Конспект ООД по формированию математической грамотности у детей подготовительной к школе группе Интеллектуальная игра «Зарядка для ума»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Итоговое мероприятие по функциональной граммотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_zanyatie.docx845.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по формированию математической грамотности у детей подготовительной к школе группе

Интеллектуальная игра «Зарядка для ума»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Цель. Систематизация и закрепление математических представлений детей подготовительной к школе группе посредством игры.

Задачи.

1.Воспитывать навыки сотрудничества, культуру индивидуальной и коллективной работы («Социально-коммуникативное развитие»).

2.Воспитывать чувство ответственности за свою работу; понимание того, что от личных усилий каждого зависит общий результат («Социально-коммуникативное развитие»).

3.Развивать познавательный интерес, внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить, умение понимать поставленную задачу («Познавательное развитие»).

4.Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10 и знание цифр от 0 до 9 («Познавательное развитие»).

5.Развивать навыки решения простых арифметических задач на сложение на наглядной основе; при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+) и знаками отношения равно (=) («Познавательное развитие»).

6.Уточнить приемы деления круга на 8 равных частей путем сгибания круга, закрепить понимание соотношения целого и частей, правильно обозначать части целого  и показывать их (одна часть из восьми, две части из  восьми) («Познавательное развитие»).

7.Закрепить знания детей о временах года, названии месяцев, дней недели  («Познавательное развитие»).

 8.Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец («Познавательное развитие»).

9.Продолжать знакомить с часами и определять время по часам с точностью до 1 часа («Познавательное развитие»).

 10.Закрепить навыки ориентирования на листе бумаги  («Познавательное развитие»).

 11.Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы («Речевое развитие»).

 12.Формировать умение выполнять чётко движения в соответствии с текстом, способствовать расслаблению мышц и эмоциональному спокойствию («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

-практические: игровая ситуация «Разделимся на две команды», игровое упражнение «Посчитай», игра «Посчитай, не ошибись», игра  «Покажи цифру», игра «Реши задачу», игра «Раздели пирог», игра «Составление фигуры-силуэта зайца», физкультминутка «Не ошибись», игра «Проложи маршрут», «Конкурс капитанов».

-наглядные: рассматривание карточек, картинок, наблюдения за действиями педагога и детей в процессе занятия.

-словесные: игровое упражнение «Круглый год», беседа, вопросы к детям, стихи-задачи, создание проблемных ситуаций, формулирование выводов.

Демонстрационный материал и оборудование. 2 магнитные доски. 3 картинки с изображением кружков, ёлочек, точек в круге (от 3 до 5 предметов на каждой картинке). Картинка с изображением шаров. Образцы с изображением бегущего и сидящего зайцев (игра «Танграм»). Ноутбук, аудиозапись бодрой музыки (по выбору педагога).

Раздаточный материал. Эмблемы-карточки с  геометрическими фигурами (треугольники и круги - поровну) по количеству детей.  Картинки с изображением дома (с 6 и 4 окнами поровну) по количеству детей. Набор геометрических фигур к игре «Танграм» по количеству детей. Круги (диаметр 8 см.), ножницы по количеству детей.  Набор цифр от 0 до 9 и знаков «+», «=» - на каждого ребёнка.    Карточки с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат) на каждого ребёнка, карандаши на каждого ребёнка. Циферблат часов без стрелок (2 штуки), фломастеры (2 штуки). Медали на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений. Проведение математических игр, развлечений, упражнений.  Решение и составление арифметических задач. Игра «Танграм». Разучивание пальчиковых игр, игровых упражнений, подвижных игр. Разгадывание математических загадок.

Работа с родителями. Консультации «Что такое занимательный математический материал?», «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала», мастер-класс по проведению игр: головоломок с палочками, логических упражнений, игр «Танграм», «Колумбово яйцо», просмотр занятий и игр детей.

Ход занятия

В центре зала стоят два стола с эмблемами двух команд (на одной- красный круг на другой- желтый треугольник),  две  магнитные доски.  С боку стоит стол для членов жюри и доска для подведения итогов соревнования. Под аудиозапись бодрой музыки, дети входят в музыкальный зал, встают врассыпную, здороваются с гостями (родителями и педагогами).

Воспитатель. Сегодня у нас состоится интеллектуальная  игра. Это конкурс умных, смекалистых и находчивых. Победит в нём тот, кто не будет отвлекаться, быстро и правильно решит все задания. У нас три тура, за каждое  правильно выполненное задание команда получает  одно очко. Задача – правильными ответами набрать как можно больше очков. Та команда, которая заработает больше очков,  будет победителем. Итак,  для проведения игры нам необходимо разделиться на 2 команды. Как же нам разделиться на команды? (Дети предлагают свои варианты).

Воспитатель выслушивает все варианты и предлагает детям свой вариант: взять карточки (на обратной стороне изображены  либо круг, либо треугольник). Дети делятся на две команды, им прикрепляются эмблемы. Выбираются капитаны, члены жюри.

Воспитатель. Объявляю начало игры.

Разминочный тур

Игровое упражнение  «Посчитай» (приложение 1)

Воспитатель показывает картинки. Дети выполняют задание.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Вопросы задаются каждой команде по очереди. Очки не выставляются.

Вопросы

1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах? (Два кг.)

2. Сколько лап у двух медвежат? (Восемь)

3. Сколько хвостов у двух ослов? (Два)

4. Сколько пальцев на двух руках? (Десять)

5. Сколько колёс у двух машин? (Восемь)

6. На столе три яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Три)

7. На  столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три)

8. В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (Три)

9. Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)

10. Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)

11. 4 мышки грызли корку сыра. Подкралась кошка и схватила 1 мышку. Сколько мышек продолжало грызть корку сыра? (Ни одной, все мышки разбежались)

12. Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой ослик нёс 10 кг ваты. У кого груз тяжелее? (Груз одинаковый)

Первый тур

Задание 1

Игра «Посчитай, не ошибись» (приложение 2)

На столах перед детьми разложены картинки с изображением дома (у одной команды с 6 окнами, у другой с 4 окнами)

Воспитатель. Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нём комнат, если в каждой комнате по два окна. Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу.

Дети выполняют задание, используя картинки. Воспитатель и члены жюри проверяют правильность выполнения задания.

Задание 2

Игра «Покажи цифру»

На столах перед детьми набор цифр от 0 до 9. Детям необходимо показать цифру, которая служит ответом на задание.

  • Покажите цифру, обозначающую число, которое больше числа 2 на 1. (Три.)
  • Покажите цифру, показывающую, сколько сторон у ромба. (Четыре.)
  • Покажите цифру, которая находится между цифрами 4 и 6 (Пять.)
  • Покажите цифру, показывающую, сколько дней в неделе. (Семь.)
  • Покажите цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения. (Один.)
  • Покажите цифру, показывающую, сколько хвостов у трёх котов. (Три.)
  • Покажите цифру, показывающую, сколько ушей у трёх мышей. (Шесть.)

Задание 3

Игра «Реши задачу» (приложение 3)

Воспитатель. Мама купила 3 жёлтых и 2 красных шарика. Сколько всего шаров купила мама? (Выставляет картинку с изображением шаров).

Задание. Используя счётный материал, надо составить математическое выражение.

Дети выполняют задание. Воспитатель и члены жюри проверяют правильность выполнения задания.

Подведение итогов. Жюри подводит итоги.

Воспитатель. Пока жюри подсчитывает очки, предлагаю провести разминку.

Вот, у нас, игра какая, хлоп ладошка, хлоп другая!

Правой,  левую ладошку, мы похлопаем немножко.

А потом, ладошкой левой ты хлопки погромче делай!

А потом, потом, потом  левой, правую побьём.

Вверх ладошки. Хлоп! Хлоп! По коленкам шлёп, шлёп!

По бокам теперь пошлёпай, по плечам теперь похлопай,

Можешь хлопнуть за спиной, хлопаем перед собой.

Вправо можем, влево можем и крест - накрест руки сложим.

Жюри подводит итог первого тура, объявляет команду, победившую в первом туре.

Второй тур

Задание 1

Игра «Раздели пирог»

Воспитатель.

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк и белочка с лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (Восемь, вместе с медведем)

Я вам предлагаю разделить  пирог, на столько равных частей, чтобы хватило всем, сидящим за столом (8 животных). Воспитатель уточняет: «На сколько частей надо разделить пирог?» Дети сгибают бумажные круги пополам. Затем ещё раз пополам и, наконец, каждую часть делят ещё на две части.  Разрезают круги по линии сгиба и объясняют, что получилось восемь равных части.

Одна команда показывает одну восьмую часть, вторая – две восьмых.

Задание 2

Вопросы задаются каждой команде по очереди.

Игровое упражнение «Круглый год».

-Назовите дни недели.

-Назовите четыре времени года.

-Назовите зимние месяцы по порядку.

-Назовите весенние месяцы по порядку.

-Назовите летние месяцы по порядку.

Назовите осенние месяцы по порядку.

Подведение итогов. Жюри подводит итоги.

Воспитатель.  Пока жюри подсчитывает очки, предлагаю провести разминку.

Музыкальная физкультминутка «Не ошибись»

Правую руку вверх,

Правую руку вниз,

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вперёд,        

Правую ногу назад,                

Правой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад,

Всем туловищем потрясём

И повернёмся кругом.

Жюри подводит итог второго тура, объявляет команду, победившую во втором туре.

Третий тур

Задание 1

Игра «Составление фигуры-силуэта зайца» (приложение 4)

На столах перед детьми наборы фигур к игре «Танграм». Воспитатель предлагает детям составить фигуру-силуэт зайца по образцу контурного (нерасчленённого) характера.

Дети выполняют задание. Воспитатель и члены жюри проверяют правильность выполнения задания.

Задание 2

«Конкурс капитанов» (приложение 5)

- Светлане надо убрать 4 комнаты. Одну комнату она убирает за один час. Сколько времени у неё уйдёт на уборку?

Нарисуй стрелки на циферблате так, чтобы они показывали время, когда Света закончит уборку, если она начала в 12 часов.

- Мама ушла в магазин и сказала, что придёт через три часа. Во сколько придёт мама домой?

Нарисуй стрелки на циферблате так, чтобы они показывали время, когда мама придёт домой, если она ушла в 12 часов?

Капитаны выполняют задание, используя картинки. Объясняют свои действия.

Задание 3

Игра «Проложи маршрут» (приложение 6)

Воспитатель.  Ребята, нам надо проложить маршрут на карте. Обратите внимание: на карте все объекты расположены рядами. Я буду диктовать.

Поставьте карандаш в точку на круге, возле которой нарисована стрелка.

1-й ряд. Не самый маленький, и не круглый.

2-й ряд. Не зелёный и не круглый.

3-й ряд. Не квадрат и не жёлтый.

4-й ряд. Не самый большой и не розовый.

5-й ряд. Без углов и не круг.

Воспитатель. Ребята, давайте подведём итог нашей игры. Какое задание больше всего вам понравилось? Какое было самым лёгким? Какое задание было трудным?

Дети отвечают на вопросы.

Жюри подсчитывает очки, объявляет победителя. Награждение команд.

Список  литературы

Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – М.: Гном-пресс, 1998.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. –М.: Просвещение, 1985.

Новикова В.П. Математика в детском саду Подготовительная группа. [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2005.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп.и испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 368с.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

Приложение

Приложение 1

Игровое упражнение  «Посчитай»

Приложение 2

Игра «Посчитай, не ошибись»

Приложение 3

Игра  «Реши задачу»

Приложение 4

Игра  «Составление фигуры-силуэта зайца».

Приложение 5

«Конкурс капитанов»

Приложение 6

Игра «Проложи маршрут»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на планету Математики" Конспект по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивной доски.

Конспект по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски....

Конспект ННОД по по математическому развитию для детей подготовительной к школе группы "В гости к сказке "Белоснежка и семь гномов"

Конспект ННОД по математическому развитию в  подготовительной к школе группыВ гости к сказке «Белоснежка и семь гномов...

Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие проведено  новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста....