Конспект НОД по ФЭМП Закономерность и порядок. Полет в космос"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Михальченкова Татьяна Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

на тему "Закономерность и порядок» (Полёт в космос).

Цель: дать представление о закономерности и порядке, уметь выполнять закономерность.

Задачи

Образовательные:

- формировать представление и умение устанавливать закономерность;

- закреплять представления о геометрических фигурах;

- закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10;

- знакомить с пространственными представлениями: слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом;

- формировать элементарные навыки самооценки.

Развивающие:

- развивать у детей математическую речь, наблюдательность, мышление, память, внимание, конструктивные способности;

- тренировать мелкую моторику рук, координацию;

- способствовать развитию образного, логического мышления, воображения, непроизвольного внимания, умения делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • прививать интерес к математике;

  • формировать доброжелательное отношение друг к другу;

  • воспитывать самостоятельность;

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_matem_kosmos.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

на тему "Закономерность и порядок» (Полёт в космос).

Цель: дать представление о закономерности и порядке, уметь выполнять закономерность.

Задачи

Образовательные:

- формировать представление и умение устанавливать закономерность;

- закреплять представления о геометрических фигурах;

- закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10;

- знакомить с пространственными представлениями: слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом;

- формировать элементарные навыки самооценки.

 Развивающие:

 -  развивать у детей математическую речь, наблюдательность, мышление, память, внимание, конструктивные способности;

  - тренировать мелкую моторику рук, координацию;

- способствовать развитию образного, логического мышления, воображения, непроизвольного внимания, умения делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • прививать интерес к математике;
  •  формировать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать самостоятельность;

 - воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.

Вид деятельности: познавательная

Форма проведения: групповая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: ИКТ, беседа, проблемные  ситуации, художественное слово, объяснение, инструкция, работа в малых группах, подведение итогов, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы: магнитофон, маршрутная карта космического путешествия, заранее построенная совместно с детьми из ТИКО объемная ракета; картинка Солнечной системы, конструкторы: ТИКО, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, счетные палочки, схемы ракет; клей-карандаш, темные прямоугольные полоски и звезды разного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа: история освоения космоса, первый космонавт, достижения в области космонавтики, рассматривание иллюстраций о космосе.

Технологии: системно – деятельностный подход.

Длительность: 25- 30 минут

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1. Вводно-организацион-ный, и  мотивацион-но-побудитель-ный,

2 мин.

Приветствие:

Создание психологического настроя на деловую обстановку.

«Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять

И друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Проблемная ситуация.

Активизировать познавательную деятельность.

- А чем мы будем заниматься, вы сами скажете, отгадав загадки.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (Космос)

Дети отгадывают загадки.

2. Восприятие и усвоение нового и расширение имеющихся представлений.

19 мин.

Формулирование темы

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Ну, а сначала скажите мне, какое сегодня число? А какой праздник? (день Космонавтики).

- Верно! 12 апреля — день Космонавтики, Международный день полета человека в космос. А кто-нибудь из вас мечтает побывать в космосе?

Дети отвечают на вопросы, формулируют тему занятия.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкоймоторики, координации движений пальцев рук.

- Если в космос вы хотите, (кулачок-ладошка)

Значит скоро полетите. (ладони вместе вверх)

Самым смелым будет наш (сжимать и разжимать ладони)

Веселый, дружный экипаж. (скрестить ладони)

  • Посмотрите, у нас есть Маршрутная карта космического путешествия. На ней указаны этапы нашего путешествия: 1 этап — предполетная подготовка; 2 этап — взлет ракет; 3 этап — работа в открытом космосе; 4 этап — стыковка кораблей; 5 этап — приземление, подведение итогов. За карту предлагаю отвечать Мирославу.
  • Ну, что, готовы?

- Сейчас, кому звезда упадет на плечо плечо, тот тихонько усаживается за стол.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Усаживаются за столы.

- Ребята, в сегодняшнее путешествие мы с вами не поедем, а полетим. На чём можно лететь? (ракета). А как называется человек, который летит в космос? (космонавт)

- Представьте, что сегодня вы – космонавты.

Чтобы космонавтом стать,

Надо очень много знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте–ка, космонавтам помогает МАТЕМАТИКА!

Дети отвечают, на чём отправимся в путешествие, как называется человек, который летит в космос.

Актулизация знаний (работа с геометрическими фигурами).ТИКО

Закреплять знания о геометрических фигурах, умение строить из них ракету.

  • Опираясь на маршрутную карту, мы находимся на 1 этапе— Предполетная подготовка. Нам нужно построить ракету.
  • Давайте построим ееиз конструктора. Над строительством ракет работает целая команда. Поэтому и вы будет работь командой. Перед вами на столе лежит конструктор, у некоторых счетные палочки и вспомогательные схемы для всех. Ваша задача командой построить ракету.
  • Первая команда, из какого конструктора вы построили ракету? Вторая? Третья, чем вы воспользовались?
  • Ребята, мы вчера тоже строили ракету. Кто скажет, из какого конструктора? (ТИКО). Какими геометрическимифигурами мы воспользовались?(воспитатель по очереди показывает геометрические фигуры, а дети дают описание этих фигур).

Самостоятельная работа с конструктором и счетными палочками.геометрическими фигурами.

Дети строят ракету по схеме, дают описание геометрических фигур.

Работа с  палочками Кюизенера.

Умение сравнивать палочки по величине.

Умение соединять по точкам.

- Но, чтобыподняться на нашу ракету, необходим трап. Вот мы с вами и построим его из палочек Кюизенера, начиная с самой большой (дети строят трап из палочек Кюизенера). Лена строит у доски, все остальные за столами своей командой.

 - Я прошу вас выложить лесенку от ракеты, начиная с самой высокой ступеньки.

- Какого цвета самая высокая ступенька? (Оранжевая). Какому числу она соответствует? (Десять).

- Какого цвета самая низкая ступенька? (Белая). Какому числу она соответствует? (Один).

- А какая по счету желтая ступенька?

  • А какому числу соответствует красная ступенька?
  • Вот такая большая ракета с трапом у нас вышла! Значит, на этой ракете мы и отправимся с вами в полёт.
  • А теперь покажем путь космонавта к ракете. Перед вами лежит листочек с заданием. Вам нужно соединить по точкам.  Диана будет выполнять на доске, все остальные за столами. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа. Дети строят трап начиная с самой большой палочки от ракеты; соединяют по точкам.

Физкультминутка

Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

- Наш космический корабль готов, маршрут указан.Да и мы должны быть в полной готовности.

- Ну, а теперь, встали все возле своих стульчиков и повторяем движения за мной.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

Дети проговаривают слова рифмовки и одновременно выполняют соответствующие движения.

Дыхательная гимнастика

укреплять дыхательную мускулатуру.

  • Ну, а сейчас все проходим на ковер, устраиваемся поудобнее лицом к воспитателю(дети садятся). Давайте подготовимся к полёту, сделаем глубокий вдох и выдох (3 раза).
  • Мы готовы ко 2 этапу. Мирослав, что на втором этапе? (Взлет ракеты)
  • Ребята, наш полет в космос должен быть не более 15 мин. Данил, предлагаю тебе следить за временем. Посмотри, пожалуйста, на часы и определи, во сколько мы дожны вернуться.

Дети выполняют соответствующие движения.

закреплять выполнять счёт до 10 и обратно.

Зрительная гимнастика.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Считаем до десяти (дети считают).

- Наша ракета не летит, значит нужен обратный отсчёт (считают от десяти до одного).

- Пуск! Поехали!

- Представили, что взлетаем.(Звучит космическая музыка).

В темном небе звезды светят (глаза зыкрыты)

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит(моргаем)

И на Землю вниз глядит(глаза вниз-вверх)

Видит сверху он поля (круговые движения)

Горы (зигзаг), реки (восьмерка), и моря (овал).

Видит он весь шар земной (сжать пальцы в кулачок и на него смотрим вдаль)

Шар земной — наш дом родной. (кулочок приблизить, смотрим вблизи.)

Дети считают до 10 и обратно (прямой и обратный счёт).

Выполняют зрительную гимнастику.

Открытие детьми новых знаний (знакомство с новым материалом)

знакомить с пространственными представлениями: слева от, справа от, ниже – выше, ближе – дальше, около, между, рядом.

Картинки на доске (все планеты Солнечной системы).

- Вот мы и оказались на 3 этапе- в открытом космосе.

- Вот Солнце. Это Звезда. А вот это - планеты Солнечной системы. Кто мне скажет, сколько их? (их девять). А вы, ребята, знаете ли какие- нибудь планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

- Покажите планеты, которые находятся слева от Солнца

- Покажите планеты, которые находятся справа от Солнца.

- Покажите планету, которая находится ближе к Солнцу.

- Покажите планету, которая находится дальше от Солнца.

- Покажите планету, которая находится около планеты Юпитер.

- Покажите планету, которая находится рядом с планетой Венера.

- Покажите планету, которая находится выше планеты Юпитер.

- Покажите планету, которая находится ниже планеты Марс.

Дети отвечают на поставленные вопросы,

показывают планеты на доске.

Игра «Назови число»

Закрепление знаний соседей числа

- Поработали, а сейчас немного отдохнём и поиграем.

Игра (с мячом) «НАЗОВИ ЧИСЛО»

- Я задаю вопрос и бросаю мяч, а тот, кому был брошен мяч, должен его поймать и ответить на вопрос.

Дети отвечают на вопросы:

- какое число стоит после числа 6?

- какое число стоит после числа 8?

- какое число стоит после числа 4?

- какое число находится перед числом 3?

- какое число находится после числа 9?

- назови соседей числа 5?

- назовите соседей числа 7?

Дети отвечают на вопросы.

Самостоятельное применение новых знаний на практике.

Дать представление о закономерности.

закреплять изученный материал.

- А еще можно увидетьзвезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками. Помните, мы читали в энциклопедии, что звездочки на самом деле разного цвета, это нам они только кажутся желтыми.

- Сейчас, кому вручаю звездочку, тот переходит ещё в один из отсеков нашей большой ракеты и садится за стол на свое место. Давайте попробуем собрать звёздный путь. А кто знает, как его еще иначе называют? (Млечный путь, повторить хором и индивидуально). Млечный путь  это полоса света, образованная звездами.

  • Сейчас я познакомлю вас с одним очень интересным словом -  ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (повторить хором и индивидуально). Как вы думаете, что это значит?

- Закономерность значит закон, порядок, правило, по которому мы будем действовать. Давайте попробуем. Перед вами лежит клей, темная полоса - это будет ночное небо, звездочки разного цвета.

- Возьмите звездочку, которую я вам вручила. Какого она цвета? (желтая). И приклейте ее слева, в самом начале полосы, за ней приклейте розовую, следующую - оранжевую, затем снова желтую, потом розовую. Как вы думаете, какая звездочка будет следующая? (оранжевая)

  • Это и есть закономерность. Продолжите собрать Млечный путьсами.
  • Справились? Эти полоски со зездами похожи на закладки. Предлагаю вам, по окончании нашего путешествия забрать с собой на память. Ведь с путешествия всегда с собой что-нибудь привозим!
  • А сейчас, ребята, у нас с вами стыковка кораблей и сеанс связи с инопланетянами. Это у нас, Мирослав, какой этап? (4 этап).
  • Они передали нам листочки и просят нас выполнить задание. Вам нужно найти закономерность и дорисовать недостающие фигуры. (Дима у доски, все остальные за столами). Какую выявили закономерность? (вправо и влево в клеточках не хватает фигур)
  • Стыковка кораблей прошла благополучно. Задание от инопланетян выполнили.

Дети приклеиваютзвёздочки и отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание на листочках.

3. Заключительный этап. Рефлексия,

 4  мин.

 

  •  Давай еще немного полетаем и пора нам возвращаться на Землю. Космический отряд выходим на ковер, не забывая взять с собой закладки.

Музыкальная игра «Космос»

Вот мы и на 5 этапе (Приземление и подведение итогов)

- Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

Вот и мы опять в детском саду.

- Понравилось вам путешествие? Чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что больше всего запомнилось?

- Я благодарю экипаж. До новых путешествий!

Дети выполняют движения под музыкальную игру.

отвечают на вопросы, делают выводы, рефлектируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Полет в космос"

Занятие-путешествие.Дети отгадывают загадку на каком виде транспорта полетят.Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.Посетили планеты "Геометрические фигуры , "Планету цифр"....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Полет в космос"

Занятие-путешествие.Дети отгадывают загадку на каком виде транспорта полетят.Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.Посетили планеты "Геометрические фигуры , "Планету цифр...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Полет в космос"

Конспект открытого занятия направленное на закрепление полученных знаний в течение учебного года в игрвой форме....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Полет в космос"

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).Закреплять умение последовательно на...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Полет в космос»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Полет в космос»...

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе "Полет в космос".

совершенствовать навыки счета в пределах 10, закреплять знание цифр от 1 до 10; закреплять умение составлять изображение из счетных палочек по образцу; развивать умение ориентироваться на листе бумаги...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Полет в космос»

  Цели: Закреплять знания о цифрах 1,2,3, умение соотносить цифру с количеством предметов; закреплять знание геометрических фигур, знание основных цветов и их оттенков, знание временн...