«Количество и счет».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Макарова Елена Владимировна

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет».

Цель: Обобщить представление старших дошкольников о нумерации однозначных чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Количество и счет».

Цель:

Обобщить представление старших дошкольников о нумерации однозначных чисел.

Задачи:

Образовательные:

1) Формировать умение образовывать числа с опорой на процесс прищитывания;

2) Формировать умение сравнивать числа  с опорой на количественные модели;

3) Уметь, знать, различать состав числа из двух меньших чисел;

4) Обобщить представления о натуральной последовательности чисел.    

Развивающие:

1) Развивать логическое мышление (сравнивать, анализировать, делать выводы);

2) Развивать математическую речь.

Воспитательные:

1) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

2) Воспитывать любознательность.

Оборудование: письмо от Незнайки, 4 конверта с заданиями от Незнайки, карточки со знаком «+» и со знаком «-» на каждого ребенка, иллюстративный материал к 1 заданию (приложение 1), карточки со 2 – м  заданием на каждого ребенка (приложение 2), карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребенка, карточки со знаками «>», «<» или «=» на каждого ребенка, карточки с 3-м заданием (приложение 3) на каждого ребенка, фишки красного и желтого цвета по количеству детей, маски на голову с номерами цифр, мяч, конверт со звездочкой от Незнайки для каждого ребенка.

Ход занятия:

1 этап – вступительный (Сюрпризный момент).

- Воспитатель: Ребята! Нам сегодня почтальон принес письмо. Прочитаем его?

- Дети: да!

- Воспитатель: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите! Я попал в город Цифроград и потерялся. Чтобы выбраться из города нужно правильно выполнить задания. Подсказки в конвертах. Пожалуйста, помогите! Незнайка».

- Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке найти дорогу домой?

- Дети: да!

2 этап – основной:

Воспитатель: Ребята, давайте откроем первый конверт и узнаем, что в нем?

Дети: да

1 задание на образование числа.

Воспитатель: в первом конверте у нас задача (приложение 1), слушайте внимательно:

В аквариуме плавали пять рыбок, к ним пустили еще двух. Сколько рыбок стало в аквариуме?    

Дети: 7 рыбок.

Воспитатель: Ребята поднимите карточку со знаком «+», если согласны с данным ответом, а если нет, то карточку со знаком «-»

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с первым заданием, а сейчас мы с вами откроем второй конверт, и узнаем, что же в нем находится?

2 задание на сравнение числа  с опорой на количественные модели.

Воспитатель: Ребята перед вами лежат 3 карточки (приложение 2). Кто на них нарисован?

Дети: Животные

Воспитатель: Ребята, вам необходимо посчитать на каждой карточке количество животных на правой и на левой стороне, а затем, поставить соответствующие цифры под ней.

Дети: считают количество животных на правой и на левой стороне карточки, ставят соответствующие цифры под ней.

Воспитатель: Ребята, а теперь сравните количество животных изображенных на правой стороне карточки, с количеством животных изображенных на левой стороне этой карточки и поставите между ними соответствующие знаки (>; < или =).

Воспитатель: а сейчас я буду задавать каждому  вопрос, а вы постарайтесь ответить на него. Если все дети согласны с данным ответом, то поднимите карточку со знаком «+», а если нет, то карточку со знаком «-».

Вопросы:

1 карточка

В: Сколько щенков на правой стороне карточки?

Дети: 5

В: Сколько белочек на левой стороне карточки?

Дети: 3

В: Кого больше на карточке белочек или щенков?

Дети: Щенков

В: На сколько щенков больше чем белочек?

Дети: на 2

В: Кого меньше на карточке щенков или белочек?

Дети: белочек

В: на сколько белочек меньше чем щенков?

Дети: на 2

В: Какой знак будем использовать, чтобы показать каких животных больше, а каких меньше

Дети: использовать знак больше / меньше

В: В какую сторону знак будет открываться?

Дети: в право

В: почему?

Дети: потому, что щенков больше, чем белочек

В: В какую сторону знак будет повернут уголком?

Дети: в лево

В: почему?

Дети: потому, что белочек меньше чем щенков

2 карточка

В: Сколько тигрят на правой стороне карточки?

Дети: 5

В: Сколько медвежат на левой стороне карточки?

Дети: 5

В: Кого больше тигрят или медвежат?

Дети: одинаково

В: какой знак между ними поставили?

Дети: «=»

3 карточка

В: Сколько слоников на правой стороне карточки?

Дети: 4

В: Сколько зайчиков на левой стороне карточки?

Дети: 7

В: Кого меньше на карточке слоников или зайчиков?

Дети: слоников

В: На сколько слоников меньше чем зайчиков?

Дети: на 3

В: Кого больше на карточке слоников или зайчиков?

Дети: зайчиков

В: на сколько зайчиков больше чем слоников?

Дети: на 3

В: Какой знак будем использовать, чтобы показать каких животных больше, а каких меньше

Дети: использовать знак больше / меньше

В: В какую сторону знак будет открываться?

Дети: в лево

В: почему?

Дети: потому, что зайчиков больше чем слоников

В: В какую сторону знак будет повернут уголком?

Дети: В право

В: Почему?

Дети: потому, что слоников меньше чем зайчиков

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А теперь я предлагаю всем немного отдохнуть и сделать небольшую гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

«Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь настало время открыть третий конверт и посмотреть что в нем?

3. Задание на знание состава числа из двух меньших чисел

Воспитатель: перед вами лежат карточки (приложение 3),  на которой изображены домики. Ваша задача вписать недостающие цифры в пустующие окошки.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду приглашать одного из вас к доске написать недостающие цифры, а остальные дети проверяют и если согласны с ответами, то поднимает карточку со знаком «+», а если нет, то со знаком «-».

Воспитатель: Молодцы ребята, и с третьим  заданием мы справились, а сейчас небольшая разминка:

4. Задание на обобщение представления детей о натуральной последовательности чисел.

Воспитатель: Молодцы ребята, а нам осталось открыть последний четвертый конверт и узнать, что же в нем? Готовы?

Дети: да

Воспитатель: Ребята, в четвертом конверте у нас игра «Веселые цифры». Внимательно послушайте правила игры:

Ребята, представьте, что вы веселые цифры! Вот здесь ваше поле, здесь вы гуляете и играете. Со словами

Вышли цифры погулять

На полянке поиграть

(вы разбегаетесь и играете)

Когда ведущий скажет

Цифры, цифры соберитесь,

По порядку становитесь!

Вы должны выстроиться в числовой ряд.

- Все запомнили правила игры?

Те ребята, кто нашел своим цифрам правильное место и встал правильно получают красные фишки.

А те кто встал не на свое место получает желтую фишку.

Воспитатель: готовы?

Дети: да

Воспитатель проводится игру.

Воспитатель: Ребята, еще раз проверьте, кто за кем должен стоять

Дети: проверяют и в случае необходимости поправляют

Воспитатель: сейчас я буду кидать каждому из вас мяч, а ваша задача назвать своего младшего и старшего соседа.

Например: Воспитатель кидает мяч и спрашивает: Катя, назови своего старшего и младшего соседа?

Катя: Мой младший сосед число  4, а старший сосед число 6

Воспитатель: почему?

Катя: потому что число 5 больше на 1 единицу чем число 4, и меньше на 1 единицу чем число 6.

И т.д. спрашиваем каждого ребенка

3 Этап – заключительный

Воспитатель: Молодцы вы помогли Незнайке сделать все задания, и теперь он точно сможет вернуться домой.          

Воспитатель: Ребята, а что вам запомнилось больше всего? что понравилось?

Дети:

Миша: мне понравилось заполнять домики с недостающими цифрами

Аня: а мне больше всего понравилась последняя игра с мячом и т.д.

Воспитатель: У нас остался еще конверт. Давайте посмотрим что в нём (в конверте сюрпризы – звёздочки с надписью «Самый умный»)

Ребята, вы все сегодня хорошо работали, поэтому все получаете награду, которую приготовил вам Незнайка.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»

Воспитывание у детей стойкого интереса к математике, способствование формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Задач...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»...