Методическая разработка «Деление целого на части».
методическая разработка по математике

С необходимостью деления множества на части,  а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости (конфеты,  печенье), покупать в магазине часть (половину, четверть) тортa, делить грядки на отдельные участки и т.д.

Деление целого предмета или множества на несколько равных частей дает возможность познать ряд закономерностей о  вещах и явлениях, способствует формированию логического  мышления, развитию умения находить причинно-следственные связи, по результатам работы делать вывод о полученных данных и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_delenie_tselogo_na_chasti.docx189.49 КБ

Предварительный просмотр:

Деление целого на части

 С необходимостью деления множества на части,  а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости (конфеты,  печенье), покупать в магазине часть (половину, четверть) тортa, делить грядки на отдельные участки и т.д.

Деление целого предмета или множества на несколько равных частей дает возможность познать ряд закономерностей о  вещах и явлениях, способствует формированию логического  мышления, развитию умения находить причинно-следственные связи, по результатам работы делать вывод о полученных данных и т.п.

 С делением целого на части дети знакомятся очень рано.

На третьем-четвертом году жизни практически делили множество на части (отдельные элементы). Выполняли они и обратные действия - из отдельных элементов (частей) составляли  целое множество. При этом ставилась задача определить количество элементов (частей) в данном множестве, однако не рассматривались, а потому и не осознавались отношения части к целому.

Тем не менее, при ознакомлении с количественным составом чисел первого десятка, основное внимание уделялось именно пониманию детьми отношения единицы (как части) к числу (как целому).

Процесс ознакомления детей с делением целого на части состоит из таких компонентов: деление множества на подмножество, практическое деление предмета на части путем складывания, разрезания, на основе измерения и получение целого из частей, т.е. установление отношений части и целого. Сначала воспитатель показывает детям, что множества могут быть однородными и неоднородными, состоящими из двух-трех частей. Эти части можно объединять. Например, зайчиков и медведей дети воспринимают и считают как два самостоятельных множества (две совокупности, группы).

«Сколько зайчиков? Сколько медведей? Чего больше? Чего меньше? Как одним словом можно назвать и зайчиков, и медведей? Правильно, это игрушки». Итак, воспитатель подводит детей к тому, что количество отдельных небольших множеств можно объединять в одно большое множество. Это последнее множество называется целым, а первичные (небольшие) множества - частями этого целого. Целое всегда больше, чем любая его часть (даже самая большая).

Дети рассматривают букет из разных цветов и устанавливают, что букет - это целое, ромашки и васильки - его части. Ромашек в букете больше, чем васильков, однако их меньше, чем всего цветов в букете. Такие упражнения воспитатель организует на двух-трех занятиях. Постепенно дети делают вывод, что целое множество можно разделить на части, что часть (даже самая большая) меньше, чем целое, а целое больше, чем часть.

Для закрепления и уточнения этих понятий используются дидактические игры и упражнения типа «лото». Дети группируют, классифицируют предметы по определенным признакам, свойствам.

Особое значение имеют  упражнения в практическом делении целого предмета на равные (а потом и неравные) части и на основе этого - осознание понятий «половина», «одна вторая», «четверть», «три четвертых» и т.д.

Последовательность в обучении делению целого на части обоснована в работах Т.В.Тарунтаевой.

http://www.maam.ru/upload/blogs/e4366867c23bb7547d883aef31789cc3.jpg.jpg

Первое занятие, посвящено заинтересованности детей самим процессом делении, понимания ими практической необходимости этих действий. Например, к кукле Наташе в гости пришла  подруга, у них одно яблоко на двоих. Часть детей может предложить отдать яблоко подруге, однако будут и такие, кто предложит разделить яблоко пополам, поровну. Воспитатель делит яблоко пополам. Закрепляются слова-понятия: половина, две части, поровну. На этом же занятии можно предложить детям разлить поровну сок в две чашки. Следует подчеркнуть, что часть сока (половину) надо налить в чашку Наташе, остальную (тоже половину) -  подруге. Воспитатель обращает их внимание на одинаковое количество сока в обеих чашках.

Детям предлагается самостоятельно поделить лист бумаги,  согнув и разрезав его. При этом воспитатель не должен  разрывать лист на части. Он сгибает его и уточняет, что образовались две половины, потом разгибает лист, чтобы дети  увидели, что из двух половинок можно составить  целое.

На втором и третьем занятиях знания и умения  закрепляются. Дети делят предмет (круг, полоску, ленту) на иные части и из частей создают целое. Например, воспитатель берет лист бумаги и обращается с вопросом: «Сколько у меня  листов?» - «Один», - отвечают дети. Потом воспитатель складывает лист бумаги пополам. «Сколько теперь листов?» - Два,- отвечают дети. «А если сложить так, как было, что будем  иметь?» - «Будем иметь один лист». В этих упражнениях учатся объединять отдельные части в целое, и  делить целое на части. Потом воспитатель показывает принцип деления целого предмета на четыре равные части.  

Воспитатель постоянно побуждает к словесному описанию способа и результата деления. Дети устанавливают связь между действием и его результатом: разделили предмет пополам (дважды пополам) - получили две (четыре) равные части, объединили их вместе - получили целый предмет.

По просьбе воспитателя находят одну из двух частей (половинок), одну из четырех частей, две, три из четырех частей.

Воспитателю следует помнить, что знания и умения детей делить предмет на части целесообразно использовать для расширения представлений о размерах геометрических фигур, о пространстве, времени. Например, когда делят квадрат, прямоугольник, ромб на равные части, получают при этом разные геометрические фигуры. Иногда детям дают конкретные задания: «Как следует сложить квадрат, чтобы получить два равных треугольника (прямоугольника)?»

Знание о делении целого на части и сложении целого из частей, полученные на занятиях по математике, закрепляются в изобразительной деятельности, конструировании и т.д. Эти знания и умения расширяются и уточняются в подготовительной к школе группе. Понимание детьми отношения части и целого, в дальнейшем можно использовать при обучении их решению арифметических задач.

При обучении делению геометрических фигур можно использовать схемы:

                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни. Деление целого на части. (Из опыта работы)

  Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни....

Конспект открытой НОД по математике в подготовительной к школе группе (логопедической) «Деление целого на части. Логические игры»

Программное содержание:Закрепить определение зависимости при делении целого на части.Закрепить названия дней недели.Уточнить представление о различных геометрических фигурах.Продолжать учить сра...

Презентация "Деление целого на части"

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему, дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них присходит формирование логического мышления, происходит...

Конспект занятия по математике "Деление целого на части"

Конспект поможет детям сформировать умение делить целое на части и сравнивать часть и целое....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Деление целого на части»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Деление целого на части»Возрас...

«Деление целого на части»

Учить делить круг путем сгибания на четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть....