Занимательная математика
рабочая программа по математике (средняя группа)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познание»
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(средняя группа 4-5 лет)
Воспитатель: Соболева О.М.
Срок освоения: 1 год
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы рабочей программы:
- «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
- «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Мониторинг к тематической программе кружка «занимательная математика»
Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» | |
| ||||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:
4 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – низкий уровень
1 балл – низший уровень
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
- «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/
Тематическое планирование
№ | Темы | Содержание | Цели | Месяц |
1 | «Волшебная страна - математика» | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | Сентябрь |
«Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | |||
«Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | |||
2 | «Волшебные фигуры» | «На что похоже?» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | |
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | Октябрь | ||
«Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | |||
3 | «Деление целого на части» | « Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | |
«Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | |||
4 | «Порядковый счёт» | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Ноябрь |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | |||
«Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | |||
«По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | |||
5 | «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | Декабрь |
«Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы. | |||
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. | |||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | |||
6 | «Ориентирование в пространстве» | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | Январь |
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | |||
7 | «Ориентирование во времени» | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | |
«Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | |||
«12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | Февраль | ||
«Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их. | |||
8 | «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают. | |
«Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес» | |||
«Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении. | Март | ||
«Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | |||
9 | «Королевство цифр» | «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |
«Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |||
«Пишем цифры: 7,8,9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | Апрель | ||
«Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | |||
10 | «Логические задачки» | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | |
«Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | |||
«Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | Май | ||
«Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | |||
11 | «Волшебные монетки» | «Деньги. Их значение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | |
12 | «Волшебная страна -математика» | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...