"Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovayarabota_razrabotkapublichnogovystupleniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора выступления | Рахматуллина Ольга Ивановна |
Место работы, должность автора | ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика СП «Детский сад «Солнышко» |
Тема публичного выступления | Учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша. |
Цель публичного выступления | Повышение профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования. |
Состав слушателей (пол, возраст, образование, уровень их мотивации, уровень знакомства с предметом обсуждения, настрой аудитории и др.) | Аудитория слушателей немногочисленная, состоящая из женского педагогического коллектива, разная повозрастная, социальному и профессиональному составу, доброжелательно настроенная. |
Структура публичного выступления (введение, основная часть, заключение) | Введение, основная часть, заключение. Цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса). Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме); обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод); призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию). |
Содержание публичного выступления (текст выступления) | Введение. - Добрый день уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать Вас сегодня в этом зале. - Вы хотите, чтобы дети ваших групп на раз, два, три знали названия геометрических фигур, цвета, формы, размер, чтобы умели сравнивать, классифицировать, обобщать, владеть счетом в пределах 5??? Чтобы полюбили конструирование и с удовольствием создавали собственные конструкции из блоков Дьенеша, используют «Логические блоки» в свободной самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевой игре? Значит вы сегодня выбрали верную аудиторию для познания новых знаний. Основная часть. - «Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мыслительных процессов детей к освоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур разного цвета, размера, величины и объема. Игры с «Логическими блоками» Дьенеша направлены на развитие у ребенка элементарных математических представлений у дошкольников от 2 до 8 лет. В процессе игр можно изучать следующие характеристики предметов: размер, форма, объем, цвет. «Логические блоки» можно использовать для развития мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и кроме того, блоки Дьенеша хорошо подходят для детского конструирования, для развития комбинаторных способностей. Конструирование можно проводить, как произвольное, так и по образцу, разработанному авторами пособий. - В связи с этим, мной была поставлена следующая цель: развитие познавательных способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредство учебно-игрового пособия «Логические блоки» Дьенеша. Цель была конкретизирована в следующих задачах: 1. Стимулировать у детей любознательность и познавательный интерес. 2. Создавать психолого-педагогические условия для развития познавательных способностей. 3. Осуществить отбор оптимальных игр и упражнений с блоками Дьенеша, направленных на развитие познавательной сферы ребенка. 4. Развивать игровые действия и игровую деятельность у детей с помощью «Логических блоков» Дьенеша. 5. Способствовать развитию познавательных способностей. 6. Уточнять и расширять знания и представления детей о размере, форме, цвете и названиях геометрических фигур. 7. Создавать условия для реализации фантазии и творческой деятельности ребенка. Блоки Дьенеша используются мной в самых разных занятиях: формирование элементарных математических представлений, чтение литературы, развитие речи, окружающий мир, изобразительная деятельность. Основные авторы-разработчики, пособия которых я использую в своей деятельности: Захарова Н.И., Михайлова З.А., Одинцова О.Ю., Носова Е.А., Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Содержание занятия по формированию элементарных математических представлений включает в себя ознакомление детей с формой, размером, цветом, счетом, обучение простейшим классификациям, сравнению, обобщению, развитие пространственных представлений и навыков конструирования. Всего этого можно достичь с помощью «Логических блоков» Дьенеша. - Занятия с блоками Дьенеша проводились мной в процессе формирования элементарных математических представлений, 2 раза в неделю по подгруппам, каждая подгруппа состояла из 8-10 человек. Некоторые игры и упражнения с логическими блоками использовались и в процессе развития речи, чтения литературы, окружающего мира и в изобразительной деятельности. Кроме того, дети могли самостоятельно играть с блоками Дьенеша по своему желанию. - Рассмотрим игры, игровые задания и игровые упражнения, с помощью которых удалось реализовать поставленные задачи в практической деятельности воспитателя. 1. Игра «Выбери фигуры». Детям необходимо выбрать и выложить на стол фигуры по следующему признаку: - цвет (все красные, все синие, все желтые); - размер (только большие, только маленькие); - толщина (толстые, плоские) - форма (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники). 2. Усложнение игры «Выбери фигуры»: детям дается инструкция выбрать фигуры по двум признакам, например, выбрать только желтые круги, или красные квадраты, синие треугольники. Дети выкладывают фигуры на стол, затем убирают их и выполняют следующее задание. 3. Игровое задание «Собираем бусы для мамы». Воспитатель предлагает детям собрать из геометрических фигур бусы для мамы. Затем выкладывает фигуры в определенной последовательности, а дети должны продолжить эту последовательность, поняв ее закономерность. 4. Игра «Построим дом». Воспитатель предлагает детям построить дом из геометрических фигур. После того, как дом построен им предлагается построить другие предметы, которые связаны с домом. Дети конструируют простейшие предметы по образцам из альбомов-пособий; например, предметы мебели, посуду, животных, фигурки человечков. 5. Игра «Волшебные превращения фигур». Воспитатель предлагает детям самим придумать и выполнить простые конструкции из блоков (превратить фигуры в какой-нибудь предмет или объект). 6. Игра «Лепим небылицы» по альбому Б.Б. Филькенштейна. Детям предлагается выложить небылицы из альбома, повторяя их геометрический рисунок. Воспитатель читает стихотворения-небылицы и комментирует то, что изображено на картинке, предлагает детям ответить на вопросы по картинке. После этого, им предлагается самим придумать небылицы и рассказать про них. 7. Игровое упражнение «Закономерность». Воспитатель выкладывает ряд фигур, логически связанных между собой, а дети угадывают по какому признаку разложены фигуры (по цвету, по форме, по размеру, по толщине). 8. Игра «Чего не хватает?». Воспитатель выкладывает какой-нибудь предмет из фигур, который оставляя его недостроенным (без одной детали). Дети должны догадаться, чего не достает в конструкции, и дополнить ее необходимой деталью. 9. Игра «Посчитай фигуры». Воспитатель выкладывает конструкцию из блоков и просит детей посчитать, сколько в постройке желтых фигур, сколько синих, сколько красных, сколько было использовано треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников. Игру можно усложнить, попросив посчитать только желтые круги, или синие квадраты и т.д. 10. Игровое упражнение «Что изменилось?». Воспитатель собирает конструкцию из фигур. Дети смотрят на нее и пытаются запомнить фигуры и их расположение. Затем они закрывают глаза, и воспитатель убирает фигуру из постройки, либо заменяет ее на другую. Предлагает дошкольникам угадать, что изменилось. Игра хорошо развивает зрительную память и произвольное внимание. 11. Игровое задание «Четвертый лишний». Перед ребенком выкладывается 4 фигуры. Он должен догадаться, по какому принципу выложены фигуры, и какая фигура лишняя. 12. Игра «Ищем клад». Перед ребенком выкладывается карта с 9 блоками, под одним из которых кладется картинка с изображением клада. Ребенок должен с помощью наводящих вопросов угадать, под каким блоком спрятан клад. Вопросы могут быть о форме, цвете, размере фигуры. 13. Игра «Домики для блоков». Ребенку выдается карточка с изображением дома и подсказки, какой блок, на каком этаже живет. Он должен с помощью подсказок «заселить» блоки в домики. Заключение: - В заключение моего выступления хочу сказать: дети знают названия геометрических фигур, цвета, формы, размера, умеют сравнивать, классифицировать, обобщать, владеют счетом в пределах 5. Они полюбили конструирование и с удовольствием создают собственные конструкции из блоков Дьенеша, используют «Логические блоки» в свободной самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевой игре. У моих воспитанников улучшилась игровая деятельность, и появился творческий подход к выполнению заданий. В настоящее время я продолжаю вести эту работу уже второй учебный год. - Уважаемые педагоги, перспективой данной деятельности может быть создание конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений у детей от 3-5 лет и многое другое. Спасибо за внимание! |
ПРИМЕЧАНИЯ. *Образ оратора (внешность, одежда, манеры, выражение лица, поза, походка, установление контакта со слушателями, использование невербальных средств общения). *Элементы внешней техники (интонация, мелодика, громкость, темп речи, пауза, интонационная разметка текста). *Элементы внутренней техники (техника мышечной свободы, техника многоплоскостного внимания, техника заражения внутренними видениями (визуализация) и др. *Наглядность (используется ли, на каком этапе выступления и с какой целью) | В костюме с доброжелательным выражением лица, расслабленными мышцами лица; стоя перед слушателями - без напряжения плеч и рук, с подтянутым животом, гибкими, податливыми коленями, чуть выставленной вперед одной ногой. Речь, подкрепленная движениями — в выразительных местах, делая упор на носок, меняя центр тяжести, отступая назад во время пауз, используя выразительную жестикуляцию умеренной, контролированной, при этом следить, чтобы жестикуляция не отставала от слов. Наглядность: презинтация со слайдами как дети самостоятельно используют «Логические блоки» Дьенеша в различных видах деятельности, слайды с изображением графика роста знаний детей и т.д. |
Предполагаемые вопросы слушателей и ответы на них (2-4 вопроса). | С каких игровых упражнений необходимо начинать знакомство с логическими блоками? Какие сказки можно использовать для закрепления звука (л,ль) с блоками Дьенеша? |
Дата защиты работы | 26.01.2024г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"
Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
- Мне нравится (2)