Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Математика в движении»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: Развитие математических представлений через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знаний детей о количественном и порядковом счете.
-Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Закреплять знания о частях суток.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательные способности.
- Развивать внимание и память.
- Расширять активный словарь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_sr.gr_._konspekty_zanyatiy.docx | 147.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
«Математика в движении»
Цель: Развитие математических представлений через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знаний детей о количественном и порядковом счете.
-Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Закреплять знания о частях суток.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательные способности.
- Развивать внимание и память.
- Расширять активный словарь детей.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Материалы и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5; мяч; картинка с геометрическими фигурами; геометрические фигуры в конверте: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; домики с окошками, где изображены геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
Иллюстрации из сказок: Три медведя, Три поросенка (сказки, в названии которых есть число три)
Иллюстрация ,Рисунок «Паутина»
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физкультминутка, подвижная игра.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие
Давайте построимся по одному друг за другом.
Дети выстраиваются.
Воспитатель: Кто стоит первым из ребят, а вторым, третьим и четвёртым, а пятым кто встал?
Дети называют имена. (Андрей встал первым, Ева - второй и т.д.)
Воспитатель: А Серёжа, каким стал по счёту а Лена?
Ответы детей.
Воспитатель: Между кем стоит Тимур? Кто стоит впереди Насти? После кого стоит Тимофей?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами две дорожки, чем они отличаются друг от друга?
Дети: одна короткая и широкая, а другая узкая и длинная.
Воспитатель: По какой же тропинке пойдём мы на ковер?
Дети: По длинной и узкой.
Дети проходят часть пути.
Дети делают первую остановку.
Воспитатель: Ребята, назовите четыре предмета, которые вы видите перед собой.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь назовите три предмета, которые вы видите справа от себя, слева от себя.
Ответы детей.
Дети с воспитателем приходят на ковёр.
На ковре проводится игра «Вспомни».
Игра с мячом. Дети встают в круг, воспитатель кидает мяч, задав вопрос. Ребенок отвечает на вопрос, мяч кидает воспитателю и т. д.
Воспитатель: Лиза, вспомни какое сейчас время года (весна)
Воспитатель: Вспомни, Марина, и назови все времена года.
Вспомни …. после весны будет? (лето)
Вспомни….. после осени будет? (зима).
Вспомни.... какая сейчас часть суток? (день)
Вспомни …. какая часть суток будет потом? (вечер)
Вспомни …. какой сейчас день недели?
Вспомни… и назови все дни недели.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, назовите сказки, в названии которых есть число три.
Дети: «Три медведя», «Три поросенка».
Дидактическая игра: «Путаница».
Воспитатель: Дети, если я буду говорить предложения правильно,
то вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топайте.
-Утром мы ложимся спать.
Ночью мы идем гулять.
Вечером родители нас забирают из детского сада.
Днем мы завтракаем.
А ночью мы обедаем.
Утром мы идем в детский сад.
Воспитатель: А теперь, дети, пройдите все к столу, на столе лежат карточки с цифрами.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Беритесь, ребята,
Скорей за работу
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться с счету !
Воспитатель: Девочки, возьмите по одной карточке и встаньте в ряд по порядку от 1 до 5.(числовой ряд).
Девочки выполняют задание.
Воспитатель: А сейчас задание для мальчиков. Я буду загадывать загадки, а мальчик, отгадав загадку, встает к девочке, у которой цифра отгадка, и возьмет ее за руку.
Никак не может наклониться
Прямая цифра (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры (два)
Две половинки круга
Около друг друга (три)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это (четыре)
Есть, друзья, такая птица:
Если сяду на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятёрка)
Дети выполняют предложенное задание. Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились.
Воспитатель: Смотрите!
Воспитатель показывает рисунок.
Воспитатель: Паук запутал в паутину геометрические фигуры. Надо им помочь, попробуем распутать паутину. - Смотрите внимательно.
- Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята все фигуры нашли. А сейчас новое задание. У меня на столе спрятаны геометрические фигуры в конверте. А какая фигура лежит в конверте, вы должны сказать, отгадав загадку.
Загадки про геометрические фигуры.
- Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
на кольцо и на колесо
Кто ж я такой, друзья?
(круг).
- Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
У меня всего по три,
Кто ж я такой смотри.
(треугольник)
- Не овал я и не круг.
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат.
А зовут меня...
(квадрат)
- Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
( прямоугольник)
Игра «На что похоже»
Воспитатель достает отгаданные фигуры из конверта и предлагает детям найти предмет такой формы (например, косынка, балалайка, дорожный знак и т.д.).
Эту работу проделывают с другими фигурами.
Найти в группе предметы, похожие на квадрат (треугольник, прямоугольник, круг, овал)
Воспитатель: Вы все молодцы. Наше занятие подходит к концу.
А что вам больше всего понравилось делать, чем заниматься?
Ответы детей.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Группировка предметов по форме, ширина предметов»
Цель: учить группировать предметы по форме и ширине.
Задачи:
1. Продолжать учить группировать предметы по форме, выделяя 3 группы: круглые, квадратные, треугольные; определять отношения трех предметов по ширине..
2. продолжать учить определять отношения двух групп предметов по количеству и устанавливать между ними равенство и неравенство (в пределах четырех)
3. закреплять представление о пространственных отношениях от других объектов в движении в указанном направлении.
Демонстрационный материал: плоскостные предметы – круглые, квадратные и треугольные.
Раздаточный материал: 3 полоски одинаковой длины, но разной ширины. Геометрические фигуры (квадраты, овалы). карточка с двумя свободными полосками.
Интеграция областей: художественно-эстетическая, познавательная.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, сравнения, похвала, контроль.
Ход занятия: (собираю детей в круг)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будут математические соревнования. Хотите поучаствовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас, я поделю вас на команды (три команды : 1.круг, 2 квадрат, 3 треугольник)
Каждая команда подходит к своему столу с данной фигурой. На каждом столе стоят разные предметы.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат разные предметы, когда я включу музыку, каждая команда должна будет выбрать только те предметы, 1команда – круглые предметы, 2команда - квадратные предметы, 3 команда - треугольные предметы
(под музыку) Включается музыка, дети отбирают предметы.
Воспитатель: - Первая команда, почему вы взяли именно эти предметы?
Дети: Потому что они круглые.
Воспитатель: Есть ли у этих предметов стороны?
Дети: Нет.
Воспитатель: А углы есть у этих предметов?
Дети: Нет.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отобрали предметы.
Воспитатель: - Вторая команда, почему вы взяли именно эти предметы?
Дети: Потому что они квадратные.
Воспитатель: Есть ли у этих предметов стороны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сколько сторон у квадрата?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А сколько у него углов?
Дети: Тоже четыре.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Воспитатель: - Третья команда, почему вы взяли именно эти предметы?
Дети: Потому что они треугольные.
Воспитатель: Есть ли у этих предметов стороны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сколько сторон у треугольника?
Дети: Три.
Воспитатель: А сколько у него углов?
Дети: Тоже три.
Воспитатель: Умницы. Каждая команда сделала правильно это задание. Все команды получают по 1 фишке.
Посмотрите ребята, у меня есть волшебный конверты , сейчас я вам раздам их, а вы посмотрите, что там. (раздаю каждой команде конверт с 3-мя полосками одной длины ,но разной ширины).
Воспитатель: Что в конверте?
Дети: Полоски.
Воспитатель: Сколько полосок в конверте?
Дети: Три.
Воспитатель: Они одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: В чем их различие?
Дети: Они разной ширины.
Воспитатель: Как определить, что полоски разные?
Дети: Наложить их друг на друга.
Воспитатель: Каждая команда, послушайте следующее задание: положите полоски в ряд, начиная с самой узкой.
Воспитатель: Как вы положили полоски (начиная с какой?)?
Дети: Узкая, широкая, самая широкая.
Воспитатель: Молодцы ребята, и снова все команды справились с заданием. Наше соревнование подходит к концу. Все команды заняли по 2 фишки, а значит, победила дружба. Но за ваши старания, вы получаете в подарок вот по такой наклейке. (Выдаю наклейки каждому ребенку)
А теперь ребята , попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, я принесла с собой бубен. Давайте поиграем в игру. Ребята, пододвиньте себе карточку с полосками и геометрические фигуры . (На столах геометрические фигуры и карточка с двумя свободными полосками.) Положите на верхнюю полоску столько овалов, сколько звуков бубна. Всем понятно задание? Тогда будьте внимательны.
Ударяю в бубен 3 раза.
Воспитатель: Ребята, сколько овалов вы положили на верхнюю полоску?
Дети: четыре
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны. А теперь, положите на нижнюю полочку, столько квадратов, сколько услышите ударов в бубен.
Ударяю в бубен 5 раз.
Воспитатель: Сколько квадратов вы положили на нижнюю полоску?
Дети: пять.
Воспитатель: Молодцы ребята. Одинаковое количество овалов и квадратов на полосках?
Дети: нет.
Воспитатель: Что больше- 5 квадрата или 4 овала?
Дети: 5 квадрата.
Воспитатель: Молодцы, а на сколько овалов меньше чем квадратов?
Дети: На один. (спрашиваю по именно)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? (одинаково)
Дети: Убрать 1 квадрат или добавить 1 овал.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы замечательно поработали, а теперь я предлагаю вам немного поиграть. Выполняйте задания:
Подойдите к листочкам на ковре и встаньте так, чтобы листочек был впереди вас.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь встаньте так, чтобы листочек был сзади вас.
Воспитатель: Встаньте так, чтобы листочек был справа от вас.
Воспитатель: А теперь, чтобы было слева от вас.
Молодцы ребята, вы хорошо сегодня поработали. Что вам больше понравилось? Что показалось
№3
Конспект НОД (ФЭМП) средняя группа
«Путешествие в сказочный лес» (счёт в пределах 5)
Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей считать движения в пределах 5.
- продолжить знакомство со счетом в пределах 5.
Развивающие:
- развивать умение считать движения в пределах пяти;
- развивать у детей навык ориентировки в пространстве, учить обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;
- развивать умение сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение выполнять действия в группе по достижению общего результата.
Демонстрационный материал: медвежата, конфеты, лисёнок, ленты одинаковой длины, но разной ширины, заяц, дерево, кукла Машенька.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, картинка зайца.
Индивидуальная работа с Дашей. Т и Колей. З - - учить детей считать движения в пределах 5.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо из деревни от бабушки и дедушки. Прочитаем (Ответы детей)
Их внучка Машенька ушла в лес и заблудилась. Они просят найти Машеньку.
- Вы хотите помочь бабушке и дедушке? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, путь наш не близок, много ждет нас трудностей, но вы смелые, решительные ребята и справитесь!
2. Основная часть.
Но прежде чем отправится в путь, сделаем разминку? (Ответы детей)
Игровая ситуация «Делаем зарядку».
Я вам буду показывать карточки на которых изображены круги, ваша задача посчитать количество кругов и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке.
- Прыгнуть на двух ногах,
-Топнуть одной ногой,
-Сделать приседание, (Дети выполняют движения)
-Наклоны вперёд,
-Шаг вперёд.
Воспитатель: Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений? (после выполнения каждого задания). (Ответы детей)
Воспитатель: В путь!
- Мы с вами оказались на лесной полянке, и здесь нас ожидает новое задание. Послушайте, про кого это?
Кто зимой в берлоге спит,
Летом ходит да рычит?
Очень любит мед, конфеты,
Угадайте, кто же это?
- Правда, а на полянке нас встречают медвежата. Они могут указать нам дорогу к Машеньке, если мы ответим сколько их.
- А как мы можем узнать сколько медвежат? (Ответы детей)
- Кто хочет посчитать медвежат?
- Иди, Даша, посчитай.
- Как вы думаете, правильно посчитала Даша?
- Иди, посчитай, Денис.
- А что любят медведи (Ответы детей)
- Давайте угостим их конфетками.
- Иди, Дарина, угости.
- Сколько конфет Дарина дала каждому медвежонку (ответы детей)
- Хватило ли медвежатам конфет (Ответы детей)
- Что мы можем сказать о количестве медвежат и конфет? (Ответы детей)
-Мишка, а ты не знаешь где Маша?
Медведь: Я не знаю, а вы спросите у зайца.
Воспитатель: Пойдёмте искать зайца.
Ребята смотрите лисёнок сидит и плачет, давайте подойдём и спросим почему он плачет?
Лисёнок: Ленты по ширине у меня были разложены в убывающей последовательности, я так заигрался, что не могу их разложить, как было изначально.
Воспитатель: Ребята поможем лисёнку? (Ответы детей)
Игровое упражнение: «Разложи ленты».
Воспитатель: Надо разложить ленты лесенкой начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (способ- наложения, каждый раз выбираем самые широкие из оставшихся).
Это какая лента? (Ответы детей)
Почему ты так расположил? (Ответы детей)
Какая лента самая узкая? (Ответы детей)
Какая лента самая широкая? (Ответы детей)
Какая лента уже? (Ответы детей)
Какая лента самая узкая? (Ответы детей)
-Молодцы, мы помогли лисёнку.
- Ребята, а вы не хотели бы сделать разминку? (Ответы детей)
Физминутка «Зайка»
Зайка серенький сидит (сидят) (дети выполняют движения в соответствие с текстом)
И ушами шевелит
Вот так, вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так, вот так (прыгают)
Воспитатель: Посмотрите, а вот и заяц.
-Зайка, а ты знаешь, куда Маша пошла?
Заяц: Знаю! Скажу после того как вы выполните моё задание. (Дети садятся за стол)
Игра «Поручение»
Воспитатель: Давайте присядем и посмотрим что нам заяц приготовил.
Какие фигуры вы видите перед собой? (Ответы детей)
Надо разложить геометрические фигуры следующим образом:
Найдите и положите перед собой зайца, справа от зайца положите – квадрат, слева –треугольник, вверху- круг, внизу- прямоугольник.
- Справа от зайца что расположил?
- Слева от зайца что расположил…. ?
- Куда положил треугольник?
- Куда положил прямоугольник?
Заяц: Молодцы! Вы выполнили задание. Маша пошла к Большому дубу, но дойти до него можно в определённой последовательности.
Впереди пойдёт- Артем, Диана- идёт сзади Артема, справа от него Лена, слева от Лены- Артём, сзади Дианы- Коля
, справа от Коли- Дима, слева от Димы- Денис, а сзади Дениса- Андрей, справа от Андрея- Даша. и т. д.
Воспитатель: -Артем справа от тебя кто стоит? (Ответы детей)
- Дима слева от тебя кто стоит? (Ответы детей)
- Денис сзади тебя кто стоит? И т. д. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! С такими замечательными друзьями мы быстро найдем Машеньку. И мне, кажется, что наш путь подходит к концу, а вот и дерево.
- А вот и наша Машенька, здорова и невредима.
3. Заключительная часть.
Ребята давайте присядем на травку, расскажем Машеньке какие испытания встречались у нас на пути?
- С чем вы справились легко?
- А что было самое трудное?
- А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
А нам пора возвращаться в детский сад.
1-2-3 покружились и в саду мы очутились. Вот мы и в группе.
На этом наше путешествие закончилось.
Маша: И мне пора возвращаться домой. Спасибо, что помогли.
До свидания.
Занятие №4
Тема: Сказочный лес.
Цель:
Упражнять в соизмерении предметов по величине (длине и цвету)
Формировать представление детей о весе предметов и сравнении их путём взвешивания на ладонях, обозначать результаты сравнения словами: тяжёлый, лёгкий. . Сравнивая массы избегать возможности сделать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым).
Задачи: сравнивать предметы по весу на основе барического чувства; сопоставлять количество предметов со счетом и называть его порядковый номер; решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности, сравнивать полоски с помощью условной меры.
Словарная работа: Тяжелый, легкий
Материалы: геометрические фигуры, элементы строительного набора, картинка из геометрических фигур; полоски, разные по длине и цвету, два мешочка одинаковых по внешнему виду, но разных по тяжести, два мешочка разных по внешнему виду (в одном несколько шариков металлических, другой забит бумагой или ватой)
Методы и приемы: наглядный, практический.
Вводная часть
Круг радости
Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга ласковыми словами.
Дети приветствуют друг друга
Основная часть
-Ребята, сегодня я в почтовом ящике нашла красивый конверт. Вот он. Мне очень любопытно, что же в нем? А вы хотите узнать
-Да.
(Тогда давайте скорее откроем и посмотрим (воспитатель достает из конверта письмо с приглашением от гномов).
-Ребята, это приглашение прислали нам гномы. Они приглашают нас в свой сказочный лес. Но, чтобы добраться до домика гномов нам с вами надо выполнить четыре задания. Вы хотите отправиться в гости к гномам? Давайте возьмемся за руки и отправимся в сказочное путешествие.
-Вот мы и добрались до леса. Слушайте первое задание, которое приготовили для нас гномы (дидактическая игра «Проверим внимание»).
Посмотрите, они в корзинку положили дары леса. Давайте рассмотрим, сосчитаем и запомним их. Кто лучше всех запомнит и назовет эти предметы, тот получит волшебный кристалл (воспитатель раскладывает перед детьми 5 предметов и просит их внимательно рассмотреть предметы и запомнить в каком порядке они лежат. Затем предметы накрывает салфеткой).
-Молодцы, с этим заданием справились. Теперь нам надо дальше идти по лесной дорожке и найти самую короткую тропинку, где находится второе задание. (воспитатель вместе с детьми отправляются за вторым заданием).
-Перед нами три тропинки (из шнуров): Артем посмотри и сравни эти тропинки. Правильно, одна длинная, другая покороче, а третья самая короткая. В конце какой из них находится следующее задание?
-Правильно, вот мы и добрались до второго задания. Присаживайтесь. Посмотрите, перед вами лежат полоски, разные по длине и цвету. Возьмите по одной полоске синего цвета и еще любую из полосок. Сравните синюю полоску и ту, которую вы взяли. Что вы можете сказать о длине этих полосок?
-Ева, они одинаковые или разные? Как ты поняла? Правильно. Мы наложили одну полоску на другую, совместили с одной стороны края обеих полосок и увидели, что полоски разные по длине. А теперь сравните синюю полоску с новой полоской другого цвета.
-Никита, расскажи, как ты сравнивал эти полоски.
-Молодец. (Воспитатель обращает внимание на правила соизмерения и результат: самая длинная, самая короткая полоска, полоски одинаковые, разные по длине).
-Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем и поиграем. Проводится упражнение для рук:
Вот помощники мои,
Скачут пальцы, как лошадки.
Их как хочешь поверни.
Чок- чок- чок, чок- чок- чок!
По дороге белой, гладкой
Скачет резвый табунок.
Руки на столах ладонями вниз.
Эй, кузнец, молодец,
-Отчего ж не подковать?
Захромал мой жеребец.
Вот гвоздь, вот подкова-
Ты подкуй его опять Раз, два и готово.
Дети шагают, припадая то на одну, то на другую ногу, разводя руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово:
Отдохнули? Теперь отправляемся в путь. Нам нужно выйти на опушку леса, где гномы строят свои домики. Гномы очень рано просыпаются и трудятся до позднего вечера.
Они носят разные предметы в мешочках.
(в руках у воспитателя 2 мешочка совершенно одинаковые, но разные по тяжести)
Рассмотрите мешочки, скажите, что можно сказать о них.
Правильно, они одинокого цвета и размера. Возьми Марк мешочки в руки, что сейчас можно сказать о мешочках? Чем они отличаются? Правильно, один тяжелый, а другой легкий. Как мы узнали, что один тяжелый, другой легкий?
Мешочки одинаковые по цвету и размеру, но отличаются по тяжести.
Чтобы работы у гномов было поровну,- продолжает воспитатель, они все время меняются мешочками: то один гном несет тяжелый мешочек, то другой, то третий.
Воспитатель выставляет другие два мешочка (отличающие по наполняемости)
Обращает внимание, что эти мешочки различаются по наполняемости. Предлагает определить по внешним признакам, какой из мешочков легче, тяжелее. Затем дети «взвешивают» мешочки на руке и проверяют правильность ответа, обсуждают, почему они ошиблись
Когда мы говорим тяжелее, легче мы говорим о весе предмета. Все предметы имеют разный вес, большой предмет не всегда оказывается более тяжелым
Сделать вывод: Все предметы имеют свой вес.
-После тяжелой работы гномы пьют чай - продолжает воспитатель. – Решили они попить чаю. Самый маленький гном взял чайник, захотел поставить его на стол. Но чайник был такой тяжелый и горячий. Послушайте, что он говорит о себе:
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем на показ выставляю живот.
Я чай кипячу, я с вами чай пить хочу!
-Не удержал гномик чайник, упал чайник и разбился на части. Давайте поможем гномику собрать из частей целый чайник,- просит воспитатель и раздает разрезанные на 4-5 частей картинки с изображением чайника. Дети складывают из частей чайник.
-Молодцы, опять справились с заданием. Вы снова получаете магический кристалл. –
- Давайте сосчитаем наши кристаллы. Сколько их? (Пять).
Вот сколько кристаллов вам подарили гномы за ваше старание. Молодцы!
Заключительная часть
Давайте вспомним, почему нам гномы подарили пять кристаллов? Скажем гномам спасибо, за сказочное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
Тема: Что такое вес?
Цель: выявить свойство предметов – вес.
Задачи:
- Вес, зависит от объёма размера предмета и от того, из чего он сделан?
- Когда появились весы?
- Какие бывают весы?
- Все ли предметы можно взвесить?
Демонстрационный материал: 2 одинаковых мешочка (в одной гиря, в другой вата) весы, 2 больших киндера разного цвета, пирамидки (деревянная и пластмассовая), 2 ложки (дер и железная), пачка бумаги «Снегурочка»
Раздаточный: по 2 шарика (пластмассовый и резиновый), по 1 железному маленькому шарику,1 лист бумаги. Бланк с заданием, карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает 2одинаковых мешочка: «Что можно сказать об этих мешочках?»
На первый взгляд они одинаковые по цвету и по размеру. А если их взять в руки? Как ты думаешь, Катя легкие они или тяжелые? Правильно, один мешочек легкий, другой тяжелый.
Когда мы говорим тяжелее, легче, мы имеем в виду такое свойство предметов как вес. Перед вами лежат кубики (пластмассовый и деревянный). Возьмите их в руки. Какой из них тяжелее? Деревянный оказался тяжелее пластмассового.
Сравните 2 одинаковых по размеру шарика.
Сравните их по весу. Резиновый оказался тяжелее пластмассового.
Вы сравнили два одинаковые по размеру предмета.
Какой можно сделать вывод? От чего зависит вес?
Правильно, от материала, из которого изготовлен предмет.
А теперь сравните большой шарик с маленьким шариком.
Какой легче – большой или маленький? Почему?
Потому что большой из пластмассовый – он лёгкий, а маленький из железа – он тяжелый.
Значит большой - это не значит тяжелый. Маленький может быть тяжелее большого.
Мы убедились, что вес зависит не от размера, а от материала из которого изготовлен предмет.
Посмотрите: перед вами 2 одинаковых киндер сюрприза, они оба из пластика. Чем они отличаются? Они разного цвета.
Как вы думаете, какой из них тяжелее?
Иногда на руках очень сложно определить, какой легче и тяжелее.
Потому что разница в весе небольшая.
Что же нам поможет узнать вес? Правильно - это весы. Мы можем взвесить. Красный оказался тяжелее, а почему? В него я положила 2 детали конструктора, а другой-1.Два больше чем один. Поэтому красный тяжелее. Возьмите чистый лист. Какой он тяжелый или легкий? А если взять 500 штук таких листов? Значит, вес еще от чего зависит? Правильно от количества. А что еще можно взвесить на весах? Посмотрите у меня 2 пирамидки. Одна деревянная, другая пластмассовая .Как вы думаете, какая из них тяжелее? Проверим. Деревянная тяжелее.
Взвесим 2 ложки:1 деревянная, другая железная. Какая легче?
Вот видите, как нам помогают весы. И кто их только придумал? Хотите узнать? Присаживайтесь перед экраном.
Весы появились очень давно, в древней Греции.
Первые были коромысленные весы.
Фемида правосудия в одной руке держит меч, а в другой вот эти весы, на которых она взвешивала правду и обман.
Все люди хотели, чтобы всё взвешивалось без обмана. За точностью весов следила церковь.
За обман даже казнили. И даже не разрешалось взвешивать на своих весах, а только на государственных.
Затем появились коромысленные весы с чашками наверху.
Раньше вместо гирь было зерно, потом появились гири.
Царь Федор следил за точностью весов и был издан указ: чтобы весы проверялись. В России весы проверялись 2 раза в год, все торговцы должны были приносить их на проверку. И если оказывалась фальшивая мера и весы, то таких торговцев штрафовали.
Потом в Петербурге появилась Главная палата мер и весов.
Ученный Менделеев создал точные весы и меры весов – грамм, килограмм, тонна.
А как вы думаете: Как же взвешивают большие предметы, ведь на наших весах они не уместятся?
Это торговые весы. На них нам взвешивают в магазинах. Раньше были простые механические весы с гирями, а сейчас в магазинах почти везде электронные весы.
Напольные весы стоят на полу. На таких нас взвешивают в мед.комнате в детском саду, а когда мы были совсем маленькими нас взвешивали вот на таких весах.
Дома можно взвешивать на бытовых весах. Есть даже карманные весы, на них можно взвесить только легкие и небольшие предметы.
Весы для тяжелых грузов, на которых взвешивают машины.
Для вагонов создали электронные и даже есть весы для взвешивания движущегося состава. Состав проехал и взвесился.
А на заводах и на стойках есть крановые весы для того, чтобы знать какой вес переносимого груза.
Драгоценности взвешивают на специальных точных весах, на которых можно точно узнать, сколько граммов весят золотые и серебряные украшения.
Ещё есть точные весы - это лабораторные и аптечные, на них взвешивают разные химикаты для лекарств. Раньше тоже эти весы были с гирьками, а сейчас – цифровые.
И еще я узнала из энциклопедии, какое животное самое легкое, а какое - самое тяжёлое? Из животных самая маленькая и легкая – это землеройка – белозубка. Она весит всего около 2-3 граммов. Самое - самое большое и самое тяжелое животное – это голубой кит . Его вес достигает 190 тонн. Даже новорожденный кит весит 2-3 тонны.
Вот видите как помогают весы человеку!
А сейчас за столами у вас лежат бланки с заданием :сравните животных. Как вы считаете ,какое животное тяжелее, легче. Расставьте знаки больше, меньше. Молодцы ребята. Вы справились с заданием. А эти весы у нас будут стоят на прилавке магазина. Можете взвешивать и сравнивать предметы.
« Волшебные цвета» Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Карточки с разными цветами. Ход игры: Раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
| «Какие цвета есть на картинке» Цель: Упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами. Ход игры: Ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации. |
«Подбери цвет к предмету» Цель: Знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материалы: Карточки разных цветов, карточки с изображением предметов. Ход игры: Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету. | «Дидактическая игра «Гусенички» Цель: Упражнять в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: карточки с изображением оттенков, фигура гусенички Ход игры: Детям предлагается из предложенных картинок с оттенками цветов составить гусеничку. |
«Найди предметы такого же цвета» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета. Определив, какого цвета изображение на карточке, дети подходят к столу и выбирают фигуры заданного цвета, называют их. | «Разложи предметы по цвету» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (мозаику, кубики) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету. |
«Воздушные шары» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается карточка с изображением разноцветных ниточек и набор кругов – шариков. Надо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета. | «Веселый поезд» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается карточка с изображением паровозика. В паровозик кладется карточка-ориентир с изображением цвета. Ребенок выбирает фигуры такого же цвета и «рассаживает» их по вагончикам. |
«Найди чайную пару» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести цвет чашки и блюдца | «Где ошиблась Белоснежка?» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель расставляет чайные пары по цвету и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно по цвету чайную посуду.» |
«Машинки едут по домам» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребенку найти для каждой машины свой гараж. | «Рассели по домам» (дидактическая игра «Большой – маленький-поменьше») Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Разложите перед ребенком карточки картинками вверх. Расскажите сказку, например такую. В одной сказочной стране все предметы одного цвета так крепко подружились друг с другом, что решили поселиться на одной улице в домике такого же цвета. А чтобы братики и сестрички — большие, маленькие и поменьше — жили на одном этаже, их нужно сразу соединить парами. Предложите ребенку по очереди построить домики, у которых картинки на карточках будут одного цвета с крышей. В результате получатся следующие дома: красный — 5-этажный; коричневый — 3-этажный; желтый — 3-этажный; синий — 2-этажный; зеленый 2-этажный. Когда дома будут построены, попросите ребенка сосчитать, сколько этажей в красном домике, сколько в зеленом, сколько в синем и т. д., назвать, и показать соответствующие цифры. Спросите у ребенка, кто живет или что находится, например, на втором этаже зеленого домика или па нервом коричневого и т. д. Попросите ребенка показать самый высокий, самый низкий и средний домик, найти дома, одинаковые по высоте. Пусть он расскажет, сколько в них этажей и какого цвета крыша. |
«Разноцветные поляны» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается игровое поле - поляна, разделенное на разноцветные квадраты и силуэтные изображения игрушек, цветов разного цвета. На поляну можно класть предметы такого же цвета на соответствующие квадраты. | «Собери поезд по цвету» (дидактическая игра «Паровозик для зверят») Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: На столе лежат карточки с изображением 6 разноцветных паровозиков и карточки-вагончики с изображением насекомых, рыб, птиц, дом. И диких животных. Воспитатель предлагает к паровозику подобрать вагончики с пассажирами того же цвета и выложить их в ряд. |
«Цветные автомобили» Цель: Тренировать умение выделять цвет предметов и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Вырезанные из картона: цветные автомобили, колёса по цвету машин. Ход игры: Воспитатель показывает детям легковые автомобили. Обсуждают, какого они цвета. — Скажите, а можно ли на таких машинах отправиться в путешествие? (Нет.) — Почему? (У машин нет колёс.) Давайте подберём нашим машинам подходящие колёса и отправимся в путешествие. (Дети подбирают колёса под цвет машин.) | |
«Спрятались от дождика» Цель: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) разного цвета; карточки с рисунками разноцветных зонтиков. Ход игры: К нам на длинной мокрой ножке Скачет дождик по дорожке. А на лужицах круги – это дождика шаги. Дождик, дождик, что ты льёшь? Догулять нам не даёшь? — Дети, когда на улице идёт дождь, чем люди прикрываются от дождя? (зонтами). — К нам в гости пришли разноцветные фигуры (дети рассматривают их). Они просят спрятать их от дождя. У наших гостей есть свои зонтики. Давайте рассмотрим их. Воспитатель раздаёт детям карточки с рисунками разноцветных зонтиков (называют цвета зонтиков). — Под каждым зонтом нарисован контур геометрической фигуры. Например, под красным зонтом нарисован контур треугольника. Значит, под красным зонтом будет прятаться от дождика треугольник красного цвета. Под фиолетовым зонтом нарисован контур квадрата, значит, под этим зонтом будет прятаться от зонтика фиолетовый квадрат. При повторении игры дети меняются карточками. Мокнут зонтики и шляпы, мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды, лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, и зеленым флагом машут Кап да кап, да кап… С дождем не пойти играть с мячом… И в песочнице песок потемнел и весь промок. До качелей не дойти — лужи мокнут на пути. Ну, а дождик все гуляет, уходить не помышляет! | «Разложи кубики по цветам» Цель: Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Карточки – «коробочки», разделённые на шесть частей; «кубики». Ход игры: Рассыпаем перед ребенком разноцветные кубики и просим выбрать кубики только одного цвета. Затем другого цвета, третьего и так далее пока все кубики будут разложены по цветам. После сортировки кубиков спросить у малыша какого цвета кубики лежат в каждой «коробочке». |
«Помоги козляткам спрятаться от волка» Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Педагог раскладывает цветные квадратики, которыми можно закрыть окошечки с изображениями козлят. Показывает на одной картинке, как «прячется козлёнок», когда окошечко закрывается квадратиком такого же цвета, как рамка. | «Спрячь мышку» Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Описание: Педагог раскладывает цветные квадратики, которыми можно закрыть окошечки с изображениями мышек. Показывает на одной картинке, как «прячется мышка», когда окошечко закрывается квадратиком такого же цвета, как рамка. |
«Что бывает такого цвета» (познавательная игра – лото «Мир вокруг нас») Цель: соединить представления детей о цвете и реальных предметах; расширить знания об окружающих предметах. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Изображение предметов разного цвета: овощей и фруктов (лимон, яблоко, банан, помидор, огурец, редис, капуста, морковь), животных (медведь, волк, серый заяц, лиса) и т.п. Ход игры: Педагог называет цвет, дети – предметы этого цвета. За правильный ответ ребёнок получает соответствующую картинку. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, ребята раскладывают картинки и называют то, что на них изображено. Например, ребёнок говорит: «У меня помидор, яблоко». «Правильно, — отвечает педагог, — они красные». Другой ребёнок показывает свои картинки: «Тут огурец, капуста, виноград». «Верно, — отвечает педагог, они зелёные». И т. д. | «Цветные кубики» Цель: Формировать у детей умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой» действовать по подражанию. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Крупные пластмассовые кубики (красные, жёлтые, синие, зелёные и др.) – по 2 каждого цвета. Ход игры: Игра проводится индивидуально. Педагог расставляет перед собой и ребёнком по 3 – 4 парных кубика, обращает внимание на их одинаковость: «Тебе такой — мне такой, тебе такой — мне такой…» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни и показывает, как это делать. Процесс постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство («Не такой!»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчёркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем педагог просит ребёнка сделать тоже самое, при необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2 – 3 раза. По окончании педагог хвалит его. |
«Помоги Незнайке собрать букеты» Цель: Формировать у детей умение выбирать цвет по образцу и проверять его примериванием; продолжать формировать умения различать цвета («такой», «не такой»); знакомить с названиями цветов и оттенков; формировать эмоционально положительное отношение к игре; учить ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Кукла Незнайка, большой букет из красных, синих и жёлтых и других цветов, а также их оттенки и подставки для цветов. Ход игры: Игра проводится подгруппами не более 6 детей. К детям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает, красивые ли они, и просит помочь разделить их на букет для подарка друзьям. Незнайка достаёт один цветок и говорит, что один букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе выходит один ребёнок и выбирает из большого букета только синие цветы. Затем Незнайка выбирает красный цветок, и другой ребёнок подбирает красные цветы. У Незнайки остаются только жёлтые цветы. «У меня все цветы одинаковые, жёлтые», — говорит Незнайка. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букет из одинаковых цветов: в одном – синие, в другом – красные. Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты и уходит. Игру можно проводить и с детьми в домашних условиях поэтапно. | «Бегите ко мне» Цель: продолжать учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу; развивать внимание. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Флажки 6 цветов и оттенков, бубен. Ход игры: Педагог раздаёт детям флажки. По сигналу бубна ребята разбегаются по комнате. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!» и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают флажки вверх. Затем все вновь разбегаются. Взрослый поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например, синий и красный. Дети с такими же флажками подбегают ко взрослому и поднимают флажки вверх. В конце игры педагог или родитель поднимает все три флажка вверх. |
«Найди свою пару» Цель: учить детей выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Парные флажки разных цветов, бубен. Ход игры: Раздать детям флажки – по сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и ищут каждый свою пару – ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми по цвету флажками берутся за руки, пары встают друг за другом и под удары в бубен маршируют по комнате. По мере усвоения игры – задание усложняется: когда дети пройдут парами по комнате, они снова разбегаются, а взрослый подходит к ним и поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка. | «Найди своё место» Цель: продолжать учить детей выбирать цвет по образцу, действовать по цветовому сигналу; развивать внимание. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Парные цветные карточки (количество цветов соответствует количеству играющих), стулья (по количеству детей), бубен. Ход игры: дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Взрослый раздаёт им карточки, и дети под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья второй комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки того же цвета, что и у них. Взрослый проверяет правильность выбора. |
«Какого цвета нет» Цель: формировать интерес детей к игре с цветом, умение ориентироваться на цвет и запоминать цвет, активизируя внимание, развивает память; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов по образцу, воспринимать и определять не только различные, но и близкие цвета и оттенки; закреплять знание названий основных цветов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: цветовые карточки, лист белой бумаги. Ход игры: Взрослый располагает на доске наборное полотно, вставляет в него (в случайном порядке) 4 цветовые карточки (названия цветов хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно убирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз взрослый меняет местами цветовые карточки. В дальнейшем увеличиваются количество карточек и их цвета. | «Что бывает такого цвета» Цель: соединить представление детей о цвете и реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Наборы предметов разных цветов: овощи, фрукты (апельсин, яблоко, помидор, редис, огурец, капуста, баклажан), ягоды (чёрная и красная смородина, клубника, крыжовник), изображения животных (белый и бурый медведи, лягушка крокодил, серый и белый зайцы, лиса), игрушки, цветовые карточки, салфетка. Ход игры: На столе взрослого лежат помидор, огурец, лист дерева (зелёный или жёлтый), яблоко (зелененое или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом взрослый закрывает всё салфеткой, достаёт цветные карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трём детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточки лицевой стороной вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зелёной карточки называет предметы. (Все предметы при этом закрыты салфеткой). У третьего ребёнка – синяя карточка: также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей. Взрослый говорит «Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок – зелёного. А бывает помидор синего цвета? А синий листок? Синий огурец». Дети отвечают. Взрослый просит всех вспомнить и найти в групповой комнате синие предметы. |
«Цветные домики» Цель: учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Кубики цветные или аппликации. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов. Ход игры: Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поставить серого зайчика у синего дома. Вариант 2. Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные. | «Красная башенка» Цель: учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: К детям приходит маленький щенок (котенок или медвежонок) . Щенок просит малышей построить для него домик красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего цвета. Воспитатель дает каждому ребенку по одному красному кубику и предлагает помочь щенку. Но чтобы получилась башенка, ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета. Когда дети справятся с заданием, воспитатель спрашивает детей: «Какого цвета твоя башенка?» Щенок подходит к башенкам, радуется и хвалит малышей. Играя в следующий раз, дети строят башенки из кубиков других цветов. |
Картотека игр направленных на восприятие цвета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»
ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесная математика».
Программное содержание:1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и не равенстве групп на основе счёта двумя способами.2. Развивать представление детей ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Математика с Фиксиками
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Математика с Фиксиками...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр. Тема «Веселая математика»
Конспект по ФЭМП тема "Веселая математика"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселая математика»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселая математика»...