Использование дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
статья по математике (средняя группа)

Фаттахетдинова Галия Равильевна

Дидактические игры — это отличный способ формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. Игры помогают детям учиться и развиваться в увлекательной и интересной форме. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_didakticheskoy_igry.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование  дидактических игр на формирование  элементарных математических представлений у детей 4 – 5 лет»

(из опыта работы)

Фаттахетдинова Г.Р. – воспитатель

ГБОУ Щкола № 1476 г. Москва

Известно, что развитие математических представлений не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и обусловливает его общее умственное развитие. Отсюда вытекает, что каждый педагог должен сделать все, чтобы максимально эффективно обеспечить ребенку доступный ему объем знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Еще мы не должны забывать, что обучение в детском саду существенно отличается от обучения в школе. Игра является основным видом деятельности в детском саду, это касается и занятий по формированию элементарных математических представлений.

Удивительно четко было сказано Ф.Б. Блехер: «Дидактические игры и занимательные упражнения – основной путь математического развития детей дошкольного возраста». Да, действительно, дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций и помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Исходя из этого, можно сделать предположение: чем больше  используются дидактические игры в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений, тем выше и качественнее становятся их знания. Поэтому я поставила перед собой цель: выявить особенности математического развития детей 4 – 5 лет посредством введения дидактической игры.

Прежде чем приступить к этой работе я познакомилась с методическими рекомендациями педагогов Блехер Ф.Н., Леушиной А.М., Тихеевой И.С., которые занимались разработкой системы дидактических  игр, и поставила перед собой следующие задачи:

1.Выявить уровень математического развития детей 4 – 5 лет;

2.Провести сравнительный анализ уровня математического развития;

 до введения дидактических игр и в результате проектной деятельности;

3.Ввести в практику использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в повседневной жизни.

В работе по формированию элементарных математических представлений  существуют 2 пути. Первый путь – игры и занятия со специальными заданиями по всем разделам математики. Основной материал дети получают именно на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Мною были введены в большом количестве дидактические игры при изучении всех разделов математики:

  1. Ориентировка в пространстве. Игры: «Найди игрушку», «Кто здесь прячется», «Гномы в мешочках» и др. Цель: продолжать овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу и т.д.; научить определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  2. Ориентировка во времени. Игры: «Когда это бывает», «Неделька стройся» и др. Цель: формировать представление о частях суток, временах года. Научить  различать понятия сегодня, завтра, вчера.
  3. Геометрические фигуры. Игры: «Волшебная мозаика» (с блоками Дьенеша), «На что похоже», «Раскрась предметы». Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
  4. Количество и счет. Игры: «Зажги звезды», «Что дальше» (с блоками Дьенеша) и др. Цель: продолжать обучение детей счету; закреплять умение употреблять количественные и порядковые числительные в пределах «5».
  5. Величина. Игры: «Как проти к домику лисы», «Построй по росту» и др. Цель: учить измерять с помощью условной мерки.
  6. Алгоритмы. Игры: «Переходим улицу», игры с блоками Дьенеша. Цель: формировать умения выполнять действия в определенном порядке, для решения какой либо задачи. Используя игры такого рода, я вижу, как дети воодушевляются и не воспринимаются детьми как занятия, они просто играют.

Второй путь в работе с детьми тесно связан с первым. Это использование многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различных видах детской деятельности. Да, действительно, улучшение качества знаний детей просто невозможно без закрепления их в повседневной жизни и в свободной поисковой деятельности, на прогулке, занятиях по физкультуре и т.д.

Совершенствование работы по улучшению качества знаний по формированию элементарных математических представлений у детей также предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Поэтому я считаю необходимым познакомить родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии дидактической игры на детей. Для этого я провожу  консультации,  а также родители с большим удовольствием помогают делать дидактический материал и посещают открытые занятия.

Вот таким образом, складывалась моя работа. Изучив методические рекомендации и притворив их в жизнь, мною были получены хорошие результаты. Методическая концепция выше указанных педагогов сложилась в результате их многолетней экспериментальной работы в этой области, поэтому я также взяла за основу своей работы диагностику, разработанную ими на выявление влияние дидактической игры на формирование элементарных математических представлений.

Детям предлагалось четыре с использованием дидактических игр на:

1.Исследование пространственных представлений;

2.Исследование количественных представлений;

3.Величина;

4.Исследование понятий геометрических фигур.

Диагностика проводилась в начале года и в конце. В результате показатели по всем пунктам исследований в конце года в 2  раза выше, чем в начале. Отсюда вывод - внедрение большого количества дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в повседневной жизни способствует повышению уровня математического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

План по самообразованию на 2019 - 2020 уч. год «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»...

«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа, человеку прожить не возможно. Поэтому, чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы мате...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...

Перспективное планирование по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Мастер - класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3-7 лет»

Цель: организовать познавательную и практическую деятельность родителей по выработке умения делать своими руками дидактические игры....