Конспект ФЭМП «Осень. Деревья»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Совершенствование навыка количественного счета в пределах десяти, навыка счета на слух, навыка соотнесения числа и цифры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 1009.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ФЭМП «Осень. Деревья»
подготовительная группа
Задачи:
Образовательные
- Совершенствование навыка количественного счета в пределах десяти, навыка счета на слух, навыка соотнесения числа и цифры.
- Закрепление знаний о составе числа (числа «семь», «восемь», «девять»).
- Формирование умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно.
- Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур.
- Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
- Совершенствование временных представлений (формирование умения называть месяцы осени).
Коррекционно-развивающие
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимании, восприятия, зрительно-моторной координации.
- Профилактика дискалькулии.
Воспитательные
- Воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: Плоскостные изображения луж с плавающими в них листьями, деревьев, веток с грибами, плоскостные изображения цифр по числу детей, карточки и игровые поля для игры в лото, карточки-домино.
Ход деятельности
- Организационный момент
Упражнение «Вот и осень...»
(Педагог сообщает детям о начале занятия, приглашает их за столы и читает стихотворение)
П е д а г о г.
Город шпилями цепляет облака.
Потемнела и нахмурилась река.
Волны бьются о гранитный парапет.
Ветер ночью натворил немало бед,
Кружит в лужах желтых листьев хоровод,
На аллеях завывает и ревет.
Дождь линейками косыми на окне
«Вот и осень наступила» пишет мне.
Педагог. О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети. В стихотворении говорится об осени.
Педагог. Почему вы так думаете? О каких приметах осени идет речь? Перечислите их.
Дети. Небо покрыто низкими облаками, река потемнела, на реке поднялись волны, дует сильный ветер, в лужах кружатся желтые листья, ветер завывает на аллеях парка, идет дождь.
Педагог. Сколько примет осени вы перечислили?
Дети. Мы перечислили семь примет осени.
Педагог. После какого времени года наступает осень?
Дети. Осень наступает после лета.
Педагог. Перед каким временем года наступает осень?
Дети. Осень наступает перед зимой.
Педагог. Перечислите времена года по порядку, начиная с зимы.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Педагог. Правильно, молодцы! В каждом из времен года по три месяца. Осень начинается в сентябре, середина осени - октябрь, конец осени - ноябрь. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Вы запомнили названия осенних месяцев? Перечислите их по порядку.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Педагог. Отлично. О каком месяце года говорится в стихотворении?
Дети. В стихотворении говорится о сентябре.
Педагог. Почему вы так думаете?
Дети. Стихотворение заканчивается словами: «Вот и осень наступила...», а осень наступает в сентябре.
Педагог. Верно. Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить названия месяцев осени.
В сентябре кружатся листья.
Кто их красит желтой кистью?
В октябре все птичьи стаи
Вдаль за море улетают.
А ноябрь - месяц скучный.
Он сгребает листья в кучу,
Сыплет сереньким дождем,
И гулять мы не идем.
- Упражнение «Желтых листьев хоровод»
(Педагог помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух луж, в которых плавают листья)
Педагог. В стихотворении ветер кружит в лужах желтых листьев хоровод. Сколько листьев в луже слева?
Рис. 1
Дети. В луже слева восемь листьев.
Педагог. А в луже справа?
Дети. В луже справа семь листьев.
Педагог. Где листьев больше, а где меньше?
Дети. В луже слева листьев больше, а в луже справа – меньше.
Педагог. На сколько листьев больше слева, чем – справа.
Дети. Слева больше на один лист, чем справа.
Педагог. Почему?
Дети. Восемь больше семи на один.
Педагог. На сколько листьев меньше справа, чем слева?
Дети. Справа меньше на один лист, чем слева.
Педагог. Почему?
Дети. Семь меньше восьми на один.
Педагог. Сейчас вы должны будете искать по моей просьбе в луже справа точно такие же листья, как в луже слева. Покажи в луже слева дубовый лист, Ваня.
(Ребенок выполняет задание)
Педагог. Теперь покажи такой же лист в луже справа.
(Ребенок выполняет задание. Таким же образом находят пары листьев остальные дети)
Педагог. Какого листа не хватает в луже справа?
Дети. В луже справа не хватает листа каштана.
Педагог. Верно. Вы очень внимательны. Я горжусь вами.
(Педагог убирает с магнитной доски плоскостные изображения луж с листьями)
- Упражнение «На аллее парка»
(Педагог помещает на магнитную доску плоскостные изображения деревьев в произвольном порядке (рис. 2))
Рис. 2
Педагог. На аллее в парке растут деревья. Они разные им высоте. Разместите их в ряд от самого высокого до самого низкого слева направо. Если вы будете сомневаться, воспользуйтесь приложением или наложением. Вот так.
(Педагог показывает, как можно прикладывать или накладывать плоскостные изображения деревьев. Дети выполняют задание)
Педагог. Очень хорошо. Вы справились со сложным заданием. Какое дерево самое высокое? Как оно называется?
Дети. Самый высокий - дуб.
Педагог. А какое дерево самое низкое?
Дети. Самая низкая - рябина.
Педагог. Какое дерево стоит между каштаном и кленом?
Дети. Между каштаном и кленом стоит береза.
Педагог. Сравните эти деревья по высоте.
Дети. Каштан выше березы и клена, а береза и клен ниже каштана. Береза выше клена, а клен ниже березы.
Педагог. Какое дерево стоит перед осиной?
Дети. Перед осиной стоит клен.
Педагог. Сравните их по высоте.
Дети. Клен выше осины, а осина ниже клена.
- Игра «Геометрическое лото»
(Педагог предлагает детям сесть в круг на ковре и раздает им игровые поля (например, такие, как на рис. 3). В центр круга он кладет стопкой предметные картинки с изображениями предметов разной геометрической формы (круглые: яблоко, мяч, солнце, арбуз, глобус, гиря, помидор, колесо, обруч, вишенка; овальные: огурец, сосиска, дыня, кабачок, слива, абрикос, лимон, окно, торт, вязаная салфетка; квадратные: одеяло, носовой платок, книга, стол, комод, окно, конура, дом, шкаф, подушка; прямоугольные: кирпич, альбом, коробка конфет, рамка с фото, календарь, дом, секция
забора, телевизор, холодильник)
Рис. 3
Педагог. Сейчас с помощью считалки мы определим, кто начнет игру, и будете играть как в обычное лото. Когда ход дойдет до игрока, он должен взять верхнюю карточку, сказать, что на ней изображено, какую форму имеет этот предмет, и положить на такую же по форме геометрическую фигуру, если она у него есть. Если такой фигуры нет, карточка помещается в самый низ стопки. Победит тот, кто первым закроет все фигуры на игровом поле.
(Педагог рассказывает считалку и определяет игрока, начинающего игру)
П е д а г о г.
Треугольник, круг, овал.
Я друзей играть позвал.
Вот жучок, а вот морковка.
Их сейчас разложим ловко.
Все картинки разложи.
«Победитель - я!» - скажи.
1-й р е б е н о к. Это яблоко. Оно круглое. Я кладу картинку на круг.
2-й р е б е н о к. Это огурец. Он овальный. Я кладу его на овал.
3-й р е б е н о к. Это одеяло. Оно квадратное. У меня нет квадрата. Я пропускаю ход и кладу карточку обратно.
(Игра продолжается до тех пор, пока не определится победитель)
- Подвижное упражнение «Туман»
(Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им выполнить упражнение)
Туман повис клоками в саду и во дворе. Поймать туман руками решил я на заре. Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. Но прыткий он, как кошка, Он взял — и убежал. Висит туман над речкой и дышит, как живой, Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове... Но поутру остались лишь капли на траве... | Дети сидят на корточках, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулаками по полу. Ритмично сжимают и разжимают кулаки. Медленно крепко сжимают кулаки. «Бегут» пальчиками по полу. Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону. Смыкают руки над головой. Показывают «рожки». Встают. Выполняют ритмичные прыжки на носках. |
- Игра «Белкины запасы»
(Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены плоскостные изображения веток с висящими на них грибами)
П е д а г о г. Белка собрала много грибов и развесила их на ветках. Выберите каждый по одной ветке и сосчитайте, сколько грибов висит на ней.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Прикрепите под веткой цифру, показывающую, сколько грибов на вашей ветке.
(Педагог ставит на стол большой контейнер, с плоскостными изображениями цифр по числу детей)
(Дети выполняют задание)
Педагог. А теперь расскажите, сколько грибов на вашей ветке.
(Дети выполняют задание)
1 -й р е б е н о к. На моей ветке восемь грибов.
(Таким же образом отвечают все дети)
- Игра «Лесное домино»
(Педагог вновь привлекает внимание детей к веткам, ставит на стол контейнер с цифрами в карточках-домино)
Педагог. Вы обратили внимание, что грибы на ветках разные?
Дети. Да. Это подосиновики и белые грибы.
Педагог. Расскажите, сколько подосиновиков и белых грибов на вашей ветке.
1-й р е б е н о к. На моей ветке один подосиновик и семь белых грибов.
Педагог. Найди соответствующую карточку в контейнере и поставь ее под цифру, которую ты уже прикрепил под ветку.
(Ребенок выполняет задание)
Педагог. Из каких чисел состоит число «восемь»?
Д е т и. Число «восемь» состоит из чисел «один» и «семь».
(Таким же образом отвечают все дети (рис. 4))
- Организация окончания занятия
Оценка работы детей
(Педагог организует беседу с детьми)
Педагог. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, чему научились?
Дети. Мы узнали названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь; научились находить одинаковые листья слева и справа; сравнивали деревья по высоте; играли в лото - узнавали, какую форму имеют разные предметы; вспомнили, из каких чисел могут состоять числа «семь», «восемь», «девять».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Осенние деревья
конспект НОД Рисование методом Диатипия...
Конспект занятия Осеннее дерево
Конспект занятия по аппликации "Осеннее дерево"...
Конспект НОД "Осеннее дерево"
Аппликация кусочками цветной бумаги на одноразовых тарелочках....
Конспект НОД «Осенние деревья» (с использованием технологии «Синквейн»)
Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ. Зада...
Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»
Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....
Конспект НОД «Осень. Деревья осенью»
Конспект НОД...
Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...