ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сафронова Мария Владимировна

ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять решение простых арифметических примеров в пределах 10.
  • Закреплять умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Дать знание о государственной символике, достопримечательностях родного города.
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Обогащать, пополнять, активизировать словарь.
  • Учить давать характеристику звуку.
  • Упражнять в составлении предложения по картинкам.
  • Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_chto_gde_kogda.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять решение простых арифметических примеров в пределах 10.
  • Закреплять умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Дать знание о государственной символике, достопримечательностях родного города.
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Обогащать, пополнять, активизировать словарь.
  • Учить давать характеристику звуку.
  • Упражнять в составлении предложения по картинкам.
  • Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Развивающая:

  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
  • Вызывать интерес к интеллектуальным играм, воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль, умение работать в коллективе.
  • Формировать звуковую культуру речи.

Используемое оборудование: ноутбук с презентацией, игрушка Сова, волчок, 7 писем, карточки с примерами, карточки «Состав числа», картинки (флаги: РФ и Иваново, памятник «Героям тыла и фронта»), картинка для составления задачи «Яблоня с пятью яблоками и 3 яблока под ним», скрипичный ключ, черный ящик, листочки в клетку, простой карандаш, сок, предметные картинки из серии «Относительные прилагательные» (яблоко, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград, груша, слива, ананас, абрикос, персик), сюжетные картинки («Тапочки лежат на полу», «Бабочка сидит на грибочке», «Девочка сидит на стуле»), схемы-прямоугольники для анализа предложения, воздушный шарик, круги зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа слова, звездочки, песочные часы на 1 мин, магнитная доска, маркер, салфетка, аудиозапись физкультминутки.

II Содержательная часть:

Конспект занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводный этап, продолжительность 3 - 5 минут

Цель этапа: психолого-педагогический настрой детей на деятельность, сообщение темы, программных задач.

Цель этапа: осознанно воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг,

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло,

Чтоб везде всегда везло!

Везение сегодня всем пригодится. Ребята, я вас приглашаю поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Знаете, какая птица является символом этой игры?

Как вы думаете, почему именно сова – Символ этой игры?

Правильно, ребята, и сегодня вам придется проявить смекалку, находчивость, показать все свои знания. Прошу вас занять свои места.

Мы находимся в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Против вас играют телезрители страны Смешариков. Всего в игре 7 раундов, за каждый правильный ответ вы будете получать звезду. На обсуждение каждого задания вам дается 1 минута.

Дети входят в группу, оформленную как передача «Что? Где? Когда?», на столе круг с секторами, на нем письма с номерами, волчок.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Да, сова.

Она считается символом знаний и мудрости.

Дети рассаживаются за столом.

Основной этап, продолжительность 20 минут

Цель этапа: психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, совместная деятельность; организация опытно-поисковой, трудовой деятельности, оказание необходимой помощи и поддержки в процессе занятия.

Закрепление информации.

Организация физминутки.

Цель этапа: участвуют в диалоге с воспитателем, активно ищут ответ, действуют, делают выводы, стремятся довести начатое до логического завершения, представляют результат деятельности.

Первый РАУНД

Крутим волчок. Против вас играет Лосяш.

Задание называется «Впиши недостающие цифры». Вам раздаются карточки. Вы должны вписать в пустые клеточки цифры, и мы узнаем состав чисел 8, 9, 10.

8

9

10

1

8

9

2

2

2

5

3

7

4

5

4

3

4

5

6

6

6

7

7

3

1

8

1

Итак, проверяем, правильно ли вы сделали задание.

За правильный ответ вы получаете звезду.

Второй РАУНД

Крутим волчок. Против игроков – Крош. Задание называется «Моя страна».

Крош спрашивает: Как называется страна, в которой вы живете?

Назовите столицу вашей страны.

В каком городе вы живете?

Как называется область, в которой вы живете?

Итак, слушайте внимательно задание: рассмотрите внимательно картинки, которые прислал Крош, и расскажите, что на них изображено. Старайтесь рассказывать полными предложениями. Время на раздумье.

Итак, проверяем задание. За правильный ответ вы поучаете звезду.

Третий РАУНД

Крутим волчок.

Против вас играет Копатыч. Задание называется «Какой сок»?

В саду у Копатыча растет много деревьев, и он очень любит пить сок из фруктов.

Давайте угостим Копатыча соком.

Сок из яблок как называется?

Сок из апельсинов как называется?

Сок из лимонов как называется?

Сок из мандаринов как называется?

Сок из бананов как называется?

Сок из груш, как называется?

Сок из ананасов, как называется?

Сок из сливы, как называется?

Сок из винограда, как называется?

Сок из персиков, как называется?

Сок из абрикосов, как называется?

Молодцы, все правильно назвали. Получите звезду.

Четвертый РАУНД

Крутим волчок. Против игроков – Бараш.

Бараш поэт, он сочинил для вас интересные задачки. Внимательно слушайте, обсуждайте и отвечайте.

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?

Пять ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их в футбол играет?

Дарит бабушка - лисица

Трем внучата рукавицы.

- Это вам на зиму, внучки.

Рукавичек по две штучки.

Берите, не теряйте,

Сколько всех пересчитайте!

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

А теперь главное задание от Бараша.

Задание называется «Придумай задачу». Внимание на доску. По заданному рисунку (висит на доске, на нем изображение яблони, на ней 5 яблок, под яблоней 3 яблока) вместе составить задачу. Затем один из вас выйдет и расскажет задачу, которую вы составите, запишет решение.

Все ли вам понятно?

Тогда можете приступать к обсуждению, у вас 1 минута.

Молодцы, получите звезду.

Ну, а теперь Физкультурная пауза.

Прошу всех выйти из-за стола и встать в две колонны.

Мы пойдем налево

Мы пойдем направо

Два раза повернемся,

Потянемся, промнемся.

Попрыгаем на месте.

Шагнем вперед все вместе.

Обратно как пингвины

Покатимся со льдины.

И руки поднимем,

Опустим, поднимем,

Опустим, поднимем

Да! И друга обнимем.

Шестой РАУНД

Крутим волчок.

Против вас играет Нюша. Задание называется «Замечательные картины».

У Нюши в доме висят красивые рисунки. И несколько штук она прислала к вам на игру. Нюша просит по ним составить предложения и выполнить их анализ.

Воспитатель показывает картины.

Ребята сколько слов в предложении?

В этом предложении есть маленькое слово?

Давайте попробуем разобрать это предложение. Какое первое слово в этом предложении?

«Пальто» – это предмет, действие или признак?

Почему?

Какое второе слово в этом предложении?

«Висит» - это предмет, действие или признак?

Почему?

Какое третье слово в этом предложении?

«На» - что это?

Какое четвертое слово в этом предложении?

«Вешалка» - это предмет, действие или признак?

Почему?

Как сделать так, чтобы это предложение состояло не из четырех слов, а из пяти?

Давайте добавим признак к предмету. На какой вопрос он отвечает?

Давайте добавим признак к слову-предмету «вешалка». Вешалка какая?

А теперь что получилось?

Сколько теперь стало слов в предложении?

За правильный ответ вы получаете звезду.

Шестой РАУНД

Крутим волчок.

Против вас, ребята, играет Ежик.

Внимание – Черный ящик!

Слушайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Вопрос: «Что лежит в черном ящике?»

А еще Ежик любит играть в одну очень интересную игру «Ловить звуки». Давайте и мы с вами поиграем.

«Шарик»: какой первый звук вы поймали?

Скажите, какой это звук?

Какой второй звук вы поймали?

Какой это звук?

Какой третий звук вы поймали?

Определите, какой это звук?

Какой четвертый звук вы поймали?

Какой это звук?

Какой пятый звук вы поймали?

Какой это звук?

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько согласных звуков в этом слове?

Назовите их.

А сколько гласных?

Назовите их.

Знаете, дети, есть такое правило: «Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове». Значит, и слогов в слове будет тоже два. Давайте проверим.

Какой первый слог в этом слове?

Какой второй слог?

Молодцы, ребята! И с этим сложным заданием вы отлично справились.

За правильный ответ вы получаете звезду.

Седьмой РАУНД

Крутим волчок. Против вас, ребята, играет Пин. Пин – изобретатель. Он просит отгадать то, что он изобрел.

Для этого вам нужно соединить точки прямыми линиями. Перед выполнением этого задания подготовим к работе наши руки.

Пальчиковая гимнастика

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

Итак, проверяем. Что у вас получилось?

За правильный ответ вы получаете звезду.

На этом игра закончилась. Со счетом 7:0 выиграли игроки.

Один из детей крутит волчок.

Дети заполняют карточки.

Один из детей крутит волчок.

Смотрят задание.

Россия.

Москва.

Иваново.

Ивановская область.

Дети составляют рассказ по картине.

Рассказывают.

Один из детей крутит волчок.

Из яблок получается яблочный сок.

Апельсиновый.

Лимонный.

Мандариновый.

Банановый.

Грушевый.

Ананасовый.

Сливовый.

Виноградный.

Персиковый.

Абрикосовый.

Один из детей крутит волчок.

Дети ведут подсчет и отвечают: 4.

Дети ведут подсчет и отвечают: 4.

6

Дети ведут подсчет.

7 – 3 = 4

Дети рассматривают рисунок.

Да, все понятно.

Дети оживленно составляют задачку, один ребенок выходит к доске и записывает решение.

Дети выполняют движения под музыку по показу воспитателя.

Один из детей крутит волчок.

Дети по картинам составляют предложения и выкладывают схемы:

«Мальчик лежит в кровати»,

«Чашка стоит на столе»,

«Пальто висит на вешалке».

Четыре.

Да, есть это слово «на».

Пальто.

Предмет.

Потому что предмет отвечает на вопрос: «кто?» или «что?».

Висит.

Действие.

Потому что предмет отвечает на вопрос: «что делает?».

На.

Маленькое слово.

Вешалке.

Предмет.

Потому что предмет отвечает на вопрос: «кто?» или «что?».

Нужно добавить еще одно слово.

Какой? Какая? Какие? Какое?

Коричневая, новая, деревянная, красивая.

Пальто висит на деревянной вешалке.

Пять.

Один из детей крутит волчок.

Воздушный шарик.

Давайте.

[Ш].

Согласный, твердый, глухой, шипящий, обозначается синим цветом.

[А]

Гласный, потому что поется и тянется, обозначается красным цветом,

[Р']

Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

[И]

Гласный, потому что поется и тянется, обозначается красным цветом.

[К]

Согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом.

Пять.

Три.

[Ш], [р], [к].

Два.

[А], [и].

Дети с помощью хлопков делят слово на слоги.

«Ша».

«Рик».

Один из детей крутит волчок.

Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Дети проводят по точкам линии, и получается машина.

Заключительный этап, продолжительность 5 мину

Цель этапа: формировать умение детей проводить в конце занятия самоанализ усвоенных знаний и выполненных заданий,

корректировка деятельности детей в дальнейшем.

Цель этапа: оценивают, высказываются, осознают причины успехов и неудач, отгадывают загадку, радуются сюрпризу.

Дети, расскажите Мудрой Сове, какие задания вам понравились, какие задания показались сложными?

Ребята, Мудрая Сова приготовила для победителей подарки. Она зашифровала то место, где они лежат, но дала подсказку. Перед вами три коробки, подарки, лежат в одной из них, вам нужно отгадать в какой. Эта коробка не пластмассовая и не в полоску.

Теперь попрощайтесь с Мудрой Совой.

Ответы детей.

Дети угадывают коробку, воспитатель раздает угощения.

До свидание.

Информационные ресурсы:

  1. Алябьева Е.А. Как развить воображение у ребенка 4 – 7 лет. М., 2017.
  2. Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5 – 8 лет. М., 2017.
  3. Алябьева Е.А. Как развить память у ребенка. Учим запоминать стихи. М., 2017.
  4. Волина В.В. Занимательная математика для детей. М., 1994.
  5. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 6-7 лет. Сценарии практических занятий. М., 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. М., 2001.
  7. Маханева М.Д., Ширяева Г.И. Математическое развитие детей 5-7 лет: Метод. пособие. М., 2012.
  8. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М., 1985.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет. М., 2003.
  10. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. РАЗ – ступенька, ДВА – ступенька: Метод. рекомендации. Практический курс математики для дошкольников. М., 2009.
  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М., 2003.
  12. Севостьянова Е.О. Как развить интелект у ребенка 5-7 лет. М., 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...