Педсовет №3 "Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по математике
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПЕДСОВЕТ №3
«Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей
дошкольного возраста»
Подготовила старший воспитатель
Дегтярева Л.Н.
2024г.
«Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
План
1.Выступление заведующей МБДОУ к участникам педсовета.
Итоги выполнения предыдущего педсовета.
2.Сообщение старшего воспитателя: «Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
3. Доклад: «Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников » - воспитатель Сергеева И.Н.
4. Итоги тематического контроля: « Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у детей» – старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
5. Итоги смотра – конкурса: «Цент занимательной математики»
6. Деловая игра «Математический турнир»
7. Разное
8.Решение педагогического совета
Ход педсовета
- Вступительное слово заведующей МБДОУ к частникам педсовета.
Итоги выполнения предыдущего педсовета.
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.
Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.
2.Сообщение старшего воспитателя: «Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Но дошкольники об этом ещё не знают и не должны знать. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами знаками, символами. Задача педагога развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, что они позволяют достигать наилучших результатов при обучении детей.
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?
Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.
Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без математических знаний. Так или иначе, мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому формирование элементарных математических представлений необходимо начинать с раннего возраста. Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
ФЭМП включает в себя формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. ФЭМП осуществляется на занятиях образовательной деятельности и в режимных моментах.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Чтобы увлечь ребенка математикой уместно использовать игровые технологии в образовательной деятельности.
Что же такое игровая технология?
это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ :
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Игровые технологии по ФЭМП откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФОП ДО, обучение в такой форме:
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным.
3. Доклад: «Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников » - воспитатель Сергеева И.Н.
Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе.
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Система увлекательных игр и упражнений по ФЭМП помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя:
Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.
Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.
Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?
Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте? (игра)
Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировки в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
К ним относятся:
Занятия по математике в виде игровых комплексов : путешествия («По сказкам», «На остров Чудес», «В городе Цифрограде», «На Луну», «Математическое королевство)», математические турниры («Умники и умницы», «Самый умный первоклассник», викторины, конкурсы («Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки»).
Загадки математического содержания : Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. «Ножницы».
Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Что лишнее?», «Найти фигуру», «Символы», «Счетные палочки».
Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Пазлы», «Сложи квадрат», «Сложи кольцо», «Шашки».
Игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
Игры – забавы: лабиринты, «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл».
Задачи-шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями) : «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?».
Развивающие игры по математике: «Найди спрятавшееся число» (задача детей, назвать пропущенные числа).
Играют в шашки. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически.
Игры с мотивационной ситуацией, затруднениями в игровой ситуации : «В магазине перепутались ленты, нужно их разложить по длине», «Помогите болтливой сороке, которая не верит, что елок и берез поровну».
Игры – исследования, способствующие наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Для эффективной организации данной деятельности организована предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный материал (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов).
Познавательные книги для детей, рабочие тетради: «Я считаю до пяти», «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати» (Е. В. Колесниковой)
Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
дидактические средства, применяемые на занятиях;
дидактические игры (настольно-печатные и с предметами);
обучающие и развивающие игры;
шашки, шахматы;
занимательный математический материал;
отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др. ;
книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций;
тетрадь «Игралочка», позволяющая закрепить и расширить знания.
Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду («Сколько пуговиц на кофточке?», «У кого длиннее брюки (шире?», «Чего больше на тарелке яблок или груш?», «Где правая варежка, а где левая?» и т. д.).
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.
Все эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Они должен быть разнообразными и использоваться систематически.
Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме :
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.
Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно - игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Целью этой технологии является развитие познавательно - творческих способностей детей в логико- математической деятельности.
Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.
В проблемно - игровой технологии логика - математические игры представлены в виде групп :
- настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др. ;
-игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др. ;
-игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др. ;
-игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др. ;
- игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др. ;
- игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.
Сейчас, я предлагая отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!
1. Игра называется «Не собъюсь!»
Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь». Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.
Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот» .
Более сложное упражнение «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
2. Игра «Составь по образцу» (геометрические фигуры, цифры, модули).
3. Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)
4. Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью (на ощупь, то есть тактильные ощущения).
5. Игры со стаканчиками:
-Игра: «Гусеничка». Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).
Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.
-Игра: «Башня». Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.
Игра «Прятки». Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.
Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!
А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!
6. Математические тренажеры.
После усвоения материала тренажеры могут использоваться как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми.
- Учимся решать примеры.
- Изучаем время.
- Закрепляем цвет и форму.
- Ориентировка в пространстве.
- Состав числа.
Рассмотрим математический тренажёр «Цветные ладошки».
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, голубого, фиолетового) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, белого, черного) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит влево?
4. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
5. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
6. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в синем квадрате, если сделать один шаг вправо и два вниз, где мы окажемся?
7. Задай маршрут движения товарищу.
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.
Далее мы рассмотрим следующие игровые технологии, дидактический материал по которым присутствует во многих группах, но педагоги не используют их для интеллектуального развития воспитанников.
1. Логические блоки Дьенеша. Являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно – логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития.
2. Игры с палочками Кюизинера. С математической точки зрения палочки Кюизинера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации, цвет и величина, моделируя число, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).
3. Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора – механика и т. д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм. В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики», и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы.
4. Игры Воскобовича. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет, направленную на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка – дошкольника («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Математические корзинки, «Складушки»).
В завершении хочется сказать, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. с детьми нужно «играть2 в математику. Игровые технологии дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
4. Итоги тематического контроля: « Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у детей» – старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний по использованию современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
- Посещение открытых занятий;
- Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.
- Смотр конкурс «Лучший центр математики»
В ходе проверки установлено следующее:
См. аналитическую справку.
5. Итоги смотра – конкурса: «Цент занимательной математики»
6. Деловая игра «Математический турнир»
ЦЕЛЬ: в нетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать в малой группе.
Организационный момент. Ведущий (воспитатель) предлагает поделиться на команды при помощи «Волшебного мешочка» (используя цифры 1 и 2) и просит занять соответствующие места за столами.
1.Придумать название команды и приветствие. (1 минута)
Дорогие, уважаемые коллеги. Приглашаем вас принять участие в «Математическом турнире». Победившая команда получит приз. Чтобы определить победителей мы выберем жюри. Оценка 1 задания – 1 балл.
Все устроились поудобнее? Начинаем!
Итак, первое испытание и первое задание.
И так первый вопрос к обеим командам.
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой).
Первый вопрос 1 команде: Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе?
(количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)
Вопрос 2 команде»: Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?
- Образовательные - чему ребенка будем учить.
- Развивающие - что развивать, закреплять
- воспитательные - что воспитывать у детей
- речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.
2 вопрос 1 команде: Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП:
(Словесные, наглядные, игровые, практические)
2.Вопрос 2 команде: Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация
Инструкция
Пояснения, указания, разъяснения
Предметно-практические и умственные действия
Рассказ
Беседа
Вопросы к детям
Описание
Дидактические игры
Показ реальных предметов
Действия с числовыми карточками и цифрами
Упражнения
Контроль и оценка
3 вопрос 1 команде: Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
(Демонстрационный, раздаточный)
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям:
Каким назовёт команда 2 команда:
- Быть художественно оформлен;
- Привлекательный;
- Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
- Материал должен быть различным на каждом занятии;
- Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);
- Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.);
2 испытание
Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин).
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут.
Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?
- «Три поросенка»
- «Три медведя»
- «Два жадных медвежонка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Белоснежка и семь гномов»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Двенадцать месяцев»
- «Цветик-семицветик.
3 испытание
Кроссворды «Математические термины»
1 команда Решение кроссворда.
- Результат сложения
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура
- Структурная часть арифметической задачи .
- Совокупность групп предметов .
- Единица длины .
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Графическое выражение числа
1 | с | у | м | м | а | |||||||
2 | н | а | л | о | ж | е | н | и | е | |||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | |
5 | в | о | п | р | о | с | ||||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | с | а | н | т | и | м | е | т | р | |||
8 | м | и | н | у | с | |||||||
9 | с | л | о | ж | е | н | и | е | ||||
10 | ц | и | ф | р | а |
2команда Решение кроссворда.
- Результат вычитания
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура.
- Структурная часть арифметической задачи
- Совокупность групп предметов.
- Единица длины
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Условная единица измерения
1 | р | а | з | н | о | с | т | ь | ||||
2 | п | р | и | л | о | ж | е | н | и | е | ||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | к | в | а | д | р | а | т | |||||
5 | у | с | л | о | в | и | е | |||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | м | е | т | р | ||||||||
8 | п | л | ю | с | ||||||||
9 | в | ы | ч | и | т | а | н | и | е | |||
10 | м | е | р | к | а |
4. Испытание.
Решите задачку.
Задачка для каждой команды. На ответ дается 30 секунд
- Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей).
2.Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать).
- Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара).
- Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей).
- Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька).
- Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно брату будет 8 лет).
- Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился
в магазин один? (5 рублей)
5. Блиц-турнир «Вопрос – ответ».
Вам надо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Чья команда ответит быстрее.
- Вопрос: Какой из принципов требует от педагога и детей знания математической терминологии?
Варианты:
а) активности
б) наглядности
в) научности
Правильный ответ: научности
17 слайд. 2. Вопрос: Исключите лишний раздел программы по ФЭМП?
Варианты:
а) количество и счет
б) моделирование
в) величина и форма
г) ориентировка в пространстве
д) ориентировка во времени
Правильный ответ: моделирование
3.Вопрос: Целенаправленный педагогический процесс, формирующий чувственное познание и совершенствующий ощущения и восприятие, это,,,,….
Варианты:
а) умственное развитие
б) сенсорное воспитание
в) речевое развитие
Правильный ответ: сенсорное воспитание
4.Вопрос: Наименее тесная связь теории и методике формирования математических, представлений наблюдается с ….,
Варианты:,
а) медициной,
б) психологией,
в) методикой математики
Правильный ответ: медициной
5.Вопрос: На занятиях по ФЭМП происходит…
Варианты
а) предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление
б) устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка
в) формирование интереса к математике
Правильный ответ: предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление.
6. Вопрос: Словесный метод на ООД по математике в младших группах применяется….
Варианты:
а) при объяснении арифметических задач
б) при использовании символов
в) для объяснения нового материала
Правильный ответ: для объяснения нового материала
7. Вопрос: Дидактический материал Марии Монтессори направлен на развитие…
Варианты:
а) связной речи
б) игровой деятельности
в) сенсорных способностей
Правильный ответ: сенсорных способностей
8.Вопрос: Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
Варианты:
а) формирование системы элементарных математических представлений
б) развитие конструктивной деятельности
в) совершенствование связной речи
Правильный ответ: совершенствование связной речи.
И последнее испытание. У каждой команды на столах счетные палочки. Вам необходимо будет выложить из палочек предмет, изображенный на слайде.
Далее задания выводятся на экран.
1.Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
2.В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.
- Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.
- Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.
28 слайд. Правильный ответ.
Подводятся итоги. Награждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет в ДОУ. | 78.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПЕДСОВЕТ №3
«Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей
дошкольного возраста»
Подготовила старший воспитатель
Дегтярева Л.Н.
2024г.
«Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
План
1.Выступление заведующей МБДОУ к участникам педсовета.
Итоги выполнения предыдущего педсовета.
2.Сообщение старшего воспитателя: «Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
3. Доклад: «Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников » - воспитатель Сергеева И.Н.
4. Итоги тематического контроля: « Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у детей» – старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
5. Итоги смотра – конкурса: «Цент занимательной математики»
6. Деловая игра «Математический турнир»
7. Разное
8.Решение педагогического совета
Ход педсовета
- Вступительное слово заведующей МБДОУ к частникам педсовета.
Итоги выполнения предыдущего педсовета.
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.
Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.
2.Сообщение старшего воспитателя: «Игровые технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Но дошкольники об этом ещё не знают и не должны знать. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.
Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами знаками, символами. Задача педагога развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, что они позволяют достигать наилучших результатов при обучении детей.
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?
Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.
Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без математических знаний. Так или иначе, мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому формирование элементарных математических представлений необходимо начинать с раннего возраста. Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
ФЭМП включает в себя формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. ФЭМП осуществляется на занятиях образовательной деятельности и в режимных моментах.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Чтобы увлечь ребенка математикой уместно использовать игровые технологии в образовательной деятельности.
Что же такое игровая технология?
это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ :
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Игровые технологии по ФЭМП откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФОП ДО, обучение в такой форме:
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным.
3. Доклад: «Игровые технологии в формировании математических представлений дошкольников » - воспитатель Сергеева И.Н.
Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе.
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Система увлекательных игр и упражнений по ФЭМП помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя:
Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.
Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.
Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?
Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.
Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте? (игра)
Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировки в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
К ним относятся:
Занятия по математике в виде игровых комплексов : путешествия («По сказкам», «На остров Чудес», «В городе Цифрограде», «На Луну», «Математическое королевство)», математические турниры («Умники и умницы», «Самый умный первоклассник», викторины, конкурсы («Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки»).
Загадки математического содержания : Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. «Ножницы».
Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Что лишнее?», «Найти фигуру», «Символы», «Счетные палочки».
Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Пазлы», «Сложи квадрат», «Сложи кольцо», «Шашки».
Игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
Игры – забавы: лабиринты, «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл».
Задачи-шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями) : «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?».
Развивающие игры по математике: «Найди спрятавшееся число» (задача детей, назвать пропущенные числа).
Играют в шашки. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически.
Игры с мотивационной ситуацией, затруднениями в игровой ситуации : «В магазине перепутались ленты, нужно их разложить по длине», «Помогите болтливой сороке, которая не верит, что елок и берез поровну».
Игры – исследования, способствующие наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Для эффективной организации данной деятельности организована предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный материал (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов).
Познавательные книги для детей, рабочие тетради: «Я считаю до пяти», «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати» (Е. В. Колесниковой)
Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
дидактические средства, применяемые на занятиях;
дидактические игры (настольно-печатные и с предметами);
обучающие и развивающие игры;
шашки, шахматы;
занимательный математический материал;
отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др. ;
книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций;
тетрадь «Игралочка», позволяющая закрепить и расширить знания.
Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду («Сколько пуговиц на кофточке?», «У кого длиннее брюки (шире?», «Чего больше на тарелке яблок или груш?», «Где правая варежка, а где левая?» и т. д.).
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.
Все эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Они должен быть разнообразными и использоваться систематически.
Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком.
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме :
- развивает логическое и критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- поощряет проявление инициативы;
- способствует физическому развитию.
Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.
Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно - игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Целью этой технологии является развитие познавательно - творческих способностей детей в логико- математической деятельности.
Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.
В проблемно - игровой технологии логика - математические игры представлены в виде групп :
- настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др. ;
-игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др. ;
-игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др. ;
-игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др. ;
- игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др. ;
- игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.
Сейчас, я предлагая отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!
1. Игра называется «Не собъюсь!»
Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь». Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.
Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот» .
Более сложное упражнение «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
2. Игра «Составь по образцу» (геометрические фигуры, цифры, модули).
3. Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)
4. Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью (на ощупь, то есть тактильные ощущения).
5. Игры со стаканчиками:
-Игра: «Гусеничка». Понадобятся стаканчики с цифрами (цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).
Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.
-Игра: «Башня». Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.
Игра «Прятки». Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.
Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!
А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!
6. Математические тренажеры.
После усвоения материала тренажеры могут использоваться как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми.
- Учимся решать примеры.
- Изучаем время.
- Закрепляем цвет и форму.
- Ориентировка в пространстве.
- Состав числа.
Рассмотрим математический тренажёр «Цветные ладошки».
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, голубого, фиолетового) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, белого, черного) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит влево?
4. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
5. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
6. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в синем квадрате, если сделать один шаг вправо и два вниз, где мы окажемся?
7. Задай маршрут движения товарищу.
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.
Далее мы рассмотрим следующие игровые технологии, дидактический материал по которым присутствует во многих группах, но педагоги не используют их для интеллектуального развития воспитанников.
1. Логические блоки Дьенеша. Являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно – логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития.
2. Игры с палочками Кюизинера. С математической точки зрения палочки Кюизинера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации, цвет и величина, моделируя число, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).
3. Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора – механика и т. д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм. В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики», и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы.
4. Игры Воскобовича. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет, направленную на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка – дошкольника («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Математические корзинки, «Складушки»).
В завершении хочется сказать, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. с детьми нужно «играть2 в математику. Игровые технологии дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
4. Итоги тематического контроля: « Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у детей» – старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний по использованию современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
- Посещение открытых занятий;
- Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.
- Смотр конкурс «Лучший центр математики»
В ходе проверки установлено следующее:
См. аналитическую справку.
5. Итоги смотра – конкурса: «Цент занимательной математики»
6. Деловая игра «Математический турнир»
ЦЕЛЬ: в нетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать в малой группе.
Организационный момент. Ведущий (воспитатель) предлагает поделиться на команды при помощи «Волшебного мешочка» (используя цифры 1 и 2) и просит занять соответствующие места за столами.
1.Придумать название команды и приветствие. (1 минута)
Дорогие, уважаемые коллеги. Приглашаем вас принять участие в «Математическом турнире». Победившая команда получит приз. Чтобы определить победителей мы выберем жюри. Оценка 1 задания – 1 балл.
Все устроились поудобнее? Начинаем!
Итак, первое испытание и первое задание.
И так первый вопрос к обеим командам.
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой).
Первый вопрос 1 команде: Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе?
(количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)
Вопрос 2 команде»: Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?
- Образовательные - чему ребенка будем учить.
- Развивающие - что развивать, закреплять
- воспитательные - что воспитывать у детей
- речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.
2 вопрос 1 команде: Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП:
(Словесные, наглядные, игровые, практические)
2.Вопрос 2 команде: Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация
Инструкция
Пояснения, указания, разъяснения
Предметно-практические и умственные действия
Рассказ
Беседа
Вопросы к детям
Описание
Дидактические игры
Показ реальных предметов
Действия с числовыми карточками и цифрами
Упражнения
Контроль и оценка
3 вопрос 1 команде: Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
(Демонстрационный, раздаточный)
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям:
Каким назовёт команда 2 команда:
- Быть художественно оформлен;
- Привлекательный;
- Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
- Материал должен быть различным на каждом занятии;
- Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);
- Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.);
2 испытание
Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин).
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут.
Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?
- «Три поросенка»
- «Три медведя»
- «Два жадных медвежонка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Белоснежка и семь гномов»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Двенадцать месяцев»
- «Цветик-семицветик.
3 испытание
Кроссворды «Математические термины»
1 команда Решение кроссворда.
- Результат сложения
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура
- Структурная часть арифметической задачи .
- Совокупность групп предметов .
- Единица длины .
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Графическое выражение числа
1 | с | у | м | м | а | |||||||
2 | н | а | л | о | ж | е | н | и | е | |||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | |
5 | в | о | п | р | о | с | ||||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | с | а | н | т | и | м | е | т | р | |||
8 | м | и | н | у | с | |||||||
9 | с | л | о | ж | е | н | и | е | ||||
10 | ц | и | ф | р | а |
2команда Решение кроссворда.
- Результат вычитания
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура.
- Структурная часть арифметической задачи
- Совокупность групп предметов.
- Единица длины
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Условная единица измерения
1 | р | а | з | н | о | с | т | ь | ||||
2 | п | р | и | л | о | ж | е | н | и | е | ||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | к | в | а | д | р | а | т | |||||
5 | у | с | л | о | в | и | е | |||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | м | е | т | р | ||||||||
8 | п | л | ю | с | ||||||||
9 | в | ы | ч | и | т | а | н | и | е | |||
10 | м | е | р | к | а |
4. Испытание.
Решите задачку.
Задачка для каждой команды. На ответ дается 30 секунд
- Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей).
2.Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать).
- Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара).
- Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей).
- Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька).
- Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно брату будет 8 лет).
- Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился
в магазин один? (5 рублей)
5. Блиц-турнир «Вопрос – ответ».
Вам надо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Чья команда ответит быстрее.
- Вопрос: Какой из принципов требует от педагога и детей знания математической терминологии?
Варианты:
а) активности
б) наглядности
в) научности
Правильный ответ: научности
17 слайд. 2. Вопрос: Исключите лишний раздел программы по ФЭМП?
Варианты:
а) количество и счет
б) моделирование
в) величина и форма
г) ориентировка в пространстве
д) ориентировка во времени
Правильный ответ: моделирование
3.Вопрос: Целенаправленный педагогический процесс, формирующий чувственное познание и совершенствующий ощущения и восприятие, это,,,,….
Варианты:
а) умственное развитие
б) сенсорное воспитание
в) речевое развитие
Правильный ответ: сенсорное воспитание
4.Вопрос: Наименее тесная связь теории и методике формирования математических, представлений наблюдается с ….,
Варианты:,
а) медициной,
б) психологией,
в) методикой математики
Правильный ответ: медициной
5.Вопрос: На занятиях по ФЭМП происходит…
Варианты
а) предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление
б) устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка
в) формирование интереса к математике
Правильный ответ: предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление.
6. Вопрос: Словесный метод на ООД по математике в младших группах применяется….
Варианты:
а) при объяснении арифметических задач
б) при использовании символов
в) для объяснения нового материала
Правильный ответ: для объяснения нового материала
7. Вопрос: Дидактический материал Марии Монтессори направлен на развитие…
Варианты:
а) связной речи
б) игровой деятельности
в) сенсорных способностей
Правильный ответ: сенсорных способностей
8.Вопрос: Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
Варианты:
а) формирование системы элементарных математических представлений
б) развитие конструктивной деятельности
в) совершенствование связной речи
Правильный ответ: совершенствование связной речи.
И последнее испытание. У каждой команды на столах счетные палочки. Вам необходимо будет выложить из палочек предмет, изображенный на слайде.
Далее задания выводятся на экран.
1.Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
2.В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.
- Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.
- Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.
28 слайд. Правильный ответ.
Подводятся итоги. Награждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Фольклор как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Фольклор как средство формирования математических представлений...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...
Сборник дидактических игр, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Формирование математических представлений — одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста.Поэтому данный сборник дидактических игр будет очень актуален для воспита...