«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровые приемы.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Особенно меня заинтересовала тема « Дидактические игры по ФЭМП с использованием бросового материала - прищепок»
Математические игры, изготовленные мною с применением прищепок, я использую на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи:
- формирование представлений о числе и количестве;
-развитие представлений о величине;
- развитие представлений о форме;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие ориентировки во времени.
Развитие пространственной ориентировки
«Расскажи про свой узор»
Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.
Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором). Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.
«Где фигура»
Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Разноцветный заборчик»
Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).
Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей).
Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона ( другой вариант — к нижней), чередовать верх—вниз.
«Рыбки в аквариуме»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)
Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки с наклеенными изображениями рыбок.
Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.
«Поймай жучка»
Цель: закреплять и расширять пространственные представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево).
Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.
Содержание. Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты .Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.
Развитие представлений о форме
«Подбери фигуру»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.
«У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки на нужные фигуры.
«Какая фигура лишняя? »
Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .
Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.
Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
«Кто быстрее найдет»
Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.
Содержание. Детям предлагают геометрические фигуры. Ребенок должен найти предметы, соответствующие его геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять предметов.
«Собери такой же коврик»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .
Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.
Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:
1. Какая фигура находиться первая? Вторая? И т.д.
2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?
3. Сколько кругов? Сколько квадратов?
4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.
Формирование представлений о числе и количестве.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Путаница»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.
«Какой цифры не стало?»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Убираем цифры»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д.
«Игры с цифрами»
Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.
Материал: прищепки, полоска 15х10см.
Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
«Найди цифру»
Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.
Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.
Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.
«Исправь ошибку»
Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.
Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.
«Кто первый назовет?»
Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.
Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.
Содержание. В ряд с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.
«Математическая рыбалка»
Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.
Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.
Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?
Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».
«Числовые домики»
Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.
Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .
На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
«Яблоки в корзине»
Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.
Аналогично можно сделать игры «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.
«Живая неделя»
Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.
Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.
Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.
Применение данных дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных групп использовать данные дидактические игры в процессе формирования у детей элементарных математических представлений.
Использованная литература:
- Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Дидактические игры в детском саду. А.И. Сорокина.
- Чего на свете не бывает. О.М .Дьяченко.
- Ступени творчества или развивающие игры . Б.П. Никитин.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова.
- Давайте поиграем. А.А. Столяр.
- Математика для дошкольников. Т.И. Ерофеев.
- Развитие логического мышления детей . Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов.
- Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровые приемы.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Особенно меня заинтересовала тема « Дидактические игры по ФЭМП с использованием бросового материала - прищепок»
Математические игры, изготовленные мною с применением прищепок, я использую на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи:
- формирование представлений о числе и количестве;
-развитие представлений о величине;
- развитие представлений о форме;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие ориентировки во времени.
Развитие пространственной ориентировки
«Расскажи про свой узор»
Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.
Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором). Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.
«Где фигура»
Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Разноцветный заборчик»
Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).
Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей).
Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона ( другой вариант — к нижней), чередовать верх—вниз.
«Рыбки в аквариуме»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)
Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки с наклеенными изображениями рыбок.
Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.
«Поймай жучка»
Цель: закреплять и расширять пространственные представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево).
Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.
Содержание. Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты .Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.
Развитие представлений о форме
«Подбери фигуру»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.
Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.
«У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки на нужные фигуры.
«Какая фигура лишняя? »
Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .
Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.
Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
«Кто быстрее найдет»
Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.
Содержание. Детям предлагают геометрические фигуры. Ребенок должен найти предметы, соответствующие его геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять предметов.
«Собери такой же коврик»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .
Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.
Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:
1. Какая фигура находиться первая? Вторая? И т.д.
2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?
3. Сколько кругов? Сколько квадратов?
4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.
Формирование представлений о числе и количестве.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Путаница»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.
«Какой цифры не стало?»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Убираем цифры»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.
Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.
Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д.
«Игры с цифрами»
Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.
Материал: прищепки, полоска 15х10см.
Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
«Найди цифру»
Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.
Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.
Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.
«Исправь ошибку»
Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.
Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.
«Кто первый назовет?»
Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.
Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.
Содержание. В ряд с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.
«Математическая рыбалка»
Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.
Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.
Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?
Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».
«Числовые домики»
Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.
Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .
На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
«Яблоки в корзине»
Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.
Аналогично можно сделать игры «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.
«Живая неделя»
Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.
Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.
Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.
Применение данных дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных групп использовать данные дидактические игры в процессе формирования у детей элементарных математических представлений.
Использованная литература:
- Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Дидактические игры в детском саду. А.И. Сорокина.
- Чего на свете не бывает. О.М .Дьяченко.
- Ступени творчества или развивающие игры . Б.П. Никитин.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова.
- Давайте поиграем. А.А. Столяр.
- Математика для дошкольников. Т.И. Ерофеев.
- Развитие логического мышления детей . Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов.
- Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
Рекомендуется воспитателям как пособие по ФЭМП с использованием нестандартного оборудования-прищепок....
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Развивающий альбом "Математика"...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...
Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна Мето...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...