Занятие ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Нагаева Тамара Павловна

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pomozhem_zaychiku.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта занятия

ФИО: Нагаева Тамара Павловна

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Тема занятия: «Поможем зайчику»

Возрастная группа: подготовительная  группа (6-7 лет)

Цель занятия: создание благоприятных условий для развития и закрепления элементарных математических представлений дошкольников при занятиях в паре.

Задачи занятия:

Образовательные: Упражнять в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнять в ориентировании на листе. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. Упражнять в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировать речевую деятельность детей. Повторить структуру задачи. Развивать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Воспитательные: Формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности. Воспитывать организованное поведение на занятии. Воспитывать интерес детей к математическим занятиям.

Развивающие:  Развивать общую и мелкую моторику детей, координацию речи с движением. Развивать инициативу детей. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Планируемые результаты занятия: Ребенок упражнялся в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнялся в ориентировании на листе. Закреплял умение ориентироваться в пространстве. Упражнялся в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировал речевую деятельность. Повторил структуру задачи. Развивал умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Ребенок  формировал положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности. Воспитывал организованное поведение на занятии. Воспитывал интерес  к математическим занятиям.  Ребенок  развивал общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивал инициативу. Развивал зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Подготовительная работа:  занятия в течение года; повторение с детьми в свободное время и в игровой форме основных изученных цветов, фигур, порядкового счета; нахождение в быту предметов заданной формы; дидактические и настольные игры, соответствующие возрасту, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: волшебный мешочек или коробочка; ленточки с цифрами (по 2 цифры для образования пар); игрушечный Зайчик; карточки с 6 буквами (дружба); картинки  используемые в занятии; листы в клеточку и карандаши на каждую пару детей;  мяч небольшого диаметра; круги с нарисованной с одной стороны цифрой для чердачных окошек, квадраты для этажей, кружки  для крыш числовых домиков; шесть  конвертов  с квадратиками-окошками для заполнения числовых домиков (цифра от 0 до 10 в каждом квадратике); кусок каната  для обозначения улицы, вдоль которой строят числовые домики.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Мотивировать детей на предстоящую деятельность

Воспитатель: Дружно в садик мы пришли, дружно завтрак провели, дружно будем мы играть и новые знания получать! Давайте-ка  повторим наше любимое стихотворение о дружбе.

 «Мы веселые ребята»

                 Мы веселые ребята,                

            Мы ребята – дошколята.        

             Никого не обижаем,        

            Как заботиться мы знаем.        

             Никого в беде не бросим,        

           Не отнимем, а попросим.

                 Пусть всем будет хорошо,                Обнимаем рядом стоящего друга

                 Будет радостно, легко!                        

Беседа, рассказ воспитателя, фронтальная

Слушают воспитателя.

Ребенок замотивирован на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель: Размялись, обнялись, пора и за работу приниматься. Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие в парах. Смотрите, у меня есть волшебный мешочек  в котором что-то спрятано, одни ленточки видны. Сейчас каждый по очереди, не толкаясь и не мешая товарищу, вытащит одну ленточку.

Беседа, рассказ воспитателя, фронтальная

Слушают воспитателя

Ребенок принимает проблемную ситуацию и хочет ее решить

2.2

Этап ознакомления с материалом

Рассмотреть материал.

Теперь распределитесь парами. Догадались, как это сделать?

- Вы очень дружные ребята. Друзья помогают не только друг другу, но и всем попавшим в беду, правда?

- Я сегодня встретила Зайчика, который попал в затруднительную ситуацию. Он пригласил гостей, а как накрыть стол и распределить угощения никак сообразить не может. Поможем ему?

- Зайчик тоже приготовил вам подарок – сюрприз. За каждую решенную задачу он будет давать одну букву. Когда все задачи будут решены, из букв можно будет собрать слово. Интересно вам, что за слово принес зайчик?

-Тогда начнем. И зайчику поможем, и сами поучимся и поиграем.

Демонстрация, объяснение, фронтальная

Рассматривают материал.

Ребенок рассматривает материал.  

2.3

Этап практического решения проблемы

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнять в ориентировании на листе. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. Упражнять в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировать речевую деятельность детей. Повторить структуру задачи. Развивать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Зайчик пригласил гостей, но забыл, сколько их будет, поэтому не может правильно сервировать стол. Давайте вспомним числа и счет, тогда и зайчику легче будет вспомнить количество гостей.

Игра «Поймай и посчитай»

Дети становятся в круг. В середине круга воспитатель. Он задает вопрос и аккуратно бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, ответить на вопрос и вернуть мяч воспитателю. Вопросы лучше использовать простые, но требующие элементарных знаний или счета. Например:

- сколько дней в неделе;

- сколько ушей у двух собак;

- сколько пальцев на одной руке;

- сколько окошек у светофора;

- сколько времен года

- сколько месяцев в году?

-четверг какой по счету день недели?

-Вот зайчик и вспомнил. Он пригласил четверых  своих друзей – зайчат. Давайте поможем зайчику посчитать, на сколько персон нужно накрыть стол.

Дети высказывают предположения.

- Вот у нас, благодаря зайчику, получилась целая задача. Сейчас я ее проговорю полностью, а потом вы повторите, где у задачи условие, вопрос и решение.

Задача 1.

Зайчик пригласил в гости на день рождения четверых своих друзей. На сколько персон ему нужно накрыть праздничный стол?

Воспитатель:

Пара под номером 1, посовещайтесь и решите, где в этой задаче условие. Теперь хором проговорите его.

Пара под номером 2, посовещайтесь и решите, где в этой задаче вопрос? Теперь хором проговорите его.

Пара под номером 3, посовещайтесь и объясните нам, как решать эту задачу.

- Вот мы и помогли зайчику справиться с первой задачей – решить, на сколько персон ему накрывать стол. Зайчик отдал мне первую букву «У». Отложу ее пока вот сюда, пока остальные буквы не соберутся.

Воспитатель: Теперь станьте в круг парами. Будем вспоминать, что используют для сервировки стола. Помним, что мы уже почти взрослые, скоро в школу пойдем, да и зайчику нужно показывать только хороший пример. Поэтому ответы не выкрикиваем, а проговариваем в свою очередь.

- Начинаем с пары №1, дальше отвечают пары по часовой стрелке.

«Сервируем стол»

Дети парами совещаются, называют предметы, используемые для сервировки праздничного стола

- Вот как много всего перечислили!

Задача 2

- Вы хорошо справляетесь с заданиями, зайчик запомнил, что ему нужно ставить на стол и дарит вам еще одну букву - «А». Отложим ее к первой букве. Посмотрите на наш рисунок сервировки. Какие-то предметы здесь похожи на фигуры. Какие это предметы?

Дети: Это тарелки,  салфетка и столовые приборы.

Воспитатель: Правильно. На какие фигуры они похожи? Как называются эти фигуры?

Ответы детей: Тарелки похожи на круг, салфетка на треугольник, ложки похожи на прямоугольник

фигуры – геометрические.

- Назовите фигуру, у которой три угла. Назовите предметы целиком или частично похожие на эту фигуру.

- Назовите фигуры, у которых четыре угла. Назовите предметы целиком или частично похожие на эти фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб).

- Назовите фигуру, у которой нет углов. Назовите предметы целиком или частично похожие на эту фигуру.

Задание 3

- Перед вами лежат листочки бумаги. Сейчас будем работать в парах. Я назову, какие фигуры и где нужно рисовать. Ваша задача: распределиться и правильно нарисовать геометрические фигуры, которые я назову.

- В правом нижнем углу нужно нарисовать квадрат, а в левом нижнем – круг.

- В верхнем правом углу рисуем треугольник, а верхнем левом углу – прямоугольник.

- В центре листа рисуем два ромба.

-Какие красивые математические салфеточки у нас получились. Зайчику они очень понравились, и он дари вам следующую букву – «Д». 

- Зайчик теперь знает, сколько у него гостей, на сколько персон накрывать стол, как его сервировать, но он не придумал, что подать гостям. Ребята, зайчик  и его друзья очень любят фруктовый салат. Давайте мы ему поможем и составим рецепт своего салата,  

 а зайчик его обязательно приготовит.

Задача 4.

Сейчас каждая пара друзей придумает свою задачу, запишет на листе и расскажет нам решение своей задачи.

Воспитатель: Вот сколько фруктовых салатов и задач мы придумали и решили для зайчика. Теперь его гости точно не останутся голодными. А зайчик дает нам четвертую букву – «Б». Уберем ее к остальным.

-Посмотрите, сколько кружков я выкладываю на стол. Сколько же их, давайте посчитаем.

Дети пересчитывают круги.

-Это не просто кружки, а номера домиков.  

Дети берут круги. Рассматривают их и видят, что на обратной стороне круга нарисована цифра. Это и есть главное число его домика.

Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Вам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили номер домика.  

 

Воспитатель: Вы хотите заполнить окошки своих домиков, чтобы они  стали веселыми, наполненными жителями – цифрами?

Воспитатель: Но сначала выполним несколько простых заданий.

Проверка математической эрудированности, игра

«Посчитай и назови»

1. Посчитайте хором от 1 до 10. Теперь обратно.

2. Задания на называние следующего числа

( назовите число, следующего за числом …)

3. Задания на называние предыдущего числа

 (назовите число, предыдущего числа…).

4. Назовите соседей числа ...

Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданиями. Вот здесь, в  6 конвертиках лежат квадратики – окошки с цифрами. В каждой коробочке свои одинаковые цифры. Не толкайтесь, соблюдайте правила игры, помогайте друг другу и заселите свои домики цифрами.

Дети выполняют задание.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся с выбором цифр, следит за порядком и соблюдением правил игры.

Воспитатель: Смотри, зайчик мы твоим друзьям целую улицу построили, чтобы вы жили дружно и всегда ходили друг к другу в гости.

Задание 5

Воспитатель: Наш зайчик так полюбил математику, что хочет побольше поиграть со своими друзьями в математические игры.

Воспитатель: Покажем Зайчику интересную подвижную математическую игру. Она называется:

«Не ошибись»

Сначала я буду говорить, какое действие надо выполнить и показывать его. Вы слушаете, смотрите и повторяете за мной. Потом я произнесу: «А теперь не ошибись». После этих слов я могу показывать правильное движение, а могу и путать вас. Например, сказать подняли правую руку, а поднять левую руку или правую ногу. Условия понятны?

Воспитатель дает команды на знание правой и левой сторон, предлогов –под, -над, -за, впереди, счета шагов и т.п. Например:

- поднимите правую руку;

- сделайте один шаг влево;

- хлопните под правым коленом;

- повернитесь направо;

- сделайте прыжок назад:

- хлопни над головой.

Время игры нормирует воспитатель.

Воспитатель: Зайчику очень понравились предложенные вами игры, и он отдает еще одну букву – «Ж».

-Воспитатель: Зайчик теперь весь лес научит так играть. Ведь такая игра развивает, и память, и координацию, и знания. Теперь зайчик точно уверен, что справится с приемом гостей! Он оставляет нам последнюю из шести букв  - букву «Р».

-Зайчику очень некогда, он хочет скорее начать готовить и записать игры, которые вы ему посоветовали и подсказали, чтобы ничего не забыть. Попрощаемся с зайчиком!

Дети прощаются с зайчиком.

Упражнение, вопросы, фронтальная

Упражняются в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражняются в ориентировании на листе. Закрепляют умение детей ориентироваться в пространстве. Упражняются в совмещении речевой и двигательной активности. Активизируют речевую деятельность детей. Повторяют структуру задачи. Развивают умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Ребенок упражнялся в прямом и обратном счете в пределах первого десятка. Упражнялся в ориентировании на листе. Закреплял умение ориентироваться в пространстве. Упражнялся в совмещении речевой и двигательной активности. Активизировал речевую деятельность. Повторил структуру задачи. Развивал умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Ребенок  формировал положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности.

3.

Заключительный этап

Подвести итог деятельности

Воспитатель: Зайчик так быстро убежал, что не успел сказать, какое слово можно сложить из этих букв. Ну, ничего, попробуем сами догадаться.

Воспитатель выкладывает все шесть букв на стол, а дети, сообща, приходят к выводу, что это слово – «ДРУЖБА».

Воспитатель: Вот какое важное слово принес нам Зайчик. Мы действительно очень дружно сегодня занимались и решали все задачи. Вам понравилось работать в парах или нет, почему?

Дети высказывают свое мнение.

- Что больше всего запомнилось вам из сегодняшнего занятия?

- Что больше всего понравилось?

- Какие эмоции вы испытали?

Форма-фронтальная

Метод-беседа

Приём- вопрос

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Ребенок вспоминает деятельность и включается в подведение итога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (ФЭМП + аппликация) на тему "Загадки Осени"

Занятие было подготовлено и показано с детьми подготовительной группы для учителей начальных классов в начале года. Занятие проведено в интересной игровой форме, где дети показали свои знания.Учителя ...

Презентация для занятия ФЭМП "Гуси- лебеди"

Презентация использовалась на занятии "Гуси- лебеди"...

Методические приёмы на занятиях ФЭМП

Консультация для воспитателей...

Презентация по занятию ФЭМП"Остров сокровищ"

Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно. Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (о...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

План конспекта занятия ФЭМП "Цветик-семицветик"

конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий...

Занятие ФЭМП "Зимние забавы"

Познание. Решение логических задач, моделирование геометрических фигур, с помощью проволоки....