Долгосрочный проект "Увлекательная математика"
проект по математике (старшая группа)

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика-один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_bez_foto.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Родничок».

«Увлекательная математика»

Долгосрочный проект в старшей группе.

Автор-составитель:

Комаровская Галина Фаннуровна, воспитатель

Мысковский городской округ 2024г.

Вид проекта: информационно-познавательный

Продолжительность: долгосрочный (апрель-май)

Участники проекта: воспитанники, воспитатель Комаровская Г.Ф., родители. Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Актуальность:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика-один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра-естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи ребенка. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память, мышление.

 Проблема:

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности знаний, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя знания по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики- в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение или логико-математических представлений.

Задачи:

Обучающие: учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования; учить действовать в процессе работы в соответствии с предлагаемым алгоритмом; закрепить умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.

Развивающие: способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умение аргументировать свое высказывание; формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности; способствовать развитию мыслительных операций (анамнез, синтез, сравнение, классификация, логическое мышление).

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, вовлекать сверстников в развернутые игры.

Ожидаемый результат:

Проект позволяет детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получают ответы на интересующиеся вопросы и делают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры. У детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепляются знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок создает что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети научатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, научатся логически мыслить.

Формы реализации проекта:

  • НОД
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Досуговая деятельность

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

Содержание реализации проекта:

Реализация проекта проходит в три этапа:

1этап-подготовительный: подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки); подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть, согласно теме проекта; разработка тематических занятий; подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр; оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта; подобрать математические загадки, задачки, ребусы; проведение анкетирования родителей, оформление папки-передвижки «Математика для дошкольников»; беседа с родителями как организовать игры детей дома с использованием математического материала.

2этап-основной: подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала; проведение НОД с использованием игрового материала; использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей; расширить знания детей: умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе; закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку; через подвижные игры, игры-соревнования, через использования предметов определенных форм; через разнообразную игровую деятельность закрепить полученные знания, формировать умения детей играть в разные игры, организовать их, вовлекать в свою деятельность сверстников.

3этап-заключительный: итоговая диагностика уровня математических знаний; оценка полученных результатов, самооценка. Определение перспективы дальнейшей работы.

Организация деятельности детей в рамках проекта нашла отражение в каждой из образовательных областей.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев», В. Катаев «Цветик-семицветик», Ушинский «Четыре желания», М.Ю.Стожарова «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход», «Три поросенка», «Козленок, который умел считать до 10».

Заучивание стихов про цифры, считалки, загадки о геометрических фигурах и цифрах.

Беседы: «Зачем нам нужна математика», «Как люди научились считать», «Числа, цифры и математические знаки», «Если б не было часов».

Пословицы и поговорки с числительными.

Дидактические игры: «Числовые домики», «Логические цепочки», «Занимательный квадрат», «Цвет и форма», «Скоро в школу», «Четыре в ряд», «Найди такой же предмет по форме», «Собери домик», «Волшебная математика», «Мои первые часы», «Умные карточки», «Изучаем цифры», «Право-лево», «Магнитные задания по математике», «Умная цепочка», «Умные спички».

Просмотр мультфильмов: «Опять двойка», «Остров ошибок», «Вовка в тридевятом царстве», «Мешок яблок», «Двенадцать месяцев», «Тайна третьей планеты».

Экспериментирование: «Определение объема», «Сравнение предметов по весу и объему», «Измерение длины предметов», «Объем».

Наблюдение: «Форма в природе», «Величина в природе», «Количество в природе», «Цвет в природе».

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Школа», «Автобус».

Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови», «Назови скорей», «Что, где?», «Покажи столько же», «Кто больше назовет».

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Классики», «Встань в обруч по двое, рое», «Кто быстрее по порядку», «Широкий круг», «Найди пару», «Встань на свое место».

Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 будем пальчики считать», «Сидели три медведя», «Котята», «Дружба», «Пять воробьев», «Дорожных правил очень много», «Насекомые», «Повстречались».

Физминутки: «Раз, два стоит ракета», «Сделай фигуру», «Кто живет у нас в квартире», «Кошка учится считать».

Рисование: «Рисование города с помощью геометрических фигур», «Дорисуй предмет», «рисование геометрических фигур».

Лепка: «Веселые цифры», «Лепка из пластилина и спичек», интегрированное занятие математика+ лепка «Шар и круг».

Аппликация: «Красивые геометрические фигуры», «Веселый треугольник», «Кораблик», «Бусы».

Раскрашивание математических разукрашек, рисование цифр.

 С целью непрерывности протекания образовательного процесса разработаны следующие формы взаимодействия с семьей:

  • Рекомендации для родителей: «Весёлая математика дома»,
  • Ознакомление родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений,
  • Индивидуальные беседы,
  • Изготовление родителями математических игр и пособий.

Итоги проекта:

Проектная деятельность стимулирует у детей развития логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости и целеустремленности.

 Литература:

  1. З.А.Михайлова «Математика-это интересно» 2006г.
  2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Детство-Пресс 2006г.
  3. «Дошкольник 5-7 лет в детском саду» Детство-Пресс 2007г.
  4. В.Г.Житомирский «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием».
  5. И.Н.Чеплашина «Математика-это интересно» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
  6. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» (старшая группа) Москва 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старше-подготовительной группе "Математика-Заниматика"-долгосрочный (6 месяцев).

Актуальность. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому р...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект "Занимательная математика"

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических представлений...

Долгосрочный проект «В стране волшебной математики»

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь 2020 – май 2021Участники:  дети , родители, воспитатели  группы№5 «Золушка»...

Долгосрочный проект "Математика вокруг нас"

Цель: формировать элементарные математические представления детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....

Долгосрочный проект в 2 младшей группе комбинированной направленности «Веселая математика»

Долгосрочный проект в 2 младшей группе по теме "Веселая математика"....

Долгосрочный проект "Веселая математика"

Долгосрочный проект "Веселая математика" в 2 младшей группе....

Проект «Веселая математика» Познавательно-игровой в старшей группе компенсирующей направленности (долгосрочный, групповой)

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С Выгот...