Познавательное развитие
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию с элементами методики М. Монтессори
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности «Занимательная математика»
воспитателя: Богун Ольги Владимировны
Образовательная область | Познание (ФЭМП) | ||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, Подготовительная к школе группа | ||||
Тип НОД | Закрепление счета в пределах 20 | ||||
Тема НОД | «Занимательная математика» | ||||
Цель: | Развитие математических представлений через занимательные упражнения с помощью Монтессори – материала | ||||
Задачи: | Обучающие: - формировать представления об арифметических действиях; - закрепить знание счета в пределах 20; - упражнять в умении классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам (цвет, форма, размер); - закрепить умение «читать» графическую информацию; - прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом; - упражнять в работе с Монтессори – материалом при выполнении заданий. Развивающие: - развивать мыслительные навыки; - развивать математическую речь, память, внимание, логическое мышление, воображение, инициативность, мелкую моторику рук; - развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению нового материала; - развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца; - воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу; - воспитывать интерес к занятиям по математике; - воспитывать интерес к знаниям о музыкальных инструментах. | ||||
Материал: | Демонстрационный материал: - числовые карточки (от 1 до 20); - карточки с математическими знаками; - 1 мяч; - корзины и геометрический материал; - голубая ткань; - числовые доски, наборы бусин, геометрические фигуры (Монтессори – материал) Раздаточный материал: - математические наборы; - карточки с заданиями. | ||||
Предполагаемый результат: | - ребёнок умеет считать в пределах 20; - ребенок умеет «читать» схему, проявляет самостоятельность в выполнении заданий; - ребёнок способен выбирать математический материал для решения своих задач; - ребенок умеет действовать в ситуации «Если что-то не знаю …»; - ребёнок знаком с некоторыми музыкальными инструментами. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя и предлагает познакомиться. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна, я воспитатель детского сада «Родничок». А как зовут вас, я могу прочитать на ваших бейджиках. - Ребята, как мы с вами можем поприветствовать друг друга? Давайте присядем на ковер, и вы мне покажите, как можно здороваться. (Ответы детей) - Ребята, вы любите слушать музыку? Какую? У вас есть любимые исполнители? (Ответы детей) - А я люблю музыкальную группу «Бременские музыканты». Вы знаете о них? (Ответы детей) Включается на «Колибри» отрывок из мультфильма. - Сколько их в группе? На каких музыкальных инструментах они играли? (Осел, Кот, Собака, Петух и Трубадур. Играли на трубе, гитаре) - А вы знаете, что с ними недавно произошло? Трубадур потерял один музыкальный инструмент где-то рядом с вашим садом. И я очень хочу ему помочь, только не знаю, что искать и где искать. Вот поэтому я и пришла к вам. Мне сказали, что вы все знаете и все можете! - Поможете? - А я и не сомневалась в вас, я знаю, что у вас все получиться! | Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |
Этапные (дидактические) задачи:
|
II. Актуализация знаний | Воспитатель обращает внимание на подсказки, которые музыканты оставили в группе (пазлы со схемами) - Ребята, а это что? Это же подсказки! Где были Бременские музыканты? (Ответы детей) Дидактическая игра «Счет в пределах 20» (картинка «Мост») - Напомните мне, пожалуйста, сколько человек в музыкальной группе? Сколько животных? Сколько птиц? - Имя ребенка, расставь знаки в неравенствах. (Кого больше? Кого меньше?) - Имя ребенка, назови соседей числа 9, 5, 7. - Имя ребенка, увеличь число 7 на 2, уменьши 9 на 3. - Ребята, что можно понять из первой подсказки? (Нам нужно двигаться по мосту) - Нужно построить мост через реку. Чего не хватает? Правильно, цифр. Давайте составим число 15, 20, 18, 19 и т.д. - Молодцы! Справились! Открываем картинку. Что на ней изображено? Мы не нашли ответ!!! Идем дальше! - Напомните мне, пожалуйста, что мы ищем? (Ответы детей) | Вопросы, наглядный метод | Дети стоят напротив зашифрованных картинок. Участвуют в диалоге, работают с цифрами и знаками. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. | Наблюдение за процессом деятельности детей | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать математические представления; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь; 3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Фиксация затруднения: Дидактическая игра «Обвал» (картинка «Обвал») - Ребята, нам срочно нужно разобрать горную породу и расчистить путь. Делать нужно правильно: синие треугольники нужно положить в красную корзину, в зеленую нужно положить не квадратные камни) (Дети разбирают завалы, сортируют геометрический материал) – А что мы с вами нашли? (Ответы детей) Для чего они нам нужны? Чем они нам могут помочь? (Ответы детей) Выявление причины затруднения: - На них нет цифр и знаков. Как мы будем считать? (Ответы детей) Выход из затруднения: - Что же нам теперь делать? (Ответы детей) - Ребята, если мы что-то не знаем, к кому мы можем обратиться и где мы можем посмотреть? (посмотреть в интернете, в энциклопедии, спросить у воспитателя, у взрослых) - Спрашивайте! | Словесный, наглядный метод | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Для чего нам нужны эти бусы?» Дети сталкиваются с затруднением: что можно делать с этими бусами? | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач. | Наблюдение в процессе работы за детьми | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; 2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. | ||||||
IV. Открытие нового знания | - Это, ребята, математические бусы. - Давайте пройдем за столы (Дети с воспитателем проходят за столы) - Посмотрите, какого цвета эти бусы, посчитайте, сколько бус на белом стержне, сколько на синем? (Ответы детей) - Берете нужное количество и составляете пример (воспитатель показывает на столе), это поможет вам правильно посчитать и решить примеры. – Ребята, если у кого - то при выполнении задания возникают вопросы, подходите, спрашивайте. (Дети составляют примеры по карточкам) Дети открывают вторую часть картинки. Следующее задание – картинка «Костер» Физкультминутка - Давайте отдохнем (Музыкальная разминка) | Словесный, наглядный, игровой метод Метод демонстрации: использование ТСО | Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы знакомятся Монтессори – материалом. Знакомятся с принципом «сложения», «вычитания» | Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. | Наблюдение за процессом деятельности (умеют работать с карточкой, находить нужные стержни, правильно и последовательно составлять пример) | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) учить работать с Монтессори - материалом; 2) познакомить с методом «счет десятками». | ||||||
V. Включение нового знания в систему знаний ребенка | - Ребята, осталось всего 1 часть открыть. Не устали? Тогда продолжаем свой поиск. Что мы ищем? (Ответы детей) Дидактическая игра «Занимательные задачи» (картинка с вопросами) – Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача? (Ответы детей) - Давайте решим несколько задач. (Ответы детей) - С помощью какого счетного материала будем считать: бусы или математический набор? (Ответы детей) - Купили 10 гитар и 4 барабана. Сколько музыкальных инструментов купили? - На полке стояло 8 колокольчиков, поставили еще 2. Сколько колокольчиков стоит на полке? - Придумайте сами задачи на сложение, вычитание, если сможете. (Ответы детей) - Ребята, нам осталось решить всего несколько задач, но они самые сложные: - Трубадур уронил в реку железный молоток, мяч и торт. Сколько предметов плавает на поверхности реки? - Осел и Петух зашли в пустой автобус. На следующей остановке в автобус зашли 2 кота. На следующей остановке 1 кот вышел. Сколько было остановок? - Молодцы! Открываем последнюю картинку! Что это? Правильно, это флейта! Давайте закроем глаза и мысленно отправим флейту нашему Трубадуру! | Словесный, наглядный, игровой метод Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа Метод демонстрации: использование ТСО (Трубадур играет на флейте) | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
| Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. | ||
Этапные (дидактические) задачи: 1) закрепить знания детей о составляющих задачи; 2) развивать интерес к работе с новым материалом; 3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца; 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. | ||||||
VI. Осмысление (итог) | - Ребята, мы сегодня смогли помочь Трубадуру? - Да! - А что мы делали? (Мы нашли его музыкальный инструмент) - Как он называется? (Флейта) - С помощью чего мы нашли флейту? (С помощью решения примеров и задач) -Что вам понравилось? С каким материалом вам понравилось работать? Почему? - Вот здорово! Хотите услышать, как звучит настоящая флейта? (Звучит флейта) - Ребята, Бременские музыканты вам передали слова благодарности и вот эти медали! Спасибо! До свидания. | Словесный метод | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. | Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. | Анализ высказываний | |
Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарий Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь Трубадуру, потому, что они умеют считать и логически мыслить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....