"Расколдуем царевну Арифметику"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Елена Леонидовна Алымова

Повторение и закрепление основных математических знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskolduem_tsarevnu_arifmetiku.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по математике

в подготовительной группе

«Расколдуем царевну Арифметику»

Цели и задачи:

- Закреплять умение работать с числовым рядом от 1 до 20, называть соседей числа;

- Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа, используя знаки больше, меньше, равно.

- Закреплять умение употреблять в речи предлоги «до», «после», «между», «перед», «сверху», «снизу», «слева», «справа».

- Закреплять знания о последовательности дней недели и временных понятий «утро, день, вечер», времен года.

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

- продолжать учить детей делить предмет на 2 и 4 части и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

- Упражнять детей  в решении простых арифметических задач на сложение и вычитание.

-Способствовать развитию логического мышления, речи, сообразительности, внимания

- Формировать простейшие графические умения и навыки.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

- Воспитывать умение слушать.

- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ход занятия

Восп. Здравствуйте! Я очень рада видеть всех, кто здесь присутствует. Дети, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!

Дети садятся.

Восп.  Сегодня утром перед дверью нашей группы я обнаружила этот сосуд.

- Как вы думаете, что это?

- И что нам с ним делать?

- Действительно, внутри что-то есть. Сейчас мы его откроем и посмотрим. Да это же письмо. Сейчас мы его прочтем и сразу все поймем.

    Текст письма: «Дорогие ребята! Наше математическое царство-государство постигла беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей, а царевну Арифметику заточил в башню и держит ее там без воды и еды. И сейчас тут творится такая неразбериха – все числа в числовом ряду перепутались, геометические фигуры забыли свои имена, а математические знаки не знают, зачем они нужны. В общем, жить стало просто невыносимо. Помогите расколдовать жителей и освободить царевну.»

Ну что, поможем жителям математического царства-государства и их царевне Арифметике?

Тогда мы отправимся в путь – нелегкий, но очень интересный, где будем выполнять различные задания, преодолевать припятствия и тем самым поможем царевне и жителям ее царства.

Задание 1. «Числовая дорожка»

Злой волшебник очень постарался, чтобы никто не смог пройти к заколдованному царству. Он даже дорогу разрушил. Попробуем ее восстановить?. Каждый участник должен вставить в пустые клеточки недостающие цифры, а затем соединить все части, чтобы получилась одна дорога. И вот по ней-то мы и отправимся в путь. (Дети выполняют задание.)

А теперь проверим, правильно ли мы восстановили дорогу:

  1. Какое число стоит между числами 0 и 2; 4 и 6; 11 и 13; 16 и 17.
  2. Назовите соседей числа 2, 5, 8, 11, 14, 19.
  3. Назовите число, которое больше числа 3, 7, 10, 18 на 1.
  4. Назовите число, которое меньше числа 5, 7, 11, 15, 19 на 1.

Умнички! Теперь наша дорога восстановлена и мы можем смело отправляться в путь. Итак, как мы пойдем? В пути мы будем останавливаться и выполнять задания.

Задание 2. «Математические знаки»

Математические знаки – они с перепугу забыли, как они называются и для чего они нужны. Помогите, пожалуйста, скажите для чего они нужны? А как называются?

«Поставь правильно знак» – дидактическая игра.

(Дети выбирают себе цифру, находят соответствующее количество предметов на карточке, тем самым объединяются в пары, сравнивают числа и ставят соответствующий знак). Итог – Как называются математические знаки? Для чего они нужны?

Прекрасно! Математические знаки вспомнили о своем предназначении, т.е. они сравнивают и показывают какое число больше, какое меньше и сообщают о равенстве. И благодарят вас за помощь!

        Задание 3. «Верно-не верно»

Хотите поиграть?. Эта игра не простая. Она поможет исправить ошибки, которые приготовил злой волшебник. Если то, что я назову, вы считаете правильным – хлопайте в ладоши, а если не правильно – приседаем.

- по утрам нужно делать зарядку;

нельзя умываться по утрам;

- вечером вся семья собирается дома;

днем ярко светит луна;

- днем дети идут в детский сад;

ночью люди обедают;

- в неделе 7 дней;

за понедельником следует среда;

- после субботы идет воскресение;

- перед пятницей стоит четверг;

всего 5 времен года;

- весна наступает после лета;

- часы – это прибор для измерения температуры;

- стрелки часов показывают стороны света?

Какие молодцы! Все-то вы знаете! Задания как орешки щелкаете.

Садятся за столы.

Задание 4. «Геометрические домики»

Ну, вот мы и приблизились к математическому царству. Послушайте, какая здесь стоит тишина – улицы пусты и в окнах домов никого не видно. Кто же живет в этих домиках? Об этом мы узнаем, отгадав загадки.

  1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

А зовут его… (квадрат)

  1. Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны.

Ну, пожалуй, и довольно.

Что ты видишь? (треугольник)

  1. Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос

И без носа он, о боже

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как зовут теперь его? (трапеция)

  1. Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал,

Получился вдруг… (овал)

Итак, кто живет в этих домиках? Назовите одним словом. Теперь мы их расселим по квартирам.

(У каждого ребенка домик с пустыми окошками. В каждое окошко положить геометрическую фигуру по словесному описанию педагога.)

Жителей мы расселили и можем двигаться дальше.

Задание 5. «Высокая башня»

Перед нами высокая башня, в которой заперта царевна. Башня-то высоченная, лифта нет и лестницы нет. Как же нам добраться на самый верх, ведь надо спасать царевну, а то погибнет она без воды и без еды. Что же делать? На чем еще можно попасть на большую высоту?

Зарядка для глаз «Самолеты»

Пролетает самолет (руки в стороны, глазки вниз)

С ним собрался я в полет (глазки вниз, не опуская головы)

Правое крыло отвел (глазки вправо, не поворачивая головы)

Левое крыло отвел (глазки влево, не поворачивая головы)

Я мотор завожу (рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)

И внимательно гляжу! (рука описывает круг в другую сторону, глазки следят за движением руки)

Поднимаюсь и лечу (медленно поднимаем глазки вверх)

Возвращаться не хочу! (моргаем глазками)

 А где же мы его возьмем? Может, сами смастерим из счетных палочек? (дети за столами выкладывают самолет по образцу) Вот на этом самолете мы и доберемся до царевны. Полетели? А чтобы не скучать в полете, займемся решением задач.

  1. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала,

Сколько вместе кошек стало?

  1. На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?  

  1. Все ли здесь цыплятки-детки

Надо сосчитать наседке:

Шесть на грядках, три – во ржи.

Сколько их всего, скажи?

Физминутка:

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

сели, встали, сели, встали,

Ванькой-Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Задание 6. «Графический диктант»

Вот и добрались до самого верха башни.

Ого! И тут злой волшебник свои ловушки расставил - повесил огромный замок на двери.  И замок этот не простой – зашифрованный. Вам нужно опять потрудиться, разгадать шифр. Разгадаем?

8 клеток – вправо

2 клетки – вверх

4 клетки – вправо

5 клеток – вниз

4 клетки – влево

2 клетки – вверх

4 клетки – влево

3 клетки – вниз  

1 клетка – влево

1 клетка – вверх

1 клетка – влево

1 клетка – вниз

1 клетка - влево

3 клетки – вверх

1 клетка – влево

1 клетка - вверх

Что получилось? (Ключ.)

Задание 7. «Магические круги»  

Молодцы, ключ найден, замок открыт, мы можем зайти к царевне в комнату. Но почему-то не расколдовалась царевна. Видимо, не все задания мы выполнили. Подождите, что это у царевны в руках? Схема какая-то.  Ага, вот и пояснение: «Чтобы полностью разрушить чары злого волшебника, царевна должна подарить ему красивый ковер. Все необходимое для украшения ковра находится в чудесном сундучке»

Посмотрим, что здесь лежит. Ножницы и много цветных кругов разного размера.  Больше ничего нет.  А на схеме мы видим и половинки кругов, и четвертинки. Где же нам их взять?  (Деление кругов на половинки и четверти).

Задание 8. «Практическая работа»

Дети коллективно наклеивают детали на схему ковра.

- Посмотрите, какой замечательный и уютный коврик у вас получился. Я думаю, что имея такой ковер, злой волшебник расколдует царевну Арифметику, и сам больше никогда не будет творить злодеяния.

Итак, вы прошли такой длинный путь, выполнили все задания. И теперь в царстве-государстве восстановился порядок. Все жители и царевна Арифметика благодарят вас за помощь.

И в награду за вашу смелость, за то, что вы не остановились перед трудностями, теперь уже добрый волшебник, оставил вам в подарок свой замечательный чудо-сундучок. В математическом царстве все в порядке и нам пора вернуться. А сундучок возьмем с собой. Возвращаться будем по нашей дорожке, только в обратном направлении. (Счет от 20 до 0)

Итог:

Понравилось ли вам наше путешествие с приключениями? (смайлики)

А теперь посмотрим, что же лежит в сундучке. Это сладости!

Спасибо всем!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Как расколдовали принцессу Мелодию"

Это сказочный сюжет, ка кощей бессмертный похитил принцессу Мелодию. Ребятам нужно было выполнить задание, чтобы ее спасти....

Расколдуй фигуры

Заготовка для занятий для дорисовки и преобразования фигур в предметы...

«Как мы расколдовали волшебный лес» (НОД для подготовительной к школе группы)

Учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.Закреплять умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимы.Способствовать открытому проявлению ...

"Расколдуем сказку"

"Расколдуем сказку" - это конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Образовательная область - художественное творчество. Конспект показывает один из вариантов исп...

"Расколдуем сказку"

"Расколдуем сказку" - это конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Образовательная область - художественное творчество. Конспект показывает один из вариантов исп...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...