«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».

 

                                           

 

 

         

 

 

 

    Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.    Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

           Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.  Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.

            Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

           Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

           Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровые приемы.

           Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

          С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Особенно меня заинтересовала тема « Дидактические игры по ФЭМП  с использованием бросового материала - прищепок»

Математические игры, изготовленные мною с применением прищепок,  я  использую на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи:

- формирование представлений о числе и количестве;

-развитие представлений о величине;

- развитие представлений о форме;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие ориентировки во времени.              

 

 

 

 

Развитие пространственной ориентировки

 

«Расскажи про свой узор»

Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.

Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором). Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.

 

«Где фигура»

Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого  ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

 

«Разноцветный заборчик»

 Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).

Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей).

Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»:  чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона  ( другой вариант — к нижней), чередовать   верх—вниз.

 

 «Рыбки в аквариуме»

 Цель: развивать умение ориентироваться  в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)

Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки  с наклеенными изображениями рыбок.

Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.

 

  «Поймай жучка»

Цель: закреплять и расширять пространственные  представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево).

Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.

Содержание.  Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты .Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.

 

Развитие представлений о форме

 

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу

 Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.

 «У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки  на нужные фигуры.

 

 «Какая фигура лишняя? »

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .

Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.

Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

 

«Кто быстрее найдет»

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах,  упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.

Содержание. Детям предлагают  геометрические фигуры.  Ребенок должен найти предметы, соответствующие его  геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять  предметов.

 

«Собери такой же коврик»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .

 Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.

 Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

 1. Какая фигура находиться первая? Вторая?  И т.д.

 2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?

 3. Сколько кругов? Сколько квадратов?

4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.

 

Формирование представлений о числе и количестве.

 

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

 

«Путаница»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

 

 «Какой цифры не стало?»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

 

 «Убираем цифры»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д.

 

«Игры с цифрами»

Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

 Материал: прищепки, полоска 15х10см.

Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску  такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

 

«Найди цифру»

 Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

 Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.

 

«Исправь ошибку»

Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.

 «Кто первый назовет?»

Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.

Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.

Содержание. В ряд  с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.    

 

  «Математическая рыбалка»

Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.

Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.

Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?

Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».

 

«Числовые домики»

Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.

Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .

На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

 

«Яблоки в корзине»

Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.

Аналогично можно сделать игры  «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.

 

«Живая неделя»

Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.

Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.

Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем  их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный  день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.

 

           Применение данных  дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию  мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

       Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных  групп использовать данные дидактические игры в процессе  формирования у детей элементарных математических представлений.

 

 

 

    Использованная литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.                                              
  2. Дидактические игры в детском саду.  А.И. Сорокина.
  3. Чего на свете не бывает.  О.М .Дьяченко.
  4. Ступени творчества или развивающие игры .  Б.П. Никитин.
  5. Игровые занимательные задачи для дошкольников.          З.А. Михайлова.
  6. Давайте поиграем.   А.А. Столяр.
  7. Математика для дошкольников.  Т.И. Ерофеев.
  8. Развитие логического мышления детей .  Л.Ф. Тихомирова,  А.В. Басов.
  9. Математика  от трех до семи  (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».

         

    Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.    Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

           Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.  Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.

            Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

           Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

           Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровые приемы.

           Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

          С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Особенно меня заинтересовала тема « Дидактические игры по ФЭМП  с использованием бросового материала - прищепок»

Математические игры, изготовленные мною с применением прищепок,  я  использую на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи:

- формирование представлений о числе и количестве;

-развитие представлений о величине;

- развитие представлений о форме;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие ориентировки во времени.              

Развитие пространственной ориентировки

«Расскажи про свой узор»

Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.

Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором). Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.

«Где фигура»

Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого  ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Разноцветный заборчик»

 Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).

Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей).

Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»:  чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона  ( другой вариант — к нижней), чередовать   верх—вниз.

 «Рыбки в аквариуме»

 Цель: развивать умение ориентироваться  в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)

Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки  с наклеенными изображениями рыбок.

Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.

  «Поймай жучка»

Цель: закреплять и расширять пространственные  представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево).

Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.

Содержание.  Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты .Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.

Развитие представлений о форме

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу

 Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.

 «У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки  на нужные фигуры.

 «Какая фигура лишняя? »

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .

Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.

Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

«Кто быстрее найдет»

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах,  упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.

Содержание. Детям предлагают  геометрические фигуры.  Ребенок должен найти предметы, соответствующие его  геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять  предметов.

«Собери такой же коврик»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .

 Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.

 Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

 1. Какая фигура находиться первая? Вторая?  И т.д.

 2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?

 3. Сколько кругов? Сколько квадратов?

4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.

Формирование представлений о числе и количестве.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Путаница»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

 «Какой цифры не стало?»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

 «Убираем цифры»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д.

«Игры с цифрами»

Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

 Материал: прищепки, полоска 15х10см.

Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску  такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

«Найди цифру»

 Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

 Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.

«Исправь ошибку»

Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.

 «Кто первый назовет?»

Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.

Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.

Содержание. В ряд  с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.    

 

  «Математическая рыбалка»

Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.

Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.

Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?

Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».

«Числовые домики»

Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.

Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .

На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

«Яблоки в корзине»

Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.

Аналогично можно сделать игры  «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.

«Живая неделя»

Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.

Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.

Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем  их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный  день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.

           Применение данных  дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию  мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

       Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных  групп использовать данные дидактические игры в процессе  формирования у детей элементарных математических представлений.

    Использованная литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.                                              
  2. Дидактические игры в детском саду.  А.И. Сорокина.
  3. Чего на свете не бывает.  О.М .Дьяченко.
  4. Ступени творчества или развивающие игры .  Б.П. Никитин.
  5. Игровые занимательные задачи для дошкольников.          З.А. Михайлова.
  6. Давайте поиграем.   А.А. Столяр.
  7. Математика для дошкольников.  Т.И. Ерофеев.
  8. Развитие логического мышления детей .  Л.Ф. Тихомирова,  А.В. Басов.
  9. Математика  от трех до семи  (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна       Мето...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...