Занятие по формированию элементарных математических представлений, Порядковый счет, 4-5 лет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Тема: «Порядковый счет»

Цель: формирование у детей представлений о порядковом счете, умения называть числа порядкового счета в пределах 5 в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитательные:

-Воспитывать желание внимательно слушать педагога.

Развивающие:

-Развивать у детей память.

-Развивать у детей зрительноеи слуховое внимание.

-Закрепить знание детей о квадрате (равенстве его сторон, способах проверить это).

-Закреплять умение называть предметы квадратной формы.

Обучающие:

-Формировать навыки порядкового счета в пределах 5.

-Формировать умение составлять квадрат из счетных палочек.

-Формировать умение делать квадрат из счетных палочек больше, добавляя к каждой из его сторон еще по 1 счетной палочке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Тема: «Порядковый счет»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Формы организации: индивидуальная, коллективная

Планируемый результат:

-Дети внимательно слушают педагога.

-Дети запоминают последовательность предметов, проговаривают ее.

-Дети знают о равенстве сторон квадрата, способах проверить это.

-Дети называют предметы квадратной формы.

-Дети ведут порядковый счет в пределах 5.

-Дети составляют квадрат из счетных палочек.

-Дети делают квадрат из счетных палочек больше.

Цель: формирование у детей представлений о порядковом счете, умения называть числа порядкового счета в пределах 5 в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы

Воспитательные:

-Воспитывать желание внимательно слушать педагога.

Развивающие:

-Развивать у детей память.

-Развивать у детей зрительноеи слуховое внимание.

-Закрепить знание детей о квадрате (равенстве его сторон, способах проверить это).

-Закреплять умение называть предметы квадратной формы.

Обучающие:

-Формировать навыки порядкового счета в пределах 5.

-Формировать умение составлять квадрат из счетных палочек.

-Формировать умение делать квадрат из счетных палочек больше, добавляя к каждой из его сторон еще по 1 счетной палочке.

Миша – продолжать закреплять умение отвечать полным предложением.

Список использованных источников:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028.
  2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.  

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.

Методы воспитания: беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игра, чтение художественной литературы.

Оборудование: игрушка зайца; записка с рецептом; игрушки лук, огурец, баклажан, картофель, перец и тарелочки; бумажный квадрат; счетные палочки по количеству детей; карточки с изображением лука, огурца, баклажана, картофеля и перца по количеству детей; карандаши по количеству детей; листы с изображением деревьев по количеству детей; лист, где отодвигаются деревья и за некоторыми изображены животные.

Предварительная работа: Игра «Поиграем с собачкой»

Цель: закрепление умений осуществлять количественный счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

Ход:

-Ребята, смотрите, кажется, нашей собачке грустно. Она стоит здесь, и вы с ней совсем не играете. Как думаете, во что любят играть собачки? (В мяч) Я тоже так думаю. Давайте сейчас поиграем немного с ней. А чтобы собачке было интересней с нами играть, давайте будем считать, сколько раз мы кинули мячик. Давайте встанем в круг, а собачку поставим в центр, она будет пытаться ловить наш мяч. Когда будете кидать мяч, говорите, сколько раз мы кинули. Смотрите, я кидаю Артему и говорю «1». Артем, кидай мяч кому-нибудь. Так продолжается, пока не дойдет до 10.

-Ребята, у меня появилась идея еще лучше. Давайте теперь мы будем кидать друг другу мяч, но будем называть числа в обратном порядке. Я кидаю мяч Каролине и говорю «10». Каролина, теперь ты кидай. Так продолжается, пока не дойдет до 1.

-Вот как здорово! Теперь нашей собачке не так грустно. Можете теперь накормить ее, она будет рада. А еще посмотрите, кто у нас стоит? (Кошечка) Да. Посмотрите, она тоже загрустила. Можете и с ней сыграть в мяч, считая каждый бросок.

Индивидуальная работа: Игра «Зайчики».

Цель: закрепление умения считать в пределах 3, образовывать число 3 и сравнивать его с предыдущим.

Ход: Никита, смотри,перед тобой лежит полоска, а в тарелочке зайчики. На верхнюю полоску положи 3 зайчика. Давай посчитаем один, два, три, всего 3 зайчика.

-А, что любят зайцы? (Морковку) Давай угостим зайцев морковкой. На нижнюю полоску карточки положи 2 морковки. Не забывай, что под каждого зайца мы кладем по одной морковке.Давай посчитаем. (1,2.Всего 2 морковки) Чего больше зайцев или морковок? (Зайцев больше, чем морковок) Чего меньше морковок или зайцев? (Морковокменьше, чем зайцев) Сколько всего зайцев? (3) Сколько всего морковок? (2) Какое число больше 3 или 2? (3) Какое число меньше 2 или 3? (2) Как сделать так, чтобы зайчиков и морковок стало поровну– по 3?(Добавить еще 1 морковку). Давай добавим ее. Ребенок выкладывает 1 морковку на нижнюю полоску.

-Сколько теперь стало морковок, давай посчитаем. (1,2,3.Всего 3 морковки) Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? (Их стало поровну по 3)Пока мы с тобой считали, один из зайчиков съел морковку. Сколько осталось морковок? (2) А как можно еще сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну– по 2? (Убрать зайчика)Давай уберем его, рас он уже съел свою морковку. Ребенок убирает 1 зайца.

-Сколько теперь стало зайчиков? (2) Кого больше, зайчиков или морковок? (Их поровну по 2) Все верно, молодец!

Ход

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Поощрение

Чтение худ.

слова

Дети находятся на ковре.

- Становитесь, дети в круг.            Вместе за руки возьмемся

  Ты мой друг и я твой друг.          И друг другу улыбнемся.

-Ребята, смотрите, кто пришел к нам на этот раз. Кто это? (Заяц) Все верно, ребята. Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Он тоже живет в волшебном лесу. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, зайчик! Как у тебя дела?

Педагог подносит игрушку зайца к уху.

-Зайчик сказал, что недавно мама рассказала ему рецепт своего супа, который очень нравится зайчику. Он очень хотел его приготовить, но понял, что один никак не справится. Ему очень грустно. Что же делать? (Поможем ему) Да, ребята, давайте поможем зайчику сварить суп. Потом зайчик угостит этим супом свою маму. Давайте все сядем на стульчики.

Дети слушают педагога, отвечают на его вопросы.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

2.Основная часть.

2.1. Игра «Какой по счету?»

Задачи:

-Развивать у детей память.

-Развивать у детей зрительное внимание.

-Формировать навыки порядкового счета в пределах 5.

Беседа

Объяснение Демонстрация

Упражнение

Поощрение

Дети сидят на стульчиках.

-Смотрите, у зайчика есть записка с рецептом, давайте посмотрим, что же в ней написано. Здесь написано, что нужны некоторые овощи, они уже лежат рядом со мной на стульчике. Давайте посмотрим, какие овощи лежат здесь? (Лук, огурец, баклажан, картофель, перец)

-Ребята, овощи надо положить в суп именно в таком порядке. Давайте проверим, правильно ли лежат овощи. Какой по счету лук, если считать слева направо? (1) Какой по счету огурец, если считать слева направо? (2) Какой по счету баклажан, если считать слева направо? (3) Какой по счету картофель, если считать слева направо? (4) Какой по счету перец, если считать слева направо? (5)

-Ребята, мы всегда считаем слева направо. А что будет, если попробовать посчитать справа налево? Давайте попробуем. Какой по счету лук, если считать справа налево? (5) Какой по счету огурец, если считать справа налево? (4) Какой по счету баклажан, если считать справа налево? (3) Какой по счету картофель, если считать справа налево? (2) Какой по счету перец, если считать справа налево? (1) Вот как интересно получилось. В каком же порядке нам надо брать овощи? Давайте посмотрим в рецепте.

Педагог с детьми смотрят записку с рецептом.

-В рецепте написано, что надо считать слева направо, как обычно. Хорошо запомните порядок, в котором стоят овощи.

Педагог дает время детям, чтобы они запомнили последовательность.

-А теперь закройте глаза, посмотрим, как хорошо вы запомнили порядок.

Педагог меняет овощи местами.

-Открывайте. Что же изменилось? Какой по счету лук, если считать слева направо? (3) А каким по счету он должен быть? (1) Какой по счету баклажан, если считать слева направо? (2) А каким по счету он должен быть? (3) Какой по счету огурец, если считать слева направо? (1) А каким по счету он должен быть? (2) Ребята, а картофель и перец стоят на своих местах? (Да) Все верно сказали. Давайте еще раз проверим вашу внимательность.

Игра повторяется еще раз.

-Вот как здорово! Теперь эти овощи можно положить в кастрюлю.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Закрывают глаза, открывая, говорят что изменилось.

Дети запоминают последовательность предметов, проговаривают ее.

Дети внимательны.

Дети ведут порядковый счет в пределах 5.

2.2. Игра «Составим квадрат из палочек»

Задачи:

-Воспитывать желание внимательно слушать педагога.

-Развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

-Закрепить знание детей о квадрате (равенстве его сторон, способах проверить это).

-Закреплять умение называть предметы квадратной формы.

-Формировать навыки порядкового счета в пределах 5.

-Формировать умение составлять квадрат из счетных палочек.

-Формировать умение делать квадрат из счетных палочек больше, добавляя к каждой из его сторон еще по 1 счетной палочке.

Беседа

Упражнение

Поощрение

Демонстрация

Моделирование

Дети сидят на стульчиках.

-Ребята, зайчик ведь пришел к нам из волшебного леса, значит и кастрюля у него необычная. Посмотрите, какая кастрюля.

Педагог показывает детям бумажный квадрат.

-Ребята, а какую фигуру вам напоминает эта кастрюлька? (Квадрат) Точно, квадрат. А какие стороны у квадрата? (Равные, одинаковые) А как это можно проверить? (Сложить квадрат пополам) Все верно. Миша, иди, попробуй сложить эту кастрюльку пополам, чтобы проверить, действительно ли она похожа на квадрат.

Ребенок складывает бумажный квадрат пополам, садится на место.

-Отлично, правая и левая стороны сошлись. А теперь давайте проверим, сходятся ли верхняя и нижняя стороны. Мироша, выйди, проверь.

Ребенок складывает бумажный квадрат пополам, садится на место.

-Сошлись ли стороны? (Да) Отлично!

-Но, ребята, у квадрата еще сходятся верхняя и нижняя стороны с левой и правой сторонами. Как можно проверить, сходятся ли у этой кастрюльки эти стороны? (Сложить по диагонали) Да, все верно. Никита, иди, проверь, сходятся ли стороны.

Ребенок складывает бумажный квадрат пополам, садится на место.

-Все сошлось? (Да) Отлично, значит эта кастрюлька действительно квадратная.

-Ребята, я тут подумала, может быть каждый попробует сам сварить суп по рецепту от мамы зайчика? Каждый сделает себе кастрюльку и положит туда овощи, смотрите, какие у меня есть.

Педагог показывает карточки с изображением лука, огурца, баклажана, картофеля, перца.

-А для того, чтобы сделать кастрюльки, можно использовать счетные палочки. Давайте пойдем к столу, там вам будет удобнее. Возьмите стульчики.

Дети с педагогом идут к столу.

-Посмотрите, ребята, что лежит на столе? (Счетные палочки и овощи) Все верно. Чтобы получилась кастрюлька, вам надо из счетных палочек сложить квадрат. Потом мы положим туда овощи. Можете начинать.

Дети самостоятельно выкладывают из счетных палочек квадрат.

-Ну что, ребята, все справились? (Ответы) Вот какие молодцы! Но мне кажется, у вас получились очень маленькие кастрюльки. Попробуйте сделать их больше. Как это можно сделать? (Ответы) Можно просто добавить к каждой стороне еще по 1 счетной палочке. Попробуйте.

Дети делают квадрат больше, добавляя к каждой стороне по 1 счетной палочке.

-А теперь давайте положим в наши кастрюльки овощи. Смотрите они передо мной

Дети слушают педагога, кладут в квадрат карточки с изображением овощей.

-Сначала надо положить лук. Если считать слева направо, каким по счету он стоит у меня? (3) Верно. Каким по счету мы его положим в кастрюлю? (1) Верно. Положите в свои кастрюльки лук. Теперь надо положить огурец. Если считать слева направо, каким по счету он у меня стоит? (5) Каким по счету мы его положим в кастрюлю? (2) Верно. Положите его к себе.

Так повторяется со всеми овощами.

Все справились? (Да) Отлично! Теперь пришло время сварить наш суп.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, сгибают бумажный квадрат, выкладывают квадрат из счетных палочек.

Дети делают квадрат больше, добавляя к каждой стороне еще по 1 счетной палочке, складывают в него овощи в правильной последовательности.

Дети внимательно слушают педагога.

Дети внимательны.

Дети знают о равенстве сторон квадрата, способах проверить это.

Дети называют предметы квадратной формы.

Дети ведут порядковый счет в пределах 5.

Дети составляют квадрат из счетных палочек.

Дети делают квадрат из счетных палочек больше.

Физминутка

Задачи:

-Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение худ.

слова

Дети сидят за столом.

-Ребята, а кто обычно варит суп? (Повар) Получается, мы с вами сейчас будем настоящими поварами? (Ответы) Ну, тогда давайте начинать варить наш суп. Давайте сделаем шаг назад от нашего стола.Повторяйте движения за мной.

Посмотри на поварят, (повороты туловищем вправо-влево).

Все мы встали дружно в ряд!

Приготовить все мы можем. (развести руки в стороны)

Приходите к нам – поможем! (показать руками класс)

Можем резать булку ловко (движение рукой вперед-назад).

Можем натереть морковку (потереть кулак об ладонь).

Можем с полки ложку взять (тянемся вверх).

Можем суп наш размешать (вращение руками).

Ой, спасибо, поварята! (приложить руки к щекам)

Очень рады все ребята! (хлопаем).

-Вот и готов наш суп. Давайте его попробуем.

Дети и воспитатель «пробуют» суп.

-Ой, как вкусно получилось! Зайчик, тебе нравится?

Педагог подносит игрушку к уху.

-Зайчик говорит, что ему очень понравился суп. А вам, ребята? (Ответы)

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.3. Игра «Кто где спрятался?»

Задачи:

-Воспитывать желание внимательно слушать педагога.

-Развивать у детей слуховое восприятие.

-Формировать навыки порядкового счета в пределах 5.

Беседа

Упражнение

Демонстрация

Поощрение

Дети стоят у стола.

-Ребята, зайчикрассказал всем своим лесным друзьям, что сегодня идет к вам. Им всем уже так интересно посмотреть и поиграть с вами, что они решили поиграть сегодня с вами в «Прятки».

Педагог помещает на мольберт листок с деревьями.

-Они все спрятались за этими деревьями. Зверята сказали мне, кто за каким деревом спрятался, но без вашей помощи мне и зайчику никак их не найти. Сейчас я каждому дам листочек с деревьями. Я буду называть ряд, и место того дерева, за которым кто-то спрятался. Вам надо будет обвести это дерево. После этого мы проверим, всех ли зверят вы нашли. Приступим? (Ответы)

Педагог говорит дерево, дожидается, когда дети обведут его.

-Первый ряд, слева направо пятое дерево. Второй ряд, слева направо первое дерево. Третий ряд, слева направо четвертое дерево. Четвертый ряд, слева направо второе дерево. Пятый ряд, слева направо третье дерево.

-А теперь давайте проверим. Какое дерево в первом ряду вы обвели? (Пятое)Давайте проверим, есть ли здесь кто-нибудь.

Педагог отодвигает дерево.

-Да, и правда. А кто здесь спрятался? (Белочка) Верно. Давайте дальше.

Так педагог и дети проверяют все ряды деревьев.

-Вот как здорово поиграли со зверятами.

Дети внимательно слушают педагога, обводят названные им деревья, совершают самопроверку

Дети внимательно слушают педагога.

Дети проявляют слуховое внимание.

Дети ведут порядковый счет в пределах 5.

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

-Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа

Поощрение

Дети стоят у стола.

-Ребята, вам понравилось играть со зверятами? (Ответы) Им тоже очень понравилось с вами играть.

-А что мы сегодня еще делали? (Ответы)

-Что нового вы сегодня узнали? (Ответы)

-Что вам понравилось больше всего? (Ответы)

-Вам было весело? (Ответы) Я очень рада.

-Зайчик говорит вам «Большое спасибо!» за то, что вместе с ним сварили суп, теперь он умеет его готовить. Он обязательно расскажет об этом маме и угостит её своим собственным супом. Мне кажется, его мама будет очень рада. Зайчику так понравилось с вами играть, что он решил остаться еще.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети анализируют процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулируют вывод.

4.Открытость.

Задача:

-Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Поручение

Дети стоят у стола.

-Ребята, а вы умеете готовить? (Ответы) Предлагаю вам сегодня рассказать и показать зайчику, что вы умеете готовить. Обязательно расскажите зайчику, какие продукты для этого нужны и в каком порядке они должны идти: что идет первым, а что вторым. Договорились? Думаю, зайчику будет очень интересно это узнать. А чтобы зайчик точно не забыл, как готовить ваше блюдо, нарисуйте ему записочку с рецептом. Он покажет его маме и вместе они попробуют это приготовить. Для этого я подготовила листы и карандаши в центре творчества.

Дети внимательно слушают, соглашаются принять участие в деятельности.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений "Веселый счет"

Тема: "Веселый счет"Цель: расширять и уточнять некоторые математические представления ( части и целое, счет до пяти, геометрические фигуры, цвет)...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе. "Закрепление порядкового и количественного счета в пределах 5"

Программное содержание: продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить отгадывать математические загадки; учить понимать независимость числа от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: «Шар. Порядковый счет до 3.»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение...

Конспект НОД в средней группе по «Познавательной деятельности (формирование элементарных математических представлений)". Тема: «Счет в пределах 4.Порядковый счет. Геометрические фигуры» .

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ – СКАЗКОТЕРАПИИ.

                    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИ...