Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Морская история"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие по формированию элементарных математических представлений составлено с учётом особенностей конкретной группы детей. В нём созданы ситуации содружества, содеятельности обеспечивающие всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе. Создаёт предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечивает общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Помогает дошкольникам овладеть способами и приёмами познания и применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по ФЭМП "Морская история" | 28.8 КБ |
Презентация занятия по ФЭМП "Морская история" | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
№1 «Колобок»
«Морская история,,
Воспитатель: Зиберова Т.В.
Программное содержание:
- Учитывая особенности конкретной группы детей создать ситуации содружества, содеятельности обеспечить всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
- Создать предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
- Помочь дошкольникам овладеть способами и приёмами познания, и менять полученные знания в самостоятельной деятельности.
- Закреплять умение составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять умение раскладывать число на меньшее и составлять из меньших чисел большее число в пределах 10. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20. Закреплять представление о последовательности дней недели. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Упражнять в умении измерять длину предметов с помощью условной меры.
Оборудование:
- Набор цифр от 1 до 7
- Головные уборы капитана и торговца
- Карта
- Контейнеры с заданиями
- Цветные ленты трёх размеров по количеству детей
- Карточки-схемы для придумывания задач
- Картонные монеты разного достоинства
- Предметы на морскую тематику
- Силуэты бутылок из бумаги в клетку
- Карандаши
Ход:
Воспитатель: Недавно я прочла книгу о морских приключениях отважных пиратов. Они попадали в различные переделки: вступали в бой с гигантским осьминогом, им пришлось выживать на необитаемом острове, спасаться от акул. Я подумала, какая опасная, но интересная жизнь пиратов. И тогда я решила придумать для вас интересную морскую историю с испытаниями. Вы готовы испытать себя? Но так, как вам скоро идти в школу испытания для вас я подготовила математические. Ведь вы уже много знаете и умеете в математике. Если вы согласны, слушайте историю. Рассказывать я её буду от лица доблестного бравого пирата-капитана корабля «Жемчужина», которым я временно буду являться.»
Воспитатель надевает пиратский головной убор и превращается в капитана.
Капитан: «Но какой же капитан без команды? Где же мне взять себе команду?»
Дети предлагают себя в качестве команды.
Капитан: «Отлично! Вспомните, друзья мои, плыли мы как-то вдоль берегов Африки и вдруг налетел страшный шторм. Сильный ветер подхватил мою навигационную карту и долго кружил её над кораблём. Когда ветер стих, я нашёл свою карту, но несколько частей карты исчезли. Нам очень нужна эта карта целиком, так как только с ней мы можем проплыть сложнейший участок океана с рифами и скалами. Без карты нас ждёт неминуемая гибель. Вот, посмотрите, что осталось от карты.»
Дети обращают внимание на карту. Ребята с воспитателем обсуждают ситуацию.
Сохранилась только одна шестая часть карты, а пять шестых частей пропали.
На их месте появились примеры на сложение и вычитание. Дети предполагают,
что, наверное, их надо решить. Решают примеры.
Капитан: «Нет, ничего не происходит. Ой, я совсем забыл, когда я нашёл карту, рядом была вот эта корзина с загадочными яйцами.»
На контейнерах написаны цифры. Дети находят связь между примерами на сложение и вычитание и цифрами на яйцах. Эти цифры являются ответами на примеры.
Капитан: «В таком случае решаем первый пример.»
Дети решают пример, находят цифру-ответ и вскрывают яйцо. Достают содержимое, это листок бумаги с надписью «Пёстрые ленты».
Капитан: Что бы значила эта надпись?
Дети решают найти в группе цветные ленты. Вместе с лентами они находят схему-задание.
Капитан: «Ребята, это письмо от моего друга капитана Джека Воробья. Он писать не умеет и нарисовал свою просьбу. Сразу не догадаешься, что бы это значило. Чего он хочет?»
Рассмотрев схему, ребята догадываются, что им надо измерить длину стола, при помощи найденных лент.
Капитан: «Ну конечно! Дело в том, что мой друг хочет построить для своей кают-компании новые столы, именно такой длины. Ему нужно заготовить доски такого размера для строительства и эту длину нам надо узнать и передать ему.»
Каждый ребёнок берёт одну из лент и приступает к измерению длины стола.
У кого то длина составляет две меры, у кого то – три, четыре.
Капитан: «Запомнили, сколько раз мера уложилась в длине стола? Кажется, начинается шторм!»
Воспитатель готовит три обруча.
Капитан: «У меня есть спасательные круги! В первый круг прыгают матросы, у кого длина стола составила две меры. Во второй круг прыгают те, чья длина стола составила три меры. А в третий круг прыгают те, чья длина стола составила четыре меры.»
Дети прыгают в обручи, а капитан проверяет правильность выполнения задания.
Капитан: «Привяжите свои ленты к кругам. Мы отправим эти круги с лентами-мерами Джеку Воробью и он без труда построит столы нужного размера, используя нужные меры ... Шторм стих, и я предлагаю вернутся к столам и поискать одну из недостающих частей карты. Мы справились с заданием, а значит и награда должна быть где-то здесь!»
Дети находят часть карты под крышкой одного из столов и приклеивают в нужное место на карту. Вместе с капитаном дети определяют, что у них уже есть две шестые части карты, но не достаёт ещё четыре.
Капитан: «Решаем следующий пример!»
Дети, действуя по аналогии вскрывают яйцо с подсказкой «Задача».
Ребята находят в группе конверт с надписью «Задача». В конверте находятся
карточки-схемы с изображением морских животных и математическими знаками + и - .
Дети догадываются, что им надо придумать арифметические задачи по схемам.
Работают группами (девочки и мальчики). По очереди решают придуманные задачи.
Последняя карточка достаётся капитану.
Капитан: «А это что за задача?»
На карточке изображён схематический план групповой комнаты с пометкой крестом в одном месте. Дети по плану находят очередную часть карты. Теперь у них есть три шестых карты.
Дети вскрывают следующее яйцо. Читают «покупка».
Капитан: «Где мы можем что-то купить у нас в группе?»
Ребята идут к игровому центру «магазин». На прилавке лежат различные вещи с ценниками.
Капитан: «Матросы, нам для морского похода кое-что необходимо приобрести. Задание такое: делитесь на пары и берите монеты. Каждой паре нужно купить одну вещь. Ну, а я, временно превращусь в торговца лавки!»
Воспитатель меняет головной убор, дети покупают предметы, рассчитываясь имеющимися у них монетами разного достоинства. Торговец вместе с детьми проверяет правильность расчёта. Воспитатель вновь надевает головной убор пирата.
Капитан: «Мы справились с заданием, и за это торговец подарил нам вот эту бутылку, которую он поднял со дна моря. Посмотрим, что в ней?»
Дети находят очередную часть карты. Теперь у них четыре шестых части карты.
Дети решают очередную подсказку «карандаш».
Капитан: «Ребята, чем мы обычно пишем у нас в группе?»
Дети предлагают варианты и находят место в группе, где хранятся карандаши, ручки для занятий и игр. Там же они находят силуэты бутылок, вырезанные из бумаги в клетку.
Капитан: «А вот и следующее задание, на этих бутылках зашифровано послание, но узнать мы его сможем, только если правильно выполним слуховой диктант «рисования по клеточкам».
Капитан диктует пошаговую схему рисунка. У детей получается слово SOS.
Капитан: «Что у нас получилось? Что значит это слово на всех языках?»
Ответы детей.
Капитан: «А знаете, как звучит этот сигнал?»
Воспитатель простукивает сигнал SOS азбукой Морзе: (... --- ...)
Дети пытаются повторить за воспитателем.
Капитан: «На этой бутылке написано «вода». Это подсказка, где надо искать часть карты!»
Дети рассуждают, где в группе можно найти воду. Находят у кулера с водой очередную
часть карты. Теперь у ребят есть пять шестых частей карты.
Дети решают последний пример и находят подсказку в яйце «живая неделя».
Капитан: «А я знаю, что это. Это название одной очень интересной игры. Хотите поиграть? Некоторые считают пиратов глупыми неучами, которые только и умеют бороздить просторы океана. Мы сейчас всем докажем, что это не так.
Проводится игра «живая неделя».
У детей карточки с цифрами. Капитан уточняет, какая цифра, какой день недели обозначает. Капитан читает стихотворение, и по мере называния дней недели,
дети строят неделю. Остальные дети и капитан проверяют правильность
выполнения задания.
Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом y Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слонy намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклyши бьёт соседy.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пyскает фейерверк.
ПЯТНИЦА - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапкy набекрень.
Потомy что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, yлёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трyдно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он yспел
Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)
Капитан: «Мы справились! Где у нас в группе можно встретить все дни недели сразу?»
Дети вспоминают о календаре природы и идут к нему, где находят очередную часть карты. Ребята с капитаном собирают всю карту целиком.
Капитан: «Из частей мы собрали целое. Наша карта полная. Теперь, если бы мы с вами отправились в морское путешествие, то с лёгкостью прошли бы этот опасный участок среди скал и рифов и бросили бы якорь у родных берегов в порту. Кстати, о якоре, я совсем забыла, с якорем приключилась беда, якорная цепь порвалась. Без якоря кораблю никак нельзя. Поможете починить?
Дети вместе с капитаном чинят якорную цепь. Необходимо собрать звенья цепи в правильном порядке. Числовой ряд от 1 до 20.
Капитан: «И опять мы справились!»
Воспитатель снимает головной убор пирата.
Воспитатель: «Вот наша игра закончилась! Как трудно быть капитаном корабля, но с такой командой ничего не страшно. Вам понравились наши труднейшие испытания? Мы справились и собрали всю карту! Но, этого бы не произошло, если бы вы не были такими дружными и не знали бы так хорошо математику! А карта может вам пригодится для весёлой и увлекательной игры в мореплавателей.»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"
Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».
Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»
Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».
Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...
«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".
Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...