Открытое занятие в старшей группе "Путешествие в страну Математика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Коновалова Алина Валериановна

Открытое занятие по Формированию элементарных математических представлений "Путешествие в страну Математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_do_11_27.04._24.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1371 «Крылатское» г. Москвы

Конспект открытого занятия в старшей группе № 82 по теме:

«Игра – путешествие в страну Математика».

Подготовили и провели:

воспитатели группы № 82

Коновалова А. В.,

Конюшкина О.В.

Москва 2024 г.

Конспект занятия по математике в старшей группе "Математическое царство" г.

Цель: выявление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми в течении учебного года.

Задачи:

Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.


Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы: • Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.

Раздаточный материал: математический набор 13 штук; карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребёнка, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник на каждого ребёнка; белые листы бумаги, медали.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: - ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Воспитатель: - давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

дети вместе с воспитателем становятся в круг.

- Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Подложить письмо под дверь

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто-то нам прислал письмо. Давайте прочитаем от кого это письмо. Так от кого же это письмо?

А письмо нам прислала Царица математика.

Воспитатель зачитывает письмо

Воспитатель: вот, послушайте, что она пишет.

(конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался Незнайка. Он сотворил ужасные вещи: переставил местами все цифры и разрушил геометрические фигуры в моём царстве.

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: - «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «да, да, поможем!»

Воспитатель: попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно нам ответить на вопросы.

Воспитатель: помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными. Но самое главное, мы сможем вернутся только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну что, не передумали?

Воспитатель: для того, чтобы справиться с заданиями мы должны тихо себя вести и отвечать на вопрос поднимая руку! Давайте разомнемся, ответьте на мои вопросы:

  1. Задание «Математическая разминка»

Воспитатель:

Примерные ответы детей:

1 Какое сейчас время года?

Сейчас время года весна.

2 Назовите все зимние месяцы?

Декабрь, январь и февраль – 3 зимних месяца.

3 Сколько дней в неделе?

Всего 7 дней в неделе

4. Сколько в неделе выходных дней?

Всего в неделе два выходных дня: суббота и воскресенье.

#1057;колько солнышек на небе?

На небе одно солнышко

#1057;колько глаз у светофора?

У светофора 3 глаза: красный, жёлтый, зелёный.

#1057;колько пальцев на одной руке?

На одной руке пять пальцев.

#1057;колько пальцев на двух руках?

На двух руках 10 пальцев.

9. Сколько солнышек на небе ночью?

Ночью солнышко не светит.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно и теперь мы с вами можем отправляться в математическую страну. Давайте скажем волшебные слова, но сначала закройте глаза:

дети поворачиваются и повторяют слова вместе с воспитателем

«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем,

Вокруг себя мы повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем – скажем «АХ» — и окажемся в гостях»

Воспитатель: вот мы и оказались в математическом царстве.

Слайд: разрушенная математическая страна

Воспитатель: присаживаемся на места мальчик с девочкой.

Незнайка делает вид, что плачет за дверью

Воспитатель: ребята, кто же там плачет за дверью?

Дети: Незнайка.

Незнайка: здравствуйте, ребята! Мне нужна очень ваша помощь.

Воспитатель: Незнайка, что случилось?

Незнайка: я очень сильно виноват перед царицей Математикой, я забрался в математическое царство из-за своего любопытства и навёл там беспорядок: перепутал все цифры и разрушил какие -то разные фигуры. Хотел исправить свою ошибку, но не получилось.

Воспитатель: ребята, мы должны спасти математическое царство и навести там порядок. Поможем Незнайке?

Дети: конечно, поможем Незнайке.

  1. Задание: Помоги каждому числу встать на своё место

Незнайка: я перепутал все цифры и не могу расставить на свои места. Помогите мне каждую цифру поставить на своё место.

Воспитатель: Незнайка не переживай, мы с ребятами обязательно поможем.

Слайд: с карточкой ориентировкой

Воспитатель:

Дети:

#1056;ебята, перед вами лежит карточка. Положите их перед собой, будете работать в парах. На карточке обозначена красная линия. Что эта линия обозначает?

#1053;а карточке красная линия обозначает левую сторону.

#1055;равильно. Положите перед собой счётный материал и возьмите цифры. Выложите на карточке слева на право, на первую линию цифры от 1 до 10 в порядке возрастания (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)

2.(дети самостоятельно выкладывают цифры, воспитатель проверяет).

#1040; сейчас проверим, все ли ребята выложили правильно цифры (вызываю одного ребёнка к доске).

3. (выходит один ребёнок и выкладывает все цифры в порядке возрастания:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Посчитаем числа по порядку, так, как вы их расставил.

(дети все вместе считают цифры в порядке возрастания:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)

Воспитатель: а теперь попробуйте посчитать по-другому — обратный счёт от10 до 1. (вызываю одного ребёнка к доске)

(дети все вместе считают цифры в порядке убывания:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1).

Незнайка: ребята, я слышал, что у цифр тоже бывают соседи. Я не понимаю, что это значит, соседи?

Воспитатель: у каждой цифры рядом есть соседи справа и слева, это и есть соседи этой цифры.

Незнайка: вот назовите мне тогда соседей числа 7

А соседи числа 9

Соседи числа 7, это 6 и 8.

Соседи числа 9, это 8 и 10.

Воспитатель: ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Между числами 3 и 5 мы поставили 4

Воспитатель: какое число вы поставили между числами 2 и 3?

Между числами 2 и 3 мы ничего не поставили, потому что после числа 2 идёт 3.

Воспитатель: какое число вы поставили между числами 1 и 3.

Между числами 1 и 3 мы поставили 2

Воспитатель: какое число вы поставили между числами 4 и 6.

Между числами 4 и 6 мы поставили 5

Воспитатель: молодцы, вы отлично справились с заданием.

#1047;адание: Игра «Молчанка»

Незнайка: ребята, что за жёлтые карточки лежать у каждого на столе?

Дети: на столах у нас лежат карточки с цифрами.

Незнайка: а зачем они вам нужны? (Незнайка обращается к детям).

Воспитатель: эти карточки нам нужны для того, чтобы поиграть в игру молчанку.

(раздать карточки Незнайке)

Незнайка: в игру – молчанкуууу. Ой, как интересно. А можно я тоже с вами буду играть?

Воспитатель: конечно, Незнайка.

#1056;ебята возьмите желтые карточки и выложите их перед собой по порядку.

2. Я буду задавать вам вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой.

3. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, нужно показывать карточку молча.

Воспитатель:

Дети:

Сколько пальцев на правой руке?

Показывают карточку с цифрой 5 слайд с цифрой 5

Сколько глаз у светофора?

Показывают карточку с цифрой 3 слайд с цифрой 3

Сколько носов у двух собак?

Показывают карточку с цифрой 2 слайд с цифрой 2

Сколько ушей у двух мышей?

Показывают карточку с цифрой 4 слайд с цифрой 4

Сколько хвостов у трёх котов?

Показывают карточку с цифрой 3 слайд с цифрой 3

Незнайка: а я правильно ответил?

Воспитатель: нет Незнайка, не верно!

Незнайка: молодцы ребята! Спасибо, что вы мне помогли расставить цифры, на свои места.

А давайте мы с вами поиграем в интересную игру. Встаньте возле своих столов, немножко поиграем и отдохнём.

(дети повторяют движения за Незнайкой)

Слайд: Физкультминутка

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Незнайка показывает движения детям всё зеркально

Воспитатель:

Дети:

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди.

(Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем.

(Ходьба на месте.)

Воспитатель: мы с вами немного отдохнули, присаживаемся на свои места.

4 Задание: Игра «Загадки — отгадки про фигуры».

Незнайка: (делает вид как будто очень расстроился)

Воспитатель: Незнайка, что ты такой грустный?

Незнайка: я вспомнил, что еще я перепутал все фигуры. Они все такие разные. Я хотел поставить все фигуры на свои места, но я забыл, как они выглядят.

Воспитатель: не плачь, Незнайка! Мы тебе обязательно поможем. Ребята, поможем Незнайке вспомнить как выглядят геометрические фигуры и расставить их на свои места?

Дети: да, поможем.

Незнайка: вспомнил! Я знаю несколько загадок про фигуры, загадки знаю, а как выглядят фигуры нет. Ребята, помогите мне разобраться?

Дети: да, поможем!

(дети помогают Незнайке отгадать загадки. На доске прикреплены фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Дети показывают Незнайке как выглядят фигуры)

Незнайка

Дети:

#1058;ри вершины, три угла,

три сторонки –Кто же я?

2. А как выгляди треугольник?

#1055;очему треугольник так называют?

#1069;та фигура называется треугольник.

2. -(один ребёнок выходит к доске, показывает треугольник и крепит на доску, дети находят фигуру треугольник и кладут перед собой)

#1055;отому что у треугольника три угла.

2. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

2. А как выглядит круг я тоже не знаю. Ребята, покажите мне круг.

3. Почему эту фигуру называют круг?

1. Эта фигура называется круг

(один ребёнок выходит к доске, показывает Незнайке круг и крепит на доску, дети находят фигуру круг и кладут перед собой, после треугольника)

#1055;отому что эта фигура круглая и не имеет углов.

#1071; фигура – хоть куда,

очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

2. А как же выглядит квадрат?

#1055;очему эту фигуру называют квадрат?

#1069;та фигура называется квадрат

2.(один ребёнок выходит к доске показывает Незнайке квадрат и крепит на доску. Дети находят фигуру квадрат и кладут перед собой, после круга)

#1055;отому что квадрат имеет 4 угла и все стороны равны.

#1069;ти фигуры по городу мчат,

В садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

2. Ой, а как выглядит прямоугольник я тоже не знаю.

3. Ребята, чем отличаются квадрат от прямоугольника, у прямоугольника тоже есть 4 угла, как и у квадрата?

#1069;та фигура прямоугольник.

-(один ребёнок выходит к доске показывает Незнайке прямоугольник и крепит на доску. Дети находят фигуру прямоугольник и кладут перед собой, после квадрата)

#1055;отому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны

Незнайка: ребята, спасибо большое! Теперь я знаю, как называются эти фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Воспитатель: и тебе Незнайка спасибо большое, что ты нам загадал про геометрические фигуры такие интересные загадки.

Воспитатель: ребята, как одним словом, можно назвать эти предметы?

Дети: геометрические фигуры.

Воспитатель: сколько всего фигур на ваших столах?

Дети: 4 на моем столе четыре геометрические фигуры

Воспитатель: а сейчас мы с вами немного поиграем. Вспомним, где правая сторона, а где левая.

Воспитатель:

Дети:

#1055;оложите левую руку на плечо.

1.(дети кладут левую руку на плечо)

2. Правой рукой дёрните своё ушко.

2. (дети правой рукой дёргают своё ухо)

3. Что у нас сверху?

3 (дети смотрят вверх)

#1063;то у нас снизу?

4.(дети смотрят вниз)

Слайд: белый листок бумаги

5 задание: упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

Воспитатель: сейчас возьмите свои листки бумаги и приготовьтесь, для работы с геометрическими фигурами.

Воспитатель:

Дети:

#1055;оставь квадрат в правый верхний угол.

(после того, как дети положили квадрат в правый верхний угол, один ребёнок выходит к доске ).

#1055;оставьте треугольник в левый нижний угол.

(после того, как дети положили треугольник в левый нижний угол, один ребёнок выходит к доске ).

#1055;оставьте круг в левый верхний угол.

(после того, как дети положили круг в левый верхний угол, один ребёнок выходит к доске ).

#1055;оставьте прямоугольник в правый нижний угол

(после того, как дети положили круг в правый нижний угол, один ребёнок выходит к доске ).

Воспитатель: молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Незнайка, ребята справились со всеми заданиями очень хорошо и нам пора возвращаться обратно в сад.

Незнайка: ребята, спасибо вам большое, что вы меня не оставили в беде и помогли всё расставить на свои места в математическом царстве. Обещаю я все выучу и больше не буду так безобразничать.

Воспитатель: мы с ребятами очень рады, что тебе помогли навести порядок в математическом царстве. Мы справились со всеми заданиями и теперь нам пора возвращаться обратно в сад. Давайте все станем на ковёр и образуем круг и скажем волшебные слова:

дети на ковре образовывают круг, закрывают глаза и говорят волшебные слова:

«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем – скажем «АХ» — и окажемся в родных местах.

(как дети закрывают глаза, Незнайка уходит)

Слайд: порядок в математической стране

Воспитатель: ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?

Дети: совсем нетрудно, а даже интересно!

Рефлексия:

Воспитатель: вам понравилось выполнять задания?

Дети: да.

Воспитатель: какие задания больше понравились?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Дети: ответы детей

Воспитатель: ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и помогли Незнайке навести порядок.

Воспитатель: спасибо вам, ребята. Вы так много знаете, вы внимательные, сообразительные, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Я уверена, что вы всегда будете стараться!

Награждение детей медальками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Видеозапись открытого занятия по программе «Путешествие в страну математики» в подготовительной к школе группе

Открытое занятие по программе  «Путешествие в страну математики», входящей в состав УМК «Тропинки». Занятие проходит в подготовительной к школе группе № 4 МАДОУ д/с № 42 г...

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Математики».

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Математики». Ст.группаЦель: познакомить детей с составом чисел 7 и 8 из единиц....

Конспект открытого занятия для родителей «Путешествие в страну Математики» в подготовительной группе

Методы активизации познавательнойДеятельности детей:Игровые задания; решение логических задач;Решение проблемных ситуаций;Графический диктантМетоды активизации родителей:...

Открытое занятие по ФЭМП "Путешествие в страну математики"

Закрепление знаний о геометрических фигурах, дней недели,порядковый счет в пределах 7....

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики в город геометрических фигур»

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики в город геометрических фигур»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП:" Путешествие в страну математики"

Закрепить математические представления у детей,умения и навыки.Формировать умение решать задачи путем сложения и вычитания чисел и записывать решение цифрами.Развивать слуховое и зрительное внимание.В...