Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группе
проект по математике (старшая группа)

Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группе

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

 

Задачи:

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  • Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  • Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  • Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  • Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группе

  • Иванцива Лариса Станиславовна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Актуальность

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Срок реализации: долгосрочный.

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  • Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  • Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  • Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  • Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  • Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки-передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

  • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
  • НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Путешествие по городу Математики»;
  • НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры».
  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик-семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, чистоговорок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики-нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Танграм», «Геометрик», «Домино», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру».
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки .

Взаимодействие с родителями:

  • Создание альбома творческих работ, сделанных совместно с детьми «Занимательные странички цифр»
  • Привлечение к изготовлению дидактических игр
  • Предложить дома посетить сайт с интерактивными играми для обучения и закрепления навыков счёта у детей
  • Консультации: «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
  • «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте»
  • «Обучение счету и основам математики дошкольников»
  • «Правила, которые помогут вам в обучении малыша счёту»
  • «Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
  • «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
  • «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
  • «Математика - это интересно!»

Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Альбом «Занимательные странички цифр».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Ход проекта

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними были проведены консультации. Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: вместе с ребёнком придумать и нарисовать занимательную страничку цифры и красочно её оформить.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

  • читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик-семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
  • заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки, чистоговорки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

На заключительном этапе проекта были оформлены: альбом «Занимательные странички цифр», уголок занимательной математики. Были обработаны и оформлены материалы проекта.

Результаты проекта

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ «Уголок занимательной математики в старшей группе»

Одна из важных  задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображе...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

Проект на тему: "Занимательная математика"

Проект на тему: "Занимательная математика"...

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным&ra...

Проект "Занимательная математика" в старшей группе детского сада

Слайд 1.- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анастасия Александровна, а меня - Светлана Александровна.Сегодня мы предлагаем вашему вниманию презентацию по проекту Занимательная математика для ...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Занимательная математика"

Проверка математических знаний в игровой занимательной форме: в счёте, умении самостоятельно выполнять задания....

Итоговое занятие по математике "Занимательная математика" в старшей группе

план-конспект занятия по математике в старшей группе...