Проект "Маленькие финансисты"
проект по математике (старшая группа)

Никитина-Мацкевич Елена Викторовна

Проект "Маленькие финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_malenkie_finansisty_.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

               

Проект «Маленькие

Финансисты»

Выполнил воспитатель:

 Никитина Елена Викторовна

                                     

  Актуальность проекта:

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны, мы взрослые знаем, а знают ли дети?  Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Нередко  родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков, устраивают истерики.  

Для начала необходимо чётко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-6 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

В основу проекта положены следующие принципы: 

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект «Маленькие финансисты»

По предметно-содержательной области  

Интегрированный  (решаются задачи из разных образовательных областей программы).

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности

Информационно-познавательный, долгосрочный

По количеству участников проекта

Групповой.

Участники проекта  

В реализации проекта участвуют дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель проекта

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта

Образовательные: 

- Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;  объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи,

складывающиеся непосредственном окружении (труд, товар, деньги, цена, стоимость - с  одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность,

экономность, щедрость и т.д.); сформировать умения грамотно действовать в повседневной  жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).

- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.). Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей),  видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

- Обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

Развивающие:

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями. 

- Воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе.

Для родителей:

- Организовать педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.

- Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Участие детей в проекте «Маленькие финансисты» позволит максимально обогатить знания и представления детей о деньгах, о бюджете семьи, о труде родителей.
  • Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, осознают ценности вещам, будут уважать труд родителей.

Педагоги:

  • Приобретут новый опыт работы по воспитанию экономической культуры дошкольников.
  • Повысят профессиональное мастерство, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Родители:

  • Родители приобретут дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей, появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДО и семьи по экономическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экономических проектах.

Ресурсное обеспечение проекта

  • программно-методическое обеспечение;
  • развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
  • взаимодействие всех участников педагогического процесса;
  • система взаимодействия с родителями;
  • система мониторинга.

Трансляция проекта

Сайт педагога, сайт дошкольной организации, ватсап чат с родителями.

Продукты проекта

Лэпбук «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет».

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников».

Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие альбомы «Деньги разных стран», «История возникновения денег»

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.

Рабочая тетрадь по основам финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

Содержание, методы  и формы реализации проекта

Проект состоит из четырех блоков:  «Труд – продукт – товар»,

 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»,

«Такая разная реклама»,

 «Семейный бюджет».

 Каждый раздел включает в себя проведение образовательно- воспитательной деятельности с детьми по формированию экономических представлений, совместную деятельность детей и взрослых, мероприятия с родителями воспитанников.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и методы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода проекта.

Методы деятельности:

  • Словесные: (ситуации речевого познавательного общения, беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.).
  • Наглядные: (наблюдение, просмотр развивающих мультфильмов, презентаций, демонстрация наглядных пособий, рассматривание предметов, плакатов, иллюстраций, оформление выставок детского творчества).
  • Игровые: (сюжетно-ролевые игры, дидактические, логические игры, подвижные игры, игровые упражнения, игровые приёмы).
  • Практические (экспериментирование, моделирование).
  • Проблемные: решение проблемных ситуаций.

            Формы проведения:  

  • групповые занятия.
  • индивидуальная работа.

Этапы реализации проекта:

1 этап – мотивационный

2 этап – проблемно-деятельностный

3 этап – творческий

Планируемая работа

Ожидаемый результат

1 этап -  мотивационный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Направление деятельности:

  • Курсы повышения квалификации.
  • Подбор диагностических методик по теме проекта.
  • Оценка экономических представлений дошкольников (методика А.А.Смоленцевой).
  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Опрос родителей по теме «Мой ребенок и финансовая грамота» (А.Д.Шатова)
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к проекту.
  • Приобретение настольно/печ. игр и изготовление их своими руками.
  • Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, иллюстраций, раскрасок.
  • Создание картотек дидактических игр, проблемных ситуаций экономического содержания.

Для эффективной реализации проекта созданы условия для экономического воспитания детей:

  • - Лэпбук «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет».

- «Финансовые сказки» – сборник сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста

  • Наглядно-дидактические альбомы:

- «Финансовая азбука» – наглядный иллюстрированный альбом, в котором понятно и доступно объясняются основные экономические понятия.

- «Деньги разных стран мира» – наглядный иллюстрированный альбом, который знакомит детей с разными странами и их валютой. «История возникновения денег».

- Настольно-печатные игры «Товары», «Где хранятся деньги», «На что уходят деньги», «Что можно купить – что нельзя», «Магазин», «Кто как работает», «Касса», «Что и когда лучше продавать», «Что мы купим в магазине?», «Угадай где продаются», «Потребности. Хочу-надо», «Кто что делает?», «Что быстрее купят?».

-  Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

 «Банкомат», игровой набор «Маленький банкир», «Касса», костюмы «Парикмахер», «Продавец».

Работа с родителями:

- Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота»

- Привлечение родителей к оформлению игрового пространства атрибутами.

- Консультации для родителей (папки передвижки):

«Нужна ли дошкольнику экономика?»

«Дети и деньги»

«Финансовая грамотность в ДОУ»

«Семейная экономика»

- Информационный буклет «Экономическое развитие дошкольников».

- «Рекомендации, советы родителям по экономическому воспитанию детей в семье». 

  • - Индивидуальные работы, домашние задания: «Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей.
  • - Конкурс рекламных плакатов и рекламных слоганов  «Мороженное и его реклама».
  • -  Оформление фотостенда «Родители на работе».

- Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей).       - Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

Будет собран необходимый

материал для работы над проектом.  

Будет создана позитивная работа с родителями.

Определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

 

Создание атмосферы сотрудничества.

Формирование понимания о значении экономического воспитания у дошкольников.

Закрепление понимания родителями о правилах экономического воспитания детей.

Вовлечение родителей в педагогический процесс.

2 этап -  проблемно-деятельностный

Цель: реализация проекта  по образовательным областям. Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности  ведётся во всех воспитательно–образовательных блоках:

- в непосредственно образовательной  деятельности,

- в совместной деятельности воспитателя с детьми,

- в самостоятельной деятельности детей.

«Социально - коммуникативное развитие»

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе», «Сбербанк», «Покупаем овощи и фрукты»,  На почте», «Аптека», «Ярмарка товаров» (рисуем, клеим, вырезаем, лепим), «Какие бывают профессии?» Цель: Закрепить знания о разнообразии профессий, их назначении; Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.

- Беседы: «Профессии родителей», «В мире современных профессий», «Для чего надо трудиться?», «Моя копилка»,  "Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта", "Какие бывают деньги? Что такое номинал", "В каждой ли стране одинаковые деньги?", "История денег", «Наличные и безналичные деньги»,  "Что такое реклама?", «Какие бывают доходы»

- Встреча с интересными людьми: (работник банка)

- Решение проблемных ситуаций «Заработанные деньги», «Обязанности», «Богатство Буратино», «Где купить?»,  «Выгодное ли предложение»,  «Где продается товар?» и др.

- Выставка «Волшебная копилка»

«Познавательное развитие»

- Беседы (по плану перспективного  планирования проекта)

- Игра-викторина «Мы ребята деловые»

- Экскурсия в сберегательный банк города. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. Встреча с маленьким коллекционером юбилейных монет.

- Просмотр видео-мультфильмов, экономических сказок. 

С обязательной беседой после просмотра.

Цель: формирование первоначальных знаний об экономике, развитие внимания, речи.

1. «Уроки тетушки Совы»- «Азбука денег»

2.«Уроки финансовой грамотности» со Смешариками.

3.Сказка «Кто хорошо потрудился, у того труд в монеты и рубли превратился»

4. Сказка «Натуральный обмен»

5. «История денег»

- Опытно-экспериментальная деятельность. Центр экспериментирования. «Сравнение монет и купюр по различным характеристикам» (определить свойства металла, из которого сделаны монеты, и какими свойствами обладает бумага).

- Настольно-печатные игры;  дидактические игры

Дидактическая игра на липучках «Товары», «Где хранятся деньги», «На что уходят деньги», «Что можно купить – что нельзя», «Магазин», «Кто как работает», «Касса», «Что и когда лучше продавать», «Что мы купим в магазине?», «Угадай где продаются», «Потребности. Хочу-надо», «Кто что делает?», «Что быстрее купят?», «Соотнеси набор монет с числом», «Магазин», «Кто как работает», «Услуги и товары», «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?», «Что забыли положить в корзинку?», «Путаница», «Что угодно для души», «Что сколько стоит», «Давай поменяемся», «Много - мало», «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет», «Сдача», «Доход-расход»;  пазлы «Денежные купюры», «В банке», «Продуктовый отдел», «Финансовые приборы».

- Работа в рабочей тетради по основам финансовой грамотности

«Речевое развитие» 

- Рассматривание наглядно-дидактических альбомов

- Работа с моделями: мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессиях.

Овладение финансовым содержанием осуществлялось и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, сказки).

-  Ш. Перро «Кот в сапогах, «Как старик корову продал» (реклама, товар, профессии, покупки, продажа).

- А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»,  К. И. Чуковский «Муха-цокотуха» (покупка, выгода, базар)

- «Петушок и бобовое зёрнышко» (труд, продукт, сырьё, материал), «Колосок» (раскрыть понятия: труд и лень)

- «Золотая антилопа»,  «Три поросёнка» (труд, договор, уговор)

«Мужик и медведь» (труд, выгода, товар, договор, прибыль, уговор)

- Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» («Простоквашино»)

- «Хаврошечка» (труд, обязательства)

- «Как Коза избушку построила» (потребности, возможности).

- Чтение рассказов Петра Кошеля

Цель: Формирование экономического сознания, умения анализировать, подводить итоги, задавать и отвечать на вопросы.

«Что такое деньги?», «Первые деньги», «Какие еще были деньги»

«Первые монеты», «Монеты раньше и теперь»
«Фальшивые монеты», «Первые монеты на Руси»
«Русский рубль», «Пятак - самозванец», «Что такое банк?»

«Бумажные деньги», «Необычная бумажка».

- Работа со словарем экономических понятий.

«Художественно-эстетическое развитие»

- Лепка «Пекари».

- Конструирование «Супермаркет», «Банк»,   

Конструирование из бумаги (оригами) «Кошелёк».

- Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности.

- Рисование  «Что бы я хотел купить на деньги», «Придумай свои деньги»- Цель: Развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги, «Вот какие деньги!»-  монеты в технике «Фроттаж», «Чеки для товаров», «В мире рекламы. Мороженное».  

«Физическое развитие» 

- П/игры, эстафеты: «Кто быстрее подметёт», «Где мы были мы не скажем, что делали покажем», «Попади монеткой в банку». Игра – приветствие «Цветные монетки».

- Физкультминутки: «Будем денежки считать», «Мы в профессии играем», «Покупаем продукты»

Играя в сюжетно-ролевые игры  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Дети научатся классифицировать товары, узнают термины: «заработная плата», «бюджет», «расходы», «доходы», «валюта», «монета», «купюра», «товар» и др.

Повысится познавательный интерес к вопросам экономики.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.

Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

3 этап – творческий

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Творческий отчет (квест игра)

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Презентация  проекта родителям и педагогам.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе.

В конце реализации проекта  у детей сформируются  следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Деньги любят счет (имеют представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
  • Финансы нужно планировать (имеют представление что такое семейные доходы и расходы).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети знают элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети  осознают, что главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье  близких людей – за деньги не купишь).
  •  Финансы – это интересно и увлекательно.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: данная система работы положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появился интерес к людям разных профессий, они стали более бережливыми, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Перспективное планирование реализации проекта.

Срок проведения

Образовательная деятельность

Деятельность детей в режимных моментах

Взаимодействие с родителями

Тема

Педагогические 

задачи

Методическое обеспечение

I блок «Труд и потребности человека» 

направлен на знакомство с людьми разных профессий, на воспитание уважения к труду человека и результату труда.

Октябрь

Ноябрь

«У каждого человека должно быть интересное дело». 

«Почему все взрослые работают».

«Когда продукт труда превращается в товар».

«Ценность и украшение товара – его качество»

Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится.

Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела.

Знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги», «качество», «умелость».

Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности.

Воспитание уважения к профессиям близких им людей.  Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.   Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.

Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи.

Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию, результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда - это мир вещей, который окружает нас.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену.

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой.

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка.

Презентация  «В мире профессий»

Подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская».

 

- Беседа о  разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия, о необходимости трудиться.

- Настольные дидактические игра  «Магазин продуктов»

  • - Д/ игры   «Кто больше назовет профессий»; 
  • «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Кому что нужно для работы»; «Из чего что сделано»;   «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно.

 - Художественная литература: С.Михалков «А что у вас?;  сказка Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»; РНС «Царевна-лягушка»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Откуда стол пришел?»,

Обсуждение прочитанного.

- Просмотр Экономическая сказка «Кто хорошо потрудился, у того - труд в монеты да в рубли превратился». «Экономическая сказка Натуральный обмен».

- Творческая продуктивная деятельность: Рисование «Что бы я хотел купить на деньги». Рисование: «Чеки для товаров». Конструирование «Супермаркет».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Сюжетно-ролевые игры: «На почте», «Кафе», «Магазин», «Парикмахерская».

- Работа с моделями: мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессиях.

- Раскраски «Мир профессий»

- Разучивание пословиц о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут» и т.д.

- Отгадывание загадок о профессиях и труде.

- Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек.

Оформление фотостенда «Родители на работе».

Информационный материал для родителей «Финансовая грамотность в ДОУ»

Дидактическое пособие «Кто что делает» (профессия – продукт труда)

- Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества).

II блок «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

направлен на формирование понятия о денежных знаках, закрепление представлений об их внешнем виде (монеты, купюры) и

разном достоинстве.

Декабрь

Январь

Знакомство детей с понятием «деньги».

«Какие деньги бывают?».

«Денежные знаки».

«О том, как правильно

деньгами распоряжаться»

«Откуда у людей берутся деньги».

Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Дать понятие о деньгах как  о средстве купли-продажи.  Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег.

Расширить представление о деньгах, их ценности.

Развивать способность разумно расходовать деньги.

Экономические категории: деньги, расход.

  • Воспитание экономности, бережливости.

Формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег.

Воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится.

Воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости.

Экономические категории: зарплата, профессия, труд.

Видео  «История появления денег».

Подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игр «Банк».

Наглядно-дидактический альбом «Деньги разных стран».

- Рассматривание  альбомов «Деньги разных стран»

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

- Игра – приветствие

«Цветные монетки»

- Д/ игра «Где хранятся деньги», «На что уходят деньги», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Угадай, где продаются», «Соотнеси набор монет с числом».

- Рассматривание с детьми изображения современных денег.

- Выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях.

- Творческая продуктивная

деятельность:

Рисование «Придумай свои деньги», «Вот какие деньги!» -  монеты в технике «Фроттаж». Конструирование «Банк»

- Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги».

Просмотр видео «История возникновения денег».

- Художественная литература: А. Романова «Чудеса в кошельке». РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена»,  А.Н. Толстой  «Золотой ключик или приключения Буратино», Сборник «Финансовые сказки».

- Рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию.

- Сюжетно-ролевая игра «Банк».

- Встреча с интересными людьми: (работник банка)

- Беседа «Дом, где живут деньги»

- Экспериментальная деятельность. Центр экспериментирования. «Сравнение монет и купюр по различным характеристикам» (определить свойства металла, из которого сделаны монеты, и какими свойствами обладает бумага).

Информационный буклет  «Экономическое развитие дошкольников»,

«Дайте ребенку знания о деньгах».

Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».

 

«Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей.

Банк.

Познакомить детей с понятием «банк», дать понятие об операциях производимых в банке».

Экскурсия в отделение Сбербанка, встреча с  работником банка.

Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карте.)

III тема «Такая разная реклама»

направлен на знакомство с рекламой, рекламными продуктами и на формирование, осознанного отношения детей к рекламе.

Февраль

«Что такое реклама?»  

«Кто делает рекламу?» 

«Распространи-тели рекламы»

Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни;      о их месте продажи.

Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности.

Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей.

Закреплять знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.

  • Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.
  • Экономические категории: реклама, привлекательность.

Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство».

Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности.

  • Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу.

  • Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка.

Подбор видео роликов «Такая разная реклама»

- Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций.

- Рассказы детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней.

- Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми.

- Просмотр мультфильма «На рынке корову старик продавал», «Барбоскины и реклама».

- Творческая продуктивная деятельность:  Рисование           «В мире рекламы. Мороженное».

Лепка из солёного теста «Пекари» (изготовление товара и его реклама для продажи)

Конструирование «Супермаркет»,

- Сюжетно – ролевая игра «Наша мастерская»: «Ярмарка товаров» (рисуем, клеим, вырезаем, лепим).

- Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара»,  о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

- Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе. Затем эти эскизы обсуждают на худсовете и отдают в печать).

- Д/ игра «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Художественная литература: чтение РНС «Лиса и козел», отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе.

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Конкурс рекламных плакатов и рекламных слоганов.

Консультации и рекомендации для родителей «Дети и деньги».

IV блок  «Семейный бюджет»

направлен на знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи» и правильном хранении и трате денег.

Март

Апрель

«Что такое бюджет семьи?

Из чего состоит семейный бюджет»

 

«Экономия тепла, света, воды».

«Проблема выбора» (где покупать продукты. Как правильно делать покупки».

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия, пособия). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Познакомить с новым понятием «доходы» и «расходы».  Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз.

Дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость».

Дидактическое пособие  «Планируем бюджет семьи»,

«Доходы» и «Расходы».

Иллюстрации.-

- Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».

- Совместные размышления «Для чего нужно экономить деньги?»

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

- Творческая продуктивная деятельность:   Рисование «Копилка», «Кошелёк».

- Художественная литература:   Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».  К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Сборник «Финансовые сказки».

- Игра-викторина «Мы ребята деловые». 

- Д/ игра  «Что быстрее купят»  (выбор товаров первой необходимости), «Нужные и ненужные  расходы».

- Продуктивная деятельность:

 - Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Кошелёк».

Информационный буклет «Как можно экономить деньги в семье».

Изготовление атрибутов для игр «Магазин», «Парикмахерская»

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

Экскурсия в продуктовый магазин.

Мониторинг освоения детьми основ финансовой грамотности.

Акция «Неделя сбережений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...