остальным. -Посмотрите, сколько кружков я выкладываю на стол. Сколько же их, давайте посчитаем. Дети пересчитывают круги. -Это не просто кружки, а номера домиков. Дети берут круги. Рассматривают их и видят, что на обратной стороне круга нарисована цифра. Это и есть главное число его домика. Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Вам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили номер домика.
Воспитатель: Вы хотите заполнить окошки своих домиков, чтобы они стали веселыми, наполненными жителями – цифрами? Воспитатель: Но сначала выполним несколько простых заданий. Проверка математической эрудированности, игра «Посчитай и назови» 1. Посчитайте хором от 1 до 10. Теперь обратно. 2. Задания на называние следующего числа ( назовите число, следующего за числом …) 3. Задания на называние предыдущего числа (назовите число, предыдущего числа…). 4. Назовите соседей числа ... Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданиями. Вот здесь, в 6 конвертиках лежат квадратики – окошки с цифрами. В каждой коробочке свои одинаковые цифры. Не толкайтесь, соблюдайте правила игры, помогайте друг другу и заселите свои домики цифрами. Дети выполняют задание. Воспитатель помогает детям, затрудняющимся с выбором цифр, следит за порядком и соблюдением правил игры. Воспитатель: Смотри, зайчик мы твоим друзьям целую улицу построили, чтобы вы жили дружно и всегда ходили друг к другу в гости. Задание 5 Воспитатель: Наш зайчик так полюбил математику, что хочет побольше поиграть со своими друзьями в математические игры. Воспитатель: Покажем Зайчику интересную подвижную математическую игру. Она называется: «Не ошибись» Сначала я буду говорить, какое действие надо выполнить и показывать его. Вы слушаете, смотрите и повторяете за мной. Потом я произнесу: «А теперь не ошибись». После этих слов я могу показывать правильное движение, а могу и путать вас. Например, сказать подняли правую руку, а поднять левую руку или правую ногу. Условия понятны? Воспитатель дает команды на знание правой и левой сторон, предлогов –под, -над, -за, впереди, счета шагов и т.п. Например: - поднимите правую руку; - сделайте один шаг влево; - хлопните под правым коленом; - повернитесь направо; - сделайте прыжок назад: - хлопни над головой. Время игры нормирует воспитатель. Воспитатель: Зайчику очень понравились предложенные вами игры, и он отдает еще одну букву – «Ж». -Воспитатель: Зайчик теперь весь лес научит так играть. Ведь такая игра развивает, и память, и координацию, и знания. Теперь зайчик точно уверен, что справится с приемом гостей! Он оставляет нам последнюю из шести букв - букву «Р». -Зайчику очень некогда, он хочет скорее начать готовить и записать игры, которые вы ему посоветовали и подсказали, чтобы ничего не забыть. Попрощаемся с зайчиком! Дети прощаются с зайчиком. | Упражнение, вопросы, фронтальная | Упражняются в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражняются в ориентировании на листе. Закрепляют умение детей ориентироваться в пространстве. Упражняются в совмещении речевой и двигательной активности. Активизируют речевую деятельность детей. Повторяют структуру задачи. Развивают умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. | Ребенок упражнялся в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнялся в ориентировании на листе. Закреплял умение ориентироваться в пространстве. Упражнялся в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировал речевую деятельность. Повторил структуру задачи. Развивал умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Ребенок формировал положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности. |
3. | Заключительный этап | Подвести итог деятельности | Воспитатель: Зайчик так быстро убежал, что не успел сказать, какое слово можно сложить из этих букв. Ну, ничего, попробуем сами догадаться. Воспитатель выкладывает все шесть букв на стол, а дети, сообща, приходят к выводу, что это слово – «ДРУЖБА». Воспитатель: Вот какое важное слово принес нам Зайчик. Мы действительно очень дружно сегодня занимались и решали все задачи. Вам понравилось работать в парах или нет, почему? Дети высказывают свое мнение. - Что больше всего запомнилось вам из сегодняшнего занятия? - Что больше всего понравилось? - Какие эмоции вы испытали? | Форма-фронтальная Метод-беседа Приём- вопрос | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Ребенок вспоминает деятельность и включается в подведение итога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие (ФЭМП + аппликация) на тему "Загадки Осени"
Занятие было подготовлено и показано с детьми подготовительной группы для учителей начальных классов в начале года. Занятие проведено в интересной игровой форме, где дети показали свои знания.Учителя ...
Презентация для занятия ФЭМП "Гуси- лебеди"
Презентация использовалась на занятии "Гуси- лебеди"...
Методические приёмы на занятиях ФЭМП
Консультация для воспитателей...
Презентация по занятию ФЭМП"Остров сокровищ"
Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно. Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (о...
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...
План конспекта занятия ФЭМП "Цветик-семицветик"
конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий...
Занятие ФЭМП "Зимние забавы"
Познание. Решение логических задач, моделирование геометрических фигур, с помощью проволоки....