Конспект открытого занятия "Путешествие в страну Геометрию"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Надежда Викторовна Дмитриева

Конспект НОД по познавательному развитию  в подготовительной группе

Цель: закрепить представления об основных свойствах и отношениях геометрических тел и геометрических фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

«Путешествие в страну Геометрию»

Конспект НОД по познавательному развитию  в подготовительной группе

Воспитатель 1 категории

 Дмитриева Надежда Викторовна

Стаж 30 лет

С.Печерск

2024г

«Путешествие в страну Геометрию»

Конспект НОД по познавательному развитию 

 в подготовительной группе

Цель: закрепить представления об основных свойствах и отношениях геометрических тел и геометрических фигур.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о геометрических телах и фигурах, их свойствах, умение демонстрировать их;

- обобщить представления о пирамиде, призме;

учить детей делать сравнительный анализ, находить сходства и отличия, аргументировать свой  ответ;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память, смекалку, воображение, связную речь, мелкую моторику. 

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к математическим занятиям, умение доводить начатое дело до конца; 
- воспитывать доброжелательное отношение, прийти на помощь в трудную минуту.
- воспитывать у детей культуру общения в совместной деятельности, организованность, собранность, наблюдательность, дисциплинированность.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование: презентация, геометрические фигуры из разноцветного картона, треугольные пирамиды из разноцветного картона, шапочка Ластика (прямоугольная призма), шапочка Карандаша (цилиндр), пластмассовый шар, цилиндр, конус, куб, карточки с заданиями, цветные мелки, ластики.

Методы и приемы:

- Игровой: (игры);

- Словесный: (вопросы к детям, уточнения, поощрения);

-Наглядно – демонстрационный: (презентация, пластмассовые геометрические тела, картонные геометрические фигуры, карточки с заданиями);

-Практический (выполнение заданий).

ХОД НОД

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними дружно поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Создание эмоционально-положительного настроя:

Воспитатель: Собрались сегодня снова, все к занятию готовы!

Будем весело играть и друг другу помогать!!!

Воспитатель: Кажется, к нам пришли еще гости. Ребята, давайте разойдемся в разные стороны и посмотрим, кто же к нам пришел.

(Ребята расходятся налево и направо по 3 человека)

  • Мотивация

Музыка ( под музыку входят Ластик и Карандаш)

Разыгрывается сценка.

Ребенок (в роли Ластика): Я Ластик – очень аккуратный и ужасный чистюля.

Ребенок (в роли Карандаша): А я – Карандаш. Очень любопытный, всюду сую нос и на всем оставляю следы. Вот сейчас возьму и нарисую дом!

Ребенок (в роли Ластика): Кто же в таком доме жить захочет! Никакой ты не художник, а просто палка деревянная!

Ребенок (в роли Карандаша): -Никакая я не палка, а самый настоящий цилиндр. Только тоненький, А вот ты... Ты - призма прямоугольная.

Ребенок (в роли Ластика): Это я призма? А что такое призма?

Ребенок (в роли Карандаша):Ты не знаешь что такое призма?

Ребенок (в роли Ластика): Нет, не знаю

Воспитатель: Не грусти, Ластик. Дети подготовительной группы «Капитошка» знают, как тебе помочь, правда, ребята?

Дети: Да.

Слайд №1

Воспитатель: Надо отправиться в страну Геометрия. Рассказать Ластику о геометрических телах и фигурах.

Воспитатель: Ну что, любознательные математики, вы готовы к путешествию, к самым невероятным приключениям и удивительным открытиям?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте произнесем волшебные слова!

Руки на пояс поставь, побыстрей,

Вокруг себя повернись веселей!

В стране Геометрия ты окажись,

Тела и фигуры изучай, не ленись

Воспитатель: Вот мы с вами  и оказались в самой настоящей стране Геометрия. Присаживайтесь на свои места. Дети что же означает слово «геометрия»?

Слайд №2

Дети: «гео» - земля, «метрия»- мерить

Воспитатель: Действительно, первоначально слово «геометрия» означало умение измерять землю,

Слайд №3

со временем «геометрией» стали называть раздел науки математики, который изучает фигуры, их свойства, измерения.

Основная часть:

  • Город Пирамид.

Воспитатель: Итак, мы начинаем наше путешествие

Воспитатель: Название первого города вы узнаете, отгадав загадку:

Египтяне их сложили

 И так ловко смастерили,

Что стоят они веками.

Догадались, дети, сами

Что же это за тела,

Где вершина всем видна?

(Пирамида)

Слайд №4

Воспитатель: На экране мы видим самую настоящую пирамиду. Пирамиды придумали египтяне

 (На столах у детей разные пирамиды, сделанные из разноцветного картона)

Воспитатель: Ребята, у вас на столах пирамиды. Возьмите пирамиды и скажите это геометрическая фигура или геометрическое тело?

Дети: Это геометрическое тело, потому что у него есть объем.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы называем геометрическими телами, а что - геометрическими фигурами

Дети: (демонстрируя геометрические фигуры, произносят)

(На столе у воспитателя лежат геометрические фигуры и геометрические тела. Дети выходят к доске, берут фигуры и тела и демонстрируют стихотворение)

Треугольник, круг, квадрат

Все фигуры встали в ряд,

Как на них ты не взгляни,

Очень плоские они.

 

Куб и шар и пирамида

Все они другого вида,

Как на них ты не взгляни –

Все объемные они .

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и вспомнили что мы называем геометрическими телами, а что геометрическими фигурами

(Садятся)

 Воспитатель: Ребята, назовите геометрические фигуры. 

(На столе у воспитателя геометрические фигуры. Дети по очереди называют и прикрепляют фигуры к магнитной доске)

Дети:  Круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, треугольник, трапеция

Воспитатель:  Да, это геометрические фигуры. Если мы посмотрим на них прямо мы видим их форму, видим фигуру, а если повернем боком то видим только узенькую полосочку. Значит они тоненькие, плоские. Мы даже можем спрятать их между ладошек.

Воспитатель: Ребята, а теперь назовите геометрические тела.

(На столе у воспитателя геометрические тела. Дети называют, и показывают)

Дети: Шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.

Воспитатель: Их мы можем спрятать между ладошек?.

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Они имеют тело, объем.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Объемное – плоское». 

(Дети выходят и выстраиваются  в шеренгу )

 Если вы услышите название геометрической фигуры – хлопайте в ладоши, а если – геометрическое тело – топайте ногами. Шар, круг, квадрат, куб, цилиндр, овал,  пирамида, ромб, конус…

Воспитатель: Молодцы, вы были предельно внимательны и не сделали ошибок.

( Садятся)

Воспитатель: А теперь, возвращаемся к пирамидам. Вспомните, что есть у пирамиды?

Дети: У пирамиды есть вершина, ребра, грани и основание. У основания тоже есть вершины и ребра. Основанием  данной пирамиды является треугольник.

 (На столах у детей модели пирамид. Они демонстрируют вершину, грани, основание)

Воспитатель: Рассмотрим, какие же бывают пирамиды

Слайд №5 (Если в основании треугольник - это треугольная пирамида, четырехугольник- четырехугольная пирамида, пятиугольник- пятиугольная пирамида, шестиугольник – шестиугольная) Боковые грани пирамиды – это треугольники.

Практическое задание. На столах у детей карточки с контурным изображением пирамид.(Задание проверяется на интерактивной доске)

Воспитатель: Хорошо, а теперь мы выполним задание.

Слайд №6

Возьмите карточку с заданием №1. Какую мы видим пирамиду? (Дети: четырехугольную). Отметьте: красным мелком - вершину четырехугольной пирамиды (Проверим себя –щелчок на слайде);

Слайд № 7

Берем карточку №2.Теперь перед нами какая пирамида? (Дети: Пятиугольная) Синим цветом – обвести боковые ребра пятиугольной пирамиды  (Проверим себя –щелчки на слайде);

Слайд № 8

Следующая карточка №3. Это у нас….( Дети: шестиугольная пирамида) Зеленым  мелком- обозначить вершины основания шестиугольной пирамиды (Проверим себя –щелчки на слайде);

Слайд № 9

Карточка №4. У треугольной пирамиды надо заштриховать одну из граней пирамиды (Проверим себя –щелчки на слайде) .

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Вот мы побывали в городе Пирамид. Продолжаем наше путешествие.

ИГРА «Расставь дома»

Воспитатель: Ребята, напомните мне, какие  геометрические тела вы знаете?

Дети: Шар, цилиндр, конус, куб.

Воспитатель: Они все жители страны Геометрия. С ними приключилась беда. Ураганный ветер разбросал все дома.

Жителям страны нужна помощь. Нужно быстро расставить дома по своим городам  .

(Выходят)

МУЗЫКА. Дети расставляют дома

Воспитатель: Вот у нас город кубов, шаров, конусов, цилиндров

Воспитатель: В каком городе у нас получилась самая длинная улица? В каком  самая короткая?

Дети: Самая длинная улица  в городе    , самая короткая  в городе    .

Воспитатель: Молодцы ребята, вы помогли жителям расставить дома, но, к сожалению, не узнали, что такое прямоугольная призма, пора отправляться дальше.

(Садятся на места)

Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по стране Геометрия. И оказываемся на Призмачном острове. Не пугайтесь, на этом острове живут не призраки, а самые настоящие призмы.

Слайд № 10

Воспитатель: Посмотрите, как много призм. Что можно сказать об этих геометрических телах?

Воспитатель: Сколько оснований у призмы?

Дети: У призмы есть два основания – это одинаковые многоугольники, есть ребра, грани призмы – это прямоугольники.

 

Воспитатель: Призма в переводе с древнегреческого языка означает «отпиленный»

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много вокруг предметов имеет форму призмы. На что похожа призма?

Слайд №11

Дети: Губка для посуды и чемодан, шкаф, микроволновка, пчелиные соты, компьютер, кусок сыра, кусок торта – предметы, имеющие форму призмы.

Воспитатель: Вот сколько предметов вокруг нас похожих на призму. Ластик , теперь тебе понятно, что такое призма?

Ребенок (в роли Ластика): Да. Ребята, спасибо вам. Теперь я знаю что такое призма.

Воспитатель: Очень отрадно видеть тебя, Ластик, веселым, улыбчивым и доброжелательным. Как замечательно приходить на помощь и быть полезным.! А нам остается выполнить еще одно задание.

Слайд №12

НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ

Воспитатель: Дети, не только призма, а все геометрические тела похожи на какой-то предмет окружающего мира. Возьмите карточку с заданием 5. Соедините предметы окружающего мира с  геометрическим телом.

(Проверяем -щелчки на слайде)

Воспитатель: Хорошо. Мы все задания выполнили. Молодцы. Вот мы и побывали в стране Геометрии, а теперь нам пора возвращаться в детский сад

(Выходят на коврик)

Вокруг себя повернись

В  детском саду окажись !

 

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель:  Дети, скажите, пожалуйста, где мы сегодня  побывали?
Дети:  ( В стране Геометрии)

Воспитатель: Что мы с вами вспомнили сегодня на занятии?

Дети: Геометрические фигуры и тела

Воспитатель: Что вам понравилось особенно не занятии?
Воспитатель:  Я благодарю, вас дети за ваше старание, умение, внимание, желание прийти на помощь. И на память о нашем путешествии жители страны Геометрии передали для вас подарки. Это ластики. Они имеют форму    ( призмы)

Геометрию любите!

С геометрией дружите,

Пусть поможет вам внимание,

Память, логика, старание!

Воспитатель: Наших гостей благодарим за внимание. Говорим всем до свидания

(Уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "В стране вежливости"

Вежливость - одна из важнейших нравственных категорий. Воспитание этого морального качества личности, которое проявляется в общении с людьми, - тонкий и длительный процесс. Поэтому основы вежливости с...

Конспект НОД "Путешествие в страну "Геометрию"

Конспект НОД "Путешествие в страну "Геометрию"...

Конспект открытого занятия "В стране песочных игр" педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает опыт рефлексии, он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать ...

Конспект занятия «Гости из страны Геометрия»

Конспект занятия по ФЭМП «Гости из страны Геометрия»...

Конспект открытого занятия «В страну сказок» по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Тема:  «В страну сказок»Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно ...

Конспект открытого занятия Песочная страна

Цель: Формировать у детей творческий потенциал с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности песочной живописи....

Конспект открытого занятия «Наша страна — Россия»

Тема: «Наша страна - Россия»Возрастная группа:средняя.Форма организации: групповая.Цель: формирование патриотических чувств, чувства гордости,уважения по отношению к своей стране.Планируем...